Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Собой действие. При этом, если в системе активизируются




парадигма-тические отношения, то в повествовании на первый план

Выступает синтагматика. Связь между элементами, построение на основе

Этой связи структурной цепочки, образующей текст, составляет основу

Всякого повествования. Однако именно синтагматический ас-пект раскрывает

Наиболее глубинные различия меж-. ду художественным и нехудожественным

Повествова-нием.

Повествовательный нехудожественный текст может быть рассмотрен как

Иерархия синтагматических структур. Закономерности последовательности

Фонем, морфо-грамматических элементов, частей предложения, предложений и

Сверхфразовых единств могут быть рассмотрены для каждого случая отдельно

Как вполне самостоятельная проблема. При этом каждый уровень имеет

Вполне самостоятельную имманентную организацию. Одновременно каждый

Низший уровень по отношению к следующему за ним более высокому будет

Выглядеть как формальный, а этот более высокий выступит в качестве его

Содержания. Так, если мы рассматриваем уровень последовательности морфем

В тексте, фонемная структура будет выступать перед нами как чисто

формальное построение, содержанием которого окажется развертывание

Грамматически значимых элементов. Для сюжетного построения

Нехудожественного типа вся сумма фонологических, грамматических,

Лексических и синтаксических (в пределах предложения) упорядоченностей

Оказывается формальной. В качестве содержательного, то есть значи-мого,

Выступает последовательность сообщений на фразовом и суперфразовом

Уровне.

Как только мы переходим к художественному пове-ствованию, все эти

Закономерности оказываются сме-щенными.

Дело в том, что в нехудожественном повествовании организация планов

Выражения и содержания стро-ится так, что первый подвергается предельной

Автома-тизации: он не несет информации, представляя со-бой выполнение

Заранее известных закономерностей. (87) Предполагается, что слушающий

Рассказ на русском языке, получая информацию об определенных собы-тиях,

О самом языке никакой информации не получает. Язык сообщения дан обоим

Участникам коммуникации заранее. Пользование им настолько

Автоматизировано, что, при правильном употреблении языка, он дела-ется

абсолютно незаметным, "прозрачным" для инфор-мации.

Между тем в художественном сообщении самый язык несет информацию. Выбор

Того или иного вида организации текста оказывается непосредственно

Зна-чимым для всего объема передаваемой информации.

В связи с этим установка на художественность сооб-щения будет создавать

Заведомо противоречивую ситуацию: с одной стороны, на текст

накладываются дополнительные по отношению к нормам языка огра-ничения:

Ритмические, рифменные и многочисленные другие. Однако, если бы все эти

Структурные инерции, заданные уже в начале текста, неукоснительно

Реали-зовывались на всем его протяжении, художественное построение стало

Бы насквозь автоматизированным и не смогло бы быть носителем информации.

Для того, чтобы этого не произошло, художествен-ный текст строится как

Взаимодействие противонаправ-ленных структур, из которых одни выполняют

Автома-тизирующую функцию, вводя ряды ритмических упо-рядоченностей, а

Другие - деавтоматизируют струк-туру, нарушая инерцию ожидания и

Обеспечивая сис-теме высокую непредсказуемость..

На уровне повествования это проявляется в том, что. если синтагматика

Нехудожественного текста -это последовательность однородных элементов,

То синтаг-матика художественного - последовательность разно-родных

Элементов. Композиция художественного тек-ста строится как

Последовательность функционально разнородных элементов, как

Последовательность струк-турных доминант разных уровней.

Представим себе, что, анализируя ту или иную кино-ленту, мы можем

составить структурное описание ве-личины планов, показав композиционную

Организо-ванность их смены. Ту же работу мы можем сделать относительно

Последовательности ракурсов, замедлен-ности и ускоренности кадров,

Структуры персонажей, (88) системы звукового сопровождения и т. п.

Однако в реальном функционировании текста куски, снятые укрупненным

планом, будут сменяться не только противоположными, но и такими, где

основным носителем значения будет ракурс. Но и план в этот момент не

исчезнет, а останется как почти неощутимый художе-ственный фон. (*)

Художественный текст говорит с нами не одним голосом, а как

Сложно-полифонически по-строенный хор. Сложно организованные частные

Сис-темы пересекаются, образуя последовательность семантически

Доминантных моментов.

Если в нехудожественном повествовании языковые последовательности к

Сюжету отношения не имеют - эти два пласта организуются совершенно

Имманент-ными структурами, то в искусстве элемент, принадле-жащий

Нарративному языку, и элемент высшего ком-позиционного уровня могут быть

Соположены в еди-ную последовательность, образуя единый монтажный

Эффект. Так, в кинематографе целое событие и незна-чительная, но снятая

крупным планом деталь могут быть соположены как равноправные монтажные

Эле-менты.

Киноповествование - это, прежде всего, повествование. И, хотя это может

Показаться парадоксальным, именно потому, что рассказ в данном случае

Строится не из слов, а из последовательности иконических зна-ков, в нем

Наиболее ярко обнаруживаются некоторые глубинные закономерности всякого

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...