Нарративного тек-ста. Думается, что многие, столь волнующие сейчас
лингвистов, вопросы общей теории сверхфразовых структур значительно Прояснились бы, если отвлечься от представления о словесном рассказе как Единст-венно возможном и обратиться к теоретическому осмы-слению Нарративного опыта кинематографа. Однако киноповествование - это повествование средствами кино. Поэтому в Нем отражаются не только общие законы всякого рассказывания, но и Специфические черты, присущие именно повествованию средствами кино. (89) Синтагматическое построение - соединение хотя бы двух элементов в Цепочку. Таким образом, для того, чтобы оно могло реализоваться, Необходимо наличие хотя бы двух элементов и механизма их соединения. Если мы видим на псковской иконе XV века "Усекно-вение главы св. Иоанна Предтечи" (**) где в центре изо-бражен святой в момент, когда ему Срубают голову, а в правом нижнем углу иконы голова лежит уже отруб-ленная или когда на иллюстрациях Сандро Боттичелли к "Божественной комедии" Данте фигуры самого поэта и его путеводителя Вергилия Повторяются не-сколько раз по оси их движения на одном и том же рисунке, То, очевидно, что перед нами, в пределах одного рисунка, - два Последовательно соединенных момента. Но для того, чтобы два элемента могли быть соеди-нены, они должны Существовать как отдельные. По-этому вопрос о сегментации текста, Членении его на отрезки - один из наиболее существенных при построении Повествовательного произведения. В этом смысле язык с его исконной Дискретностью, оказывается значительно более выгодным материалом, чем рисунок. Не случайно словесный текст исторически оказался более удобным
Для повествования, чем изобразительные искусства. Кинематограф, в этом отношении, занимает особое место: иконизм Изобразительных искусств, создающий ряд существенных преимуществ с точки Зрения наглядности моделирования, он соединяет с исконной 1 Дискретностью материала (изображение сегментируется на кадры), что Делает повествовательную форму глубоко органичной. Повествование в Картине или скульптуре - всегда преодоление типовой структуры. В Литературе или кинематографе такую же роль играет отказ от Повествования. Что же касается музыки, то она, в силу чистой Синтагматичности своего устройства, может моделировать, ориентируясь на Изображение, картину, синхронный, недискретный образ (90) мира, а, Имитируя речевую структуру, - повествова-ние. Таким образом, в современной киноленте одновре-менно наличествуют три Типа повествования: изобра-зительное, словесное и музыкальное (звуковое). Меж-ду ними могут возникать взаимоотношения большой Сложности. При этом, если один из видов повествова-ния представлен Значимым отсутствием (например, фильм без музыкального сопровождения), То это не упрощает, а еще более усложняет конструкцию зна-чений. Следует отметить, что последовательность значимых кусков текста может Создавать повествовательную структуру высшего уровня, на котором Значимые от-резки изобразительного и словесного или музыкаль-ного текста Будут сочленяться не как разные уровни одного момента, а как Последовательность моментов, то есть повествование. Если к этому прибавить, что в повествование все время втягиваются Последовательности разнообраз-ных внетекстовых ассоциаций общественно-политиче-ского, исторического, культурного плана в виде
разно-образных цитат (например, ренессансная фреска в "Июльском дожде" Выполняет роль эпиграфа-цитаты, музыкальное сопровождение в этом фильме все время играет роль "чужой речи", по терминологии М. М. Бах-тина, Отсылая зрителя к широкому миру разнообраз-ных культурных и исторических Явлений). Так возни-кает повествование на высшем уровне как монтаж Разнообразных культурных моделей, независимо от того, какими Кинематографическими средствами они реализуются в ленте. Примером опыта Такого мон-тажа культурных комплексов, возможно, более инте-ресного по замыслу, чем по исполнению, может слу-жить та же "Замужняя женщина". Невозможность в пределах брошюры осмыслить всю эту проблему заставляет Сузить аспект: мы будем рассматривать не всю совокупность Повествовательных элементов, составляющих современный звуковой цвет-ной Фильм, а собственно изобразительный, фотогра-фический аспект. Если ограничить задачу таким образом, то нарра-тивные элементы Распределятся по четырем уровням, (91) причем это будут те же Четыре уровня, что и во вся-кой общей модели повествования. (***) Соединение значимых элементов в цепочку может быть, в принципе, двух Родов. Во-первых, речь может идти о присоединении Функционально-однотипных элементов, во-вторых, - об интеграции Элементов, не-, сущих различные структурные функции. В каждом из этих Случаев будет наличествовать специфический тип связи (в одном - Примыкание равноправных элементов, в другом - отношение доминации, Обусловленно-сти; очевидно, что меняться будет и интенсивность связи: в Первом случае элементы относительно незави-симы, доминация подразумевает Спаянность). Другой существенный признак - наличие или отсутствие Гра-ницы цепочки: интеграционная связь подразумевает отграниченность Синтагматической единицы, присоединительная куммулятивная связь дает Безграничную цепочку. Признак распадения текста на равноценные самостоятельные единицы или Склеивания их в результат функциональной специализации каждой из них в
Органически целостные синтагмы позволяет выделить в конкретные уровни в Построении текста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|