Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нарративного тек-ста. Думается, что многие, столь волнующие сейчас




лингвистов, вопросы общей теории сверхфразовых структур значительно

Прояснились бы, если отвлечься от представления о словесном рассказе как

Единст-венно возможном и обратиться к теоретическому осмы-слению

Нарративного опыта кинематографа.

Однако киноповествование - это повествование средствами кино. Поэтому в

Нем отражаются не только общие законы всякого рассказывания, но и

Специфические черты, присущие именно повествованию средствами кино. (89)

Синтагматическое построение - соединение хотя бы двух элементов в

Цепочку. Таким образом, для того, чтобы оно могло реализоваться,

Необходимо наличие хотя бы двух элементов и механизма их соединения.

Если мы видим на псковской иконе XV века "Усекно-вение главы св. Иоанна

Предтечи" (**) где в центре изо-бражен святой в момент, когда ему

Срубают голову, а в правом нижнем углу иконы голова лежит уже

отруб-ленная или когда на иллюстрациях Сандро Боттичелли к "Божественной

комедии" Данте фигуры самого поэта и его путеводителя Вергилия

Повторяются не-сколько раз по оси их движения на одном и том же рисунке,

То, очевидно, что перед нами, в пределах одного рисунка, - два

Последовательно соединенных момента.

Но для того, чтобы два элемента могли быть соеди-нены, они должны

Существовать как отдельные. По-этому вопрос о сегментации текста,

Членении его на отрезки - один из наиболее существенных при построении

Повествовательного произведения. В этом смысле язык с его исконной

Дискретностью, оказывается значительно более выгодным материалом, чем

рисунок. Не случайно словесный текст исторически оказался более удобным

Для повествования, чем изобразительные искусства.

Кинематограф, в этом отношении, занимает особое место: иконизм

Изобразительных искусств, создающий ряд существенных преимуществ с точки

Зрения наглядности моделирования, он соединяет с исконной 1

Дискретностью материала (изображение сегментируется на кадры), что

Делает повествовательную форму глубоко органичной. Повествование в

Картине или скульптуре - всегда преодоление типовой структуры. В

Литературе или кинематографе такую же роль играет отказ от

Повествования. Что же касается музыки, то она, в силу чистой

Синтагматичности своего устройства, может моделировать, ориентируясь на

Изображение, картину, синхронный, недискретный образ (90) мира, а,

Имитируя речевую структуру, - повествова-ние.

Таким образом, в современной киноленте одновре-менно наличествуют три

Типа повествования: изобра-зительное, словесное и музыкальное

(звуковое). Меж-ду ними могут возникать взаимоотношения большой

Сложности. При этом, если один из видов повествова-ния представлен

Значимым отсутствием (например, фильм без музыкального сопровождения),

То это не упрощает, а еще более усложняет конструкцию зна-чений.

Следует отметить, что последовательность значимых кусков текста может

Создавать повествовательную структуру высшего уровня, на котором

Значимые от-резки изобразительного и словесного или музыкаль-ного текста

Будут сочленяться не как разные уровни одного момента, а как

Последовательность моментов, то есть повествование.

Если к этому прибавить, что в повествование все время втягиваются

Последовательности разнообраз-ных внетекстовых ассоциаций

общественно-политиче-ского, исторического, культурного плана в виде

разно-образных цитат (например, ренессансная фреска в "Июльском дожде"

Выполняет роль эпиграфа-цитаты, музыкальное сопровождение в этом фильме

все время играет роль "чужой речи", по терминологии М. М. Бах-тина,

Отсылая зрителя к широкому миру разнообраз-ных культурных и исторических

Явлений). Так возни-кает повествование на высшем уровне как монтаж

Разнообразных культурных моделей, независимо от того, какими

Кинематографическими средствами они реализуются в ленте. Примером опыта

Такого мон-тажа культурных комплексов, возможно, более инте-ресного по

замыслу, чем по исполнению, может слу-жить та же "Замужняя женщина".

Невозможность в пределах брошюры осмыслить всю эту проблему заставляет

Сузить аспект: мы будем рассматривать не всю совокупность

Повествовательных элементов, составляющих современный звуковой цвет-ной

Фильм, а собственно изобразительный, фотогра-фический аспект.

Если ограничить задачу таким образом, то нарра-тивные элементы

Распределятся по четырем уровням, (91) причем это будут те же Четыре

уровня, что и во вся-кой общей модели повествования. (***)

Соединение значимых элементов в цепочку может быть, в принципе, двух

Родов. Во-первых, речь может идти о присоединении

Функционально-однотипных элементов, во-вторых, - об интеграции

Элементов, не-, сущих различные структурные функции. В каждом из этих

Случаев будет наличествовать специфический тип связи (в одном -

Примыкание равноправных элементов, в другом - отношение доминации,

Обусловленно-сти; очевидно, что меняться будет и интенсивность связи: в

Первом случае элементы относительно незави-симы, доминация подразумевает

Спаянность). Другой существенный признак - наличие или отсутствие

Гра-ницы цепочки: интеграционная связь подразумевает отграниченность

Синтагматической единицы, присоединительная куммулятивная связь дает

Безграничную цепочку.

Признак распадения текста на равноценные самостоятельные единицы или

Склеивания их в результат функциональной специализации каждой из них в

Органически целостные синтагмы позволяет выделить в конкретные уровни в

Построении текста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...