Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

гештальт-терапии




 

Происходящие сегодня в мире процессы глобализации и интеграции ставят современного человека перед необходимостью быть постоянно готовым к перемещениям в социальном пространстве, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, гибко взаимодействовать с самыми разными культурными и социальными системами и субъектами. Трансформации в современном обществе требуют от личности постоянной внутренней, психологической и внешней, практически-деятельностной готовности к изменениям. Но при этом необходимо сохранение устойчивых и ясных ориентиров деятельности и развития в профессиональном и личностном планах.

Таким образом, от современного профессионального образования требуется с одной стороны подготовкапрофессионально мобильного специалиста, а с другой – формирование личности профессионала с четким образом будущей профессии и собственного «Я» в профессиональном пространстве.

Профессиональная мобильность предполагает успешность адаптации личности к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, способность осваивать новые области в профессиональной сфере, готовность к самосовершенствованию, саморазвитию и реализации себя в деятельности и профессиональном сообществе.

Среди факторов, детерминирующих профессиональную мобильность специалиста, различают внешние и внутренние.

Внешние факторы:

1) развитие профессиональной сферы – вариативность и трансформация существующих видов профессий, перемещения на рынке труда, изменение в рейтингах профессиональных сфер – все эти аспекты профессиональной сферы требуют от конкурентоспособного специалиста умения быстро ориентироваться и реагировать на происходящие изменения;

2) инновационное профессиональное образование – образование, отвечающее потребностям профессиональной сферы, реагирующее на ее развитие, создающее условие для становления социально активных, готовых участвовать в различных общественных мероприятиях, проектах разной содержательной направленности; высоко адаптивных к различным общественным ситуациям, различным видам деятельности; креативных, творчески преобразующих любые ситуации молодых людей;

3) общественные представления о социальной значимости, ценности профессии.

Внутренние факторы:

1) личностные потребности изменения в профессиональной деятельности специалиста, которые определяются, прежде всего, его собственными потребностями (от материальных до потребности в самореализации);

2) личностные качества и способности – качества, позволяющие специалисту быстро переходить от одного вида деятельности к другому, менять уровень и глубину выполнения профессиональных функций. Иными словами – это определенный уровень профессиональной компетентности, основной формой получения которой выступает образование в среде вуза;

3) личностная, индивидуальная система мировоззренческих установок, ценностей, представлений и образов будущего. Они мотивируют человека к профессиональному развитию и продвижению на протяжении всей его жизни, делают его открытым для профессионально-статусных изменений, освоения новых профессиональных сфер [2].

Профессиональный образ «Я» (или профессиональная Я-концепция) – это динамическая система представлений профессионала о себе как субъекте профессиональной деятельности.

Обобщая основные направления освещения проблемы профессиональной Я-концепции в отечественной и зарубежной психологии, можно выделить в ее структуре следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный, поведенческий и мотивационный.

Когнитивная составляющая заключается в содержании (знаний о себе как субъекте профессиональной деятельности) и структуре образа Я (то, что выделяется как Я-объект, как Я-познаваемое) и выражается в профессиональном самосознании и самопознании, что отражает процессуальную сторону познания себя, а значит, изменения, саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Образ Я отображает непосредственно психологический компонент профессиональной Я-концепции.

Эмоциональный компонент профессиональной Я-концепции – ценностное отношение к себе – проявляется в переживании себя успешным или неуспешным; в различных эмоциональных состояниях, связанных с профессиональной сферой, что находит выражение в самооценке. Эмоциональный компонент представлен такими составляющими, как: самоуважение; самооценка; волевые акты и процессы, сопровождающие профессиональную деятельность.

Поведенческий компонент профессиональной Я-концепции обеспечивает согласованное единство всех других механизмов профессиональной Я-концепции и тем самым дает возможность реализовать представление о себе в профессиональной деятельности и общении, управлять своим поведением, контролировать себя, обеспечивать возможность профессионального саморазвития.

Мотивационный компонент понимается как специфический вид психической регуляции профессиональной деятельности, как особая форма внутренней активности субъекта. Представляя собой сложную функциональную систему, мотивационный компонент интегрирует аффективные и когнитивные процессы. Основная функция – регуляция поведения, профессиональной деятельности личности, направленной на реализацию мотивов выполнения профессиональной деятельности [11, с. 62].

В процессе учебно-профессиональной деятельности в вузе у студентов формируется представление о будущей профессии и перспективах личностного развития в ее рамках. Первокурсники конструируют идеальный Я-образ в профессии (эталон личности профессионала), студенты старших курсов осознают противоречие между реальным Я и эталоном личности профессионала. В идеальной ситуации становления личности специалиста данное противоречие разрешается и формируется Я-образ личности как субъекта будущей профессиональной деятельности и образ будущей профессии. Имеющийся у специалиста образ профессии становится критерием оценки успешности собственной деятельности и ориентиром при построении профессиональных перспектив.

Образ профессиональной деятельности включает в себя не только представления о том, какой она должна быть, какова заработная плата и каких карьерных высот можно достичь. Главным содержанием образа профессии является видение возможностей реализации внутреннего потенциала личности, нахождение своего места в профессиональном сообществе. Этот образ выступает как часть профессионального мировоззрения личности и как фактор ее преобразования и развития.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что в процессе профессионализации студентам необходимо сформировать четкие образы будущей желаемой профессиональной деятельности и профессионального «Я». При этом изменчивые социальные условия требуют от будущих специалистов определенной вариативности и гибкости этих образов, что предполагает формирование веера выборов дальнейшего пути профессионально-личностного развития при сохранении генерального направления и ориентиров в построении этого пути.

То есть для достижения основной цели высшего образования ‑ формирования профессионально мобильной личности специалиста с устойчивым образом профессионального «Я» и будущей профессиональной деятельности, необходимы принципиально иные методы обучения, которые направлены на формирование активной жизненной позиции и реализации внутреннего творческого потенциала. В нашем представлении в образовании эта роль принадлежит проектному методу.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которая является универсальной и может использоваться в соответствии с целями и задачами образовательного процесса.

Проектная деятельность студентов является одним из методов профессионально-личностного развития, направленных на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, формирует профессиональные компетенции, профессиональную готовность.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает интеграцию знаний, пересечение различных областей науки, техники, технологии, творчества. Метод проектов, как педагогическая технология, предполагает слияние исследовательских, поисковых, проблемных технологий, творческих по самой своей сути, интеграцию различных способов воздействия на личность студента.

Обоснуем целесообразность использования проектного метода в становлении личности профессионала, обладающего профессиональной мобильностью и ясными образами «Я» в профессии.

1. Метод проектов предполагает наличие проблемы для студентов. Несомненно, проблема профессионального развития и нахождения себя в пространстве профессиональной деятельности является для студентов ключевой и требующей решения за время обучения в вузе.

2. Проектная деятельность требует практической, теоретической значимости предполагаемых результатов. Это требование также выполняется и не вызывает сомнения в отношении профессионально-личностного развития студента. Видение себя в профессиональной деятельности и понимание дальнейшего пути собственного профессионального развития является смыслообразующим фактором всего процесса обучения в вузе.

3. Использование исследовательских методов в проектировании предусматривает анализ, выдвижение и проверку гипотез, обобщение, оценку результатов и выводы. При построении проекта будущей профессиональной деятельности необходимо осуществление многоаспектного анализа актуальной ситуации и возможной перспективы, собственных способностей и личностных ресурсов, требований профессии. Все указанные исследовательские методы используются в полной мере в процессе профессионализации студента в вузе.

4. Также в методе проектов решение проблемы требует от участников проекта высокого уровня креативности. Это соответствует и условиям достижения профессиональной мобильности, так как проектирование различных вариантов будущего профессионального развития без сомнения представляет собой творческую деятельность. Чем шире веер выборов реализации личности в профессиональной сфере, тем выше уровень мотивации деятельности и уверенности в собственных возможностях.

Таким образом, проектный метод может в полной мере использоваться для достижения основной цели обучения в образовательном пространстве вуза: становлении личности специалиста, способной к самостоятельному выбору пути и целей профессионального развития.

В настоящий момент в образовательном процессе большая роль отводится комплексным методам формирования личности профессионала, рассчитанным на оказание интегративного воздействия на личность, затрагивающего все или большинство ее сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные виды психокоррекции. На наш взгляд, техники и средства гештальт-терапии (при использовании их студентами в процессе проектировочной деятельности) могли бы выступать в качестве наиболее эффективных средств в проектном методе. Обоснуем это утверждение:

1) техники гештальт-терапии способствуют осознанию ценности объектов на границе контакта и ощущению их ценности для личности. Тем самым формируется осознанное отношение и понимание личностной значимости проблемы проекта и его результата (например, значимость профессиональных целей и ценностей);

2) в гештальт-терапии анализ и осознание является не только средством изменения и роста личности, но и основной целью. Аналитическая деятельность и последующее осознание сопровождается познанием того, что человек выбирает, осуществляя деятельность. Использование техник гештальт-терапии в формировании профессиональных целей оказало бы эффективное воздействие не только на мотивационную сферу будущих профессионалов, но и на отношение к профессиональной деятельности у студентов, характеризующееся ростом ее личностной значимости и ответственности за результат.

Включение техник осознавания и направленных фантазий гештальт-терапии в проектную деятельность позволили бы студентам осознать истинные потребности в сфере профессиональной деятельности, определить зоны ответственности за развитие себя как специалистов, строить перспективы профессионального развития.

В проектной деятельности важным является структурированность цели и деятельности. С помощью техник гештальт-терапии в ходе выполнения проекта студенты не только могли бы оценить полученный результат в сравнении с желаемым, но и сделать желаемый образ более структурированным. Например, в качестве условия развития профессионального образа «Я» могли бы выступить техники и приемы гештальт-терапии, так как они способствуют осознанию своих ресурсов и возможностей профессиональной сферы.

Креативность в проектной деятельности также могла бы достигаться за счет использования техник гештальт-терапии. Одним из принципов развития и полноценного функционирования личности гештальт-терапия рассматривает творческое приспособление, способность адаптироваться к новому на границе контакта и быть подлинно заинтересованным в новом опыте. Следовательно, средства гештальт-терапии могли бы использоваться для достижения этого параметра проектной деятельности.

Таким образом, использование техник и средств гештальт-терапии не только соответствуют требованиям проектной деятельности, но и обеспечивают ее эффективность высоким уровнем осознанности, креативности и вариативности применения.

Рассмотрим существующие на данный момент техники гештальт-терапии.

1. Техники целостного осознавания направлены на расширение континуума осознавания, ведущее к максимальному понимаю и возникновению осмысленной целостности. Это постоянное внимание к непрерывному потоку чувств, мыслей, фигур одновременно в рациональном, эмоциональном и телесном планах. Эти техники стимулируют реализацию первого механизма развития профессиональных ценностных ориентаций – осознания. В результате использования этих техник студенты определяют ценностную систему личности, оценивают ценности профессиональной деятельности, сравнивают их, осознают рассогласование.

- техника «сравнение, намерение, оценка» − в процессе активного осознавания постоянно реализуются сравнение, намерение и оценка. Посредством этих процессов можно расширить континуум осознавания, тем самым достичь максимума ясности и четкости восприятия реальности;

- техника «здесь, теперь и как» − основным принципом при реализации данной техники является принцип специфической феноменологической направленности, который предполагает взаимодействие с реальностью в актуальной ситуации. Взаимодействие происходит в настоящий момент, если это взаимодействие с прошлым опытом, то оно осуществляется в настоящем. Эта техника позволяет отделить «застывшие» феномены, мешающие творческому приспособлению. Наибольшее значение придается невыраженным имплицитным оттенкам поведения и речи человека, которые часто главенствуют над эксплицитными и выражают истинные переживания и отношения личности;

- техника расширения осознавания – заключается в постоянном и систематичном возвращении и раскрытии пропускаемых, избегаемых переживаний.

    2. Техники проигрывания – направлены на отождествление с различными частями себя, внешнего мира, с целью преодоления дихотомий и достижения осознанной интеграции. Данные техники гештальт-терапии актуализируют такие механизмы развития профессиональных ценностных ориентаций, как дифференциация и интериоризация. С помощью этих техник студенты осознают наличие амбивалентных чувств, определяют отношение к объектам, создающим дихотомии, позволяют прожить отношение к каждому объекту. К средствам проигрывания относятся следующие:

- «Горячий стул» − символическое проигрывание чувств, которые в повседневной жизни обычно подавляются. Создаются условия, позволяющие выявить реально возникающие чувства по отношению к ценностям профессии, освободиться от имеющихся ценностных стереотипов. Намеренное проигрывание способствует осознаванию посредством воплощенного действия. Оно позволяет прожить ситуацию наиболее интенсивно;

- монодрама – позволяет побыть в различных позициях в ситуации. Монодрама различными способами (например, идентификацией – «побудь этим») позволяет исследовать, осознавать, соединять полярности. Она способствует максимальному проявлению амбивалентных чувств, что представляет собой путь к интеграции опыта;

- амплификация – проецирование на «внешнюю сцену» того, что происходит на внутренней. Эта техника позволяет построить границу контакта вовне для того, чтобы интегрировать ее во внутренний мир.

    3. Техники работы с полярностями − образно их называют «тяни-толкай», они направлены на полное переживание дихотомий, что приводит к спонтанному и неизбежному изменению разделения, это движение происходит в сторону равновесия в поле «организм ‑ среда». Эти техники способствуют реализации механизмов дифференциации, интериоризации:

    - техника прямого обращения − предполагает избегание «разговора о…», требует прямого обращения, что позволяет перейти от внутренней рефлексии рационального характера к внешнему эмоциональному контакту полярностей, разделенных частей.

    - техника преувеличения – используется для ускорения процесса полного переживания. Если возникает способ усилить переживание, то возникнет способ и его уменьшения. Это стимулирует творческое приспособление личности.

    Универсальными техниками выступают техники включенности, диалога, направленных фантазий, экспериментирования, интегрирующие техники.

    Техники включенности – направлены на превращение чувств или мыслей в действия. К ним относится эмоциональное и телесное присутствие, выражающее целостность организма; проговаривание чувств и ощущений, усиливающее осознавание; «бытие с …» продляет переживание и развивает способность к углубленной работе над чувствами до ощущения завершенности.

    Техника диалога выполняет несколько функций: она разводит полярности, позволяет им вступать во взаимодействие, реализует контакт между различными феноменологиями, что приводит к достижению интеграции.

    Техника направленных фантазий актуализирует имеющиеся переживания, позволяет завершать незавершенные ситуации, проигрывать различные варианты границ контакта.

    Интегрирующие техники позволяют воссоединять процессы, которые в реальной жизни не сочетаются (например, помещение какого-либо феномена в себя). Стимулируют механизмы интериоризации и интеграции.

    Техника экспериментирования в гештальт-терапии может реализовывать все выше перечисленные техники, она направлена на достижение инсайта – максимального осознавания, ведущего к целостности и здоровому функционированию [13].

В рамках реализации кураторской деятельности со студентами младших курсов или в процессе образовательного процесса со студентами старших курсов для интенсификации профессионально-личностного развития целесообразно осуществление проекта «Моя профессиональная деятельность» с использованием техник и средств гештальт-терапии. Данный проект направлен на развитие профессиональной мобильности как личностной характеристики профессионала, а также на формирование всех компонентов профессионального образа «Я» и целей профессионального развития студентов.

Цель данного проекта: формирование структурированного плана профессионально-личностного развития студентов в образовательной среде вуза.

Задачи проекта:

1. Формирование веера возможных профессиональных путей развития в рамках избранной специальности, осваиваемой студентами в вузе.

2. Развитие целостных представлений о наличных внешних и внутренних ресурсов, необходимых для достижения обозначенных профессиональных целей развития.

3. Анализ и определение «белых пятен» ‑ целей развития недостаточных ресурсов внутренней среды или поиска источников недостающих ресурсов внешней среды, необходимых для достижения обозначенных профессиональных целей развития.

4. Планирование действий для достижения целей проекта.

5. Создание структурированного поэтапного семестрового плана профессионально-личностного развития.

6. Отчетная презентация достижений результатов в соответствии с сформированным поэтапным планом профессионально-личностного развития.

Этапы проекта «Моя профессиональная деятельность»:

1. Этап постановки проблемы. На этом этапе преподаватель или куратор обозначает начало проектной деятельности, цели и условия проекта.  

Этот этап предполагает индивидуальную работу. Каждому самостоятельно необходимо определить актуальный уровень профессиональной мобильности личности и степень структурированности профессиональных целей и образа «Я». Для этого используются такая техника гештальт-терапии, как осознавание.

Для этого в групповом формате, но индивидуально выполняется следующее упражнение: предлагается перечислить все возможные варианты профессиональной деятельности, которые видятся на данный момент; описываются цели собственного профессионального развития.

Также на этом этапе предлагается составить список профессионально-личностных качеств, которые необходимы в профессии, и оценить степень развития их у себя.

Таким образом, на данном этапе определяется исходный уровень формируемых в проектной деятельности феноменов профессионально-личностного развития.

2. Конструктивный этап – на данном этапе в групповой деятельности в процессе использования техник и средств гештальт-терапии выстраивается план профессионально-личностного развития на ближайший семестр.

С помощью составленных на предыдущем этапе вариантов профессиональной деятельности создается общий перечень всех возможностей трудоустройства в рамках избранной специальности. Осуществляется групповой анализ достоинств и недостатков каждой из них. Таким образом, формируется структурированное представление о вариантах будущей профессиональной деятельности в различных ее аспектах. Формируется осознанное отношение и понимание значимости каждого из вариантов, выбирается предпочтительный.

После групповой работы над веером выборов возможных путей профессионального развития студенты делятся на рабочие группы по признаку предпочтительного пути профессионально-личностного развития. Формируется определенное количество групп студентов с одинаковой профессиональной направленностью. Каждая из групп получает проблемные вопросы, на которые необходимо найти ответ и построить план поэтапного профессионально-личностного развития на ближайший семестр.

Проблемные вопросы:

1. Определите социальную и личностную значимость Вашей профессии. Обоснуйте.

2. Определите возможный уровень заработной платы и карьерного роста Вашей профессии. Обоснуйте.

3. Определите важнейшие цели Вашей профессии.

4. Определите возможные этапы профессионально-личностного развития в Вашей профессии.

5. Что может помешать и помочь в достижении профессиональных целей развития на каждом выделенном Вами этапе?

6. Что Вы можете предложить для развития Вашей профессиональной сферы в актуальном ее состоянии?

В групповом взаимодействии с помощью техники направленных фантазий предлагается представить себя группой профессионалов в выбранной профессиональной деятельности и подготовить презентацию для ярмарки вакансий, на которой необходимо четко сформулировать требования и возможности профессиональной деятельности для молодого профессионала.

С помощью техники «сравнение, намерение, оценка» группе предлагается сформировать ориентиры развития профессионально важных качеств личности молодого специалиста. Это возможно осуществить при создании перечня профессионально важных личностных качеств, оценки их у себя и идеального профессионала.

Логичным следствием предыдущего группового действия становится групповое обсуждение и разработка ряда психолого-педагогических рекомендаций по развитию профессионально важных качеств для молодого специалиста, которые способствовали бы эффективной адаптации в профессиональной деятельности и сообществе. Данные рекомендации составляются на основе группового анализа недостаточно развитых профессионально-важных личностных качеств членов группы, на основе видения участниками группы возможных источников внешних ресурсов.

Каждая группа готовится к круглому столу «Оптимальная профессия для выпускника вуза». На данном круглом столе представители от каждой профессии должны аргументированно (используя ответы на проблемные вопросы) обосновать почему их профессия является наиболее привлекательной для выпускника вуза.

Таким образом, этап группового взаимодействия переходит в межгрупповой формат. В межгрупповом формате с использованием диалогических техник гештальт-терапии проводится ярмарка вакансий, на которой представители от каждой профессии осуществляют презентацию остальным членам групп свою профессию: ее возможности, ее достоинства, требования к личности. Данное действие завершается тайным голосованием за любую из представленных профессий.

После ярмарки вакансий организуется круглый стол, к которому группы подготовились ранее. Перед началом круглого стола организуется общий «мозговой штурм» на тему: «Что хочет от работы выпускник вуза? », итогом которого становится перечень потребностей выпускника вуза и его требований к профессиональной деятельности. Каждый из представителей профессии излагает аргументы в пользу выбора своей профессии молодым выпускником, опираясь на итоги «мозгового штурма».

После межгруппового взаимодействия данный этап завершается групповой работой по формированию общего для группы структурированного плана профессионально-личностного развития на 1 семестр. Планы предоставляются к защите или могут быть оформлены в творческом стиле и представлены на доске информации курса/специальности.

3. Отчетный этап. По окончании семестра каждая группа готовит презентацию в любом творческом формате о проделанной работе по профессионально-личностному развитию каждого участника группы или обобщенно группы в целом. Проводится аналитическая оценка достигнутых результатов. Помогающих и мешающих факторов, осуществляется рефлексия личностных изменений и достижений профессионально-личностного развития. Для этого используются техники амплификации и интеграции. По окончании проекта возможна индивидуальная постановка долгосрочных целей профессионального развития.

Таким образом, проект «Моя профессиональная деятельность» с использованием различных техник гештальт-терапии позволяет сформировать ясные осознанные цели профессионально-личностного развития, при этом обеспечивает сохранение вариативности профессиональной деятельности в рамках выбранной специальности, что является основой формирования профессиональной мобильности молодого специалиста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...