Собой действие. При этом, если в системе активизируются
парадигма-тические отношения, то в повествовании на первый план Выступает синтагматика. Связь между элементами, построение на основе Этой связи структурной цепочки, образующей текст, составляет основу Всякого повествования. Однако именно синтагматический ас-пект раскрывает Наиболее глубинные различия меж-. ду художественным и нехудожественным Повествова-нием. Повествовательный нехудожественный текст может быть рассмотрен как Иерархия синтагматических структур. Закономерности последовательности Фонем, морфо-грамматических элементов, частей предложения, предложений и Сверхфразовых единств могут быть рассмотрены для каждого случая отдельно Как вполне самостоятельная проблема. При этом каждый уровень имеет Вполне самостоятельную имманентную организацию. Одновременно каждый Низший уровень по отношению к следующему за ним более высокому будет Выглядеть как формальный, а этот более высокий выступит в качестве его Содержания. Так, если мы рассматриваем уровень последовательности морфем В тексте, фонемная структура будет выступать перед нами как чисто формальное построение, содержанием которого окажется развертывание Грамматически значимых элементов. Для сюжетного построения Нехудожественного типа вся сумма фонологических, грамматических, Лексических и синтаксических (в пределах предложения) упорядоченностей Оказывается формальной. В качестве содержательного, то есть значи-мого, Выступает последовательность сообщений на фразовом и суперфразовом Уровне.
Как только мы переходим к художественному пове-ствованию, все эти Закономерности оказываются сме-щенными. Дело в том, что в нехудожественном повествовании организация планов Выражения и содержания стро-ится так, что первый подвергается предельной Автома-тизации: он не несет информации, представляя со-бой выполнение Заранее известных закономерностей. (87) Предполагается, что слушающий Рассказ на русском языке, получая информацию об определенных собы-тиях, О самом языке никакой информации не получает. Язык сообщения дан обоим Участникам коммуникации заранее. Пользование им настолько Автоматизировано, что, при правильном употреблении языка, он дела-ется абсолютно незаметным, "прозрачным" для инфор-мации. Между тем в художественном сообщении самый язык несет информацию. Выбор Того или иного вида организации текста оказывается непосредственно Зна-чимым для всего объема передаваемой информации. В связи с этим установка на художественность сооб-щения будет создавать Заведомо противоречивую ситуацию: с одной стороны, на текст накладываются дополнительные по отношению к нормам языка огра-ничения: Ритмические, рифменные и многочисленные другие. Однако, если бы все эти Структурные инерции, заданные уже в начале текста, неукоснительно Реали-зовывались на всем его протяжении, художественное построение стало Бы насквозь автоматизированным и не смогло бы быть носителем информации. Для того, чтобы этого не произошло, художествен-ный текст строится как Взаимодействие противонаправ-ленных структур, из которых одни выполняют Автома-тизирующую функцию, вводя ряды ритмических упо-рядоченностей, а Другие - деавтоматизируют струк-туру, нарушая инерцию ожидания и Обеспечивая сис-теме высокую непредсказуемость..
На уровне повествования это проявляется в том, что. если синтагматика Нехудожественного текста -это последовательность однородных элементов, То синтаг-матика художественного - последовательность разно-родных Элементов. Композиция художественного тек-ста строится как Последовательность функционально разнородных элементов, как Последовательность струк-турных доминант разных уровней. Представим себе, что, анализируя ту или иную кино-ленту, мы можем составить структурное описание ве-личины планов, показав композиционную Организо-ванность их смены. Ту же работу мы можем сделать относительно Последовательности ракурсов, замедлен-ности и ускоренности кадров, Структуры персонажей, (88) системы звукового сопровождения и т. п. Однако в реальном функционировании текста куски, снятые укрупненным планом, будут сменяться не только противоположными, но и такими, где основным носителем значения будет ракурс. Но и план в этот момент не исчезнет, а останется как почти неощутимый художе-ственный фон. (*) Художественный текст говорит с нами не одним голосом, а как Сложно-полифонически по-строенный хор. Сложно организованные частные Сис-темы пересекаются, образуя последовательность семантически Доминантных моментов. Если в нехудожественном повествовании языковые последовательности к Сюжету отношения не имеют - эти два пласта организуются совершенно Имманент-ными структурами, то в искусстве элемент, принадле-жащий Нарративному языку, и элемент высшего ком-позиционного уровня могут быть Соположены в еди-ную последовательность, образуя единый монтажный Эффект. Так, в кинематографе целое событие и незна-чительная, но снятая крупным планом деталь могут быть соположены как равноправные монтажные Эле-менты. Киноповествование - это, прежде всего, повествование. И, хотя это может Показаться парадоксальным, именно потому, что рассказ в данном случае Строится не из слов, а из последовательности иконических зна-ков, в нем Наиболее ярко обнаруживаются некоторые глубинные закономерности всякого
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|