Цепочки, в которой один объект меняет мо-дусы. Если учесть, что резкая
смена плана приводит к тому, что на экране оказывается не предмет, а его Часть, (а это, фактически, воспринимается как смена объекта), то можно Сказать, что первый случай будет представлять на экране смену кадров, а Второй - дви-жение изображения внутри кадра. Монтажный эффект возникает В обоих случаях. Образование новых значе-ний и на основе монтажа двух Различных изображений на экране, и в результате смены разных состояний Одного изображения представляет собой не статиче-ское сообщение, а Динамический нарративный (повест-вовательный) текст, который, когда он Осуществляется средствами изображений, зримых иконических знаков, Составляет сущность кино. В этом смысле противопоставление А. Базена дол-жно получить иной смысл - Оно указывает на вполне реальный факт истории кинематографа, если имеет З виду ориентацию тех или иных художественных тече-ний на воссоздание "живой жизни" или конструирова-ние художественных концепций, на монтаж кусков ленты или съемку "большим куском" с ориентацией на актерскую Игру. Однако полагать, что желание уклониться от режиссерского Вмешательства представ-ляет достижимую, причем столь простыми Средствами, как декларация отказа от монтажа, цель, - конечно, значит Так же упрощать вопрос, как и считать, что, ликвидируя склейку, мы Уничтожаем принцип монтажа. Склейка кусков ленты и интеграция их в высшее смысловое целое - наиболее Явный и открытый вид монтажа. Именно он привел к тому, что монтаж был Осознан художественно и теоретически осмыслен. Однако скрытые формы
Монтажа, при которых любое (77) изображение сопоставляется с последующим Во вре-мени и это сопоставление порождает некоторый третий смысл, - Явление не менее значимое в истории кино. Наблюдение Базена касается не только реального, но и очень существенного Факта из истории кино. Од-нако при осмыслении его необходимо иметь в Виду следующее: то, что А. Базен представляет как две исконно Противоположные и отдельные тенденции в конструировании фильма, каждая Из которых имма-нентно замкнута в себе, на самом деле - два Противопоставленных и антагонистических рычага единого ме-ханизма. Они Работают только во взаимной борьбе и, следовательно, нуждаются друг в Друге. Победа любой из этих тенденций, трактуемая как исчезновение Дру-гой, означала бы не торжество, а уничтожение побе-дителя. История кино с его периодической сменой ориенированности на "конструкцию" или на "фото-графию жизни" - убедительное тому доказательство. В конкретной Идейной и эстетической борьбе вокруг искусства та или иная концепция Может связываться с определенными философскими или идеологическими Воззрениями. Однако по своей природе она не исчер-пывается этой связью. Так, в литературе ориентиро-ванность той или иной идейной или Художественной концепции на стихи или прозу не исключает того, что сами По себе поэзия и проза - формы жизни литера-туры и пригодны для Выражения самых разнообраз-ных идейных концепций. Кинематограф для того, чтобы осознать себя как искусство, должен был Начать с наиболее обнаженно условных форм киноязыка, самый перевод на Кото-рый явлений жизни казался эстетическим открытием. Утрировка Условности составляла неизбежную черту кинематографа, стремившегося
Оторваться от фото-графии. Если делить, как это делает Базен, кинемато-граф на "условный" и "реальный" и связывать именно с монтажом Границу между ними, то ускользнет из внимания другой аспект:,з Кинематографе 1920-х годов то направление, которое избегало острых монтажных решений и тяготело к "большим кускам" ленты, отли-чалось Резкой условностью актерской игры. Монтаж-ный же кинематограф тяготел к Подбору типажей и, ориентируясь на хронику, стремился сблизить (78) Поведение актера на экране и в жизни. Таким образом, каждый из Отмеченных Базеном видов кинематографа имел свой тип условности, и Современный кинематограф не есть автоматическое продолжение одной из Тенденций, а сложный их синтез. Не автоматическое отсечение какой-либо Из двух противонаправленных составляющих, а диалектическое их Противоречие обуславливает эффективность механизма киновоздействия. Показательно, что, когда и монтаж, и актерская игра достигли тех вершин Жизнеподобия, которые свойственны периоду после второй мировой войны, Одновременно возникла потребность в значительно (79) более сложных и Совершенных формах условности, самая сущность которых была бы связана с Достиже-нием реализма в кино. Когда в целом ряде фильмов мы сталкиваемся с упорной тенденцией вынести На экран съемку фильма, перед нами - стремление наиболее правдоподобное И жизнеподобное представить как сыгранное. Мы пой-мем, что дело здесь в Чем-то более глубоком, чем мода и стремление к эффектам, если вспомним Об аналогич-ных тенденциях в наиболее реалистической живописи. Приведем в качестве примера один из шедевров Веласкеса "Фрейлины". Центральную часть полотна занимает с большой силой реализма написанная Группа играющих девочек в придворных костюмах, придворных, карликов, собак (первоначально картина называлась "Семейство ко-роля Филиппа IV"). Однако в левом углу расположен художник, пишущий картину. Перед ним Полотно, которое мы видим с оборотной стороны. Но ведь ху-дожник на Картине - сам Веласкес. Таким образом, то, что мы видим перед собой -
Картина Веласкеса - показана нам в углу самой себе с оборотной стороны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|