Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III. Разработка и реализация проектов




Глава III. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

3. 1. Проект формирования образа семьи в студенческом возрасте

 

Воспитательно-образовательная среда вуза является логическим продолжением процесса социализации молодого поколения. По мнению Т. Л. Барышовой, важной задачей образовательного процесса в вузе является необходимость учета личного опыта студентов, который должен встраиваться в общую структуру содержания обучения и выступать фактором регулирования его развития и успешного освоения программного материала [7]. Необходимо стимулировать студентов к актуализации их субъектного опыта, создавать условия для согласования его с общественным опытом. Одним из наиболее часто обсуждаемых понятий модернизации высшего образования является понятие «образовательная среда». Оно отражает изменения в подходах к содержанию, методам, формам обучения в новых условиях образования. Учитывая тот факт, что перед современным образованием стоит задача не только формирования высококвалифицированного специалиста, но и способной к самоактуализации личности, то в реализации этих задач может быть полезен метод проектов.

«Основоположник метода проектов Дж. Дьюи миссию образования видел в том, что оно должно не столько давать знания, которые понадобятся в будущем, сколько развивать способность ребенка решать «здесь и сейчас» свои насущные жизненные проблемы» [12, с. 137].

Обобщая научные исследования по проблеме проектирования, И. Ф. Бережная отмечает, что проектирование как вид деятельности обладает следующими характеристиками:

- оно направлено на создание новых продуктов и на познание не только того, что уже существует, а также может возникнуть;

- в основе проектирования лежит промысливание того, что должно быть;

- субъектом проектирования является сам студент;

- проектирование направлено на выработку и реализацию личностного проекта, имеющего жизненный смысл для обучающегося;

- проектирование является формой непрерывного образования.

При проектировании образовательной среды следует учитывать то, что «конструктивный проект» обладает рядом характеристик, таких как целостность, интегративность, многоаспектность, универсальность и вариативность.

В последние годы возрос интерес к проектировочной деятельности в работе преподавателя высшей школы. Проектирование образовательной среды с учетом сформулированных требований позволит помочь юношам и девушкам адаптироваться к реальным социокультурным условиям [7, с. 38]. Психолого-педагогическое проектирование как вид проектирования в образовании выделяет И. А. Колесникова [60], наряду с социально-педагогическим и образовательным проектированием. «Все обозначенные виды должны быть освоены преподавателем высшей школы, так как социально-педагогическое направлено на преобразование социальной среды, психолого-педагогическое – на развитие и формирование личности и межличностных отношений в образовательном процессе вуза, а образовательное на проектирование качества образования и инновационные преобразования образовательной системы» [26, с. 4].

Для того чтобы проектировать образ семьи необходимо определиться с тем, что это за феномен.

Семья как объект исследования изучается достаточно давно. Но количество предметов исследования в рамках семьи достаточно много. Предысторию семейной психологии можно обнаружить в древних текстах, толкующих о семье в мифологическом и назидательном плане. Апологию чувственной любви и брачно-семейных отношений продолжают раздумья философов. Если истолковывать семейные отношения как понятие, порожденное ментальной рефлексией по поводу истории человека и семьи, то его истоки восходят к философской мудрости Платона (диалоги «Государство», «Законы», «Пир»), Аристотеля («Политика»), Плутарха («Наставление супругам»), Ф. Энгельса («Происхождение семьи, частной собственности и государства»), М. Монтеня («Опыты»), И. Канта («Метафизика нравов»), Г. Гегеля («Философия религии», «Философия права»), Н. Г. Чернышевского («Русский человек на rendez-vous»), А. Шопенгауэра («Афоризмы житейской мудрости»), П. А. Флоренского («Столп и утверждение истины»), В. В. Розанова («Семейный вопрос в России») и др.

В отечественной психологии можно выделить два направления: одни ученые активно изучают нарушения в семейных отношениях, психологические травмы детей, полученные в ходе искаженного семейного воспитания (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, А. И. Захаров и т. д. ), другие делают предметом своего анализа воспитательные стратегии родителей и их ценностные ориентации, особенности семейного воспитания (А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман, В. С. Собкин, Е. М. Марич, Е. Л. Бережковская и т. д. ).

Касаясь понятия образ следует отметить, что в психологической науке методологически образ является одной из центральных категорий, объясняющей и описывающей внутреннюю психическую реальность. С середины XX века начинается широкое теоретико-практическое исследование образа. К разработке данной проблематики в той или иной степени обращаются практически все видные отечественные ученые-психологи: Ф. Е. Василюк, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Петровский, Б. Г. Ананьев, Н. А. Бернштейн, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, С. Д. Смирнов и др. [5].

Сторонники социальной психологии уделяли большое внимание изучению социальной перцепции и социального познания: С. Московиси, Г. М. Андреева, Н. Н. Обозова. Прикладные исследования социальных образов проводили: И. Г. Дубов, С. Р. Пантелеев, А. Н. Крылов, А. Ю. Панасюк и др. Можно сделать вывод о том, что социальные представления являются основой представлений о различных объектах социальной действительности. На этой базе строятся представления о мире в целом (образ мира) и представления об образе личности в частности, которые отражают личностные особенности каждого индивида [53].

Изучением «образа семьи» занимаются современные исследователи, такие как О. Г. Кулиш, Е. Ю. Макарова, Т. М. Мишина, Н. А. Круглова,           Н. В. Панкова, Л. Г. Попова, Е. В. Левицкая, Т. И. Пухова, Ю. Б. Евдокимова, Н. И. Демидова, Т. В. Кузнецова, Е. Б. Маценова.

По мнению Т. М. Мишиной, понятие «образ семьи» описательное, в исследованиях отражают лишь его когнитивный аспект. Значение образа семьи заключается в том, что в соответствии с образами родителей у ребенка складывается представление о себе, самооценка; через формирование «образа семьи» ребенок усваивает жизненные ценности. Все это влияет на определенное отношение к людям, к окружающему миру в целом со стороны ребенка. «Образ семьи» влияет на построение определенных детско-родительских отношений и оказывает влияние на родительскую позицию и поведение в семье уже в будущем взрослого человека. Также внутренний «образ семьи» включает представление индивида о себе самом, своих потребностях, возможностях, о других членах семьи, с которыми индивида связывают семенные отношения, и о характере этих отношений. Общее развитие внутреннего «образа семьи» о себе происходит на протяжении всего жизненного цикла многих семейных поколений: когда человек учится осознавать происходящее в семье, понимать взаимосвязь различных сторон ее жизни, взаимоотношения, чувства всех ее членов. Это происходит за счет: а) социализации (ребенок учится этому у родителей в ходе повседневного общения и переносит полученные навыки в семью, которую создает сам); б) благодаря культуре и средствам массовой информации; в) благодаря межличностному общению, «межличностной сети», в которую включена система семьи [118].

В современных исследованиях образа семьи этот феномен определяется на стыке двух терминов «образ» и «семья».

Наиболее детально раскрыл категорию образ В. П. Зинченко. Согласно его определению: «Образы – субъективные феномены, возникающие в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности. Образ – целостное, интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перцептивные категории (пространство, время, движение, цвет, форма, фактура и т. д. )» [42, с. 336]. Категория образ в классической психологии понимается в двух контекстах. Первый, отраженный в работах В. П. Зинченко, представляется как перцептивный образ. Второй подход реализуется в рамках мнения, что образ есть категория идеальная.

Особое значение для понимания сущности образа имеют следующие положения теории отражения:

1. ​ ощущение есть образ явлений внешнего мира, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств, и основной источник знаний;

2. ​ ощущение как образ объективной реальности отражает то, что существует независимо от человека и его сознания;

3. ​ ощущение выступает как субъективный образ;

4. ​ критерием истинности отражения является практика [51, с. 336. ].

Поскольку психическое отражение формируется и развивается в процессе жизнедеятельности субъекта, «обслуживая» его как целостность, оно не может не быть субъективным. Эта субъективность по–разному проявляется в различных связях человека с миром и на разных уровнях психического отражения. Общим основанием разнообразных проявлений субъективности является то, что отражение человеком окружающего мира осуществляется с той специфической, обусловленной особенностями его жизнедеятельности (индивидуально–неповторимой) позиции, которую он в этом мире занимает.

Субъективность образа включает момент пристрастности, зависимости образа от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций человека и т. д. Образ формируется на базе опыта, который накопил человек, в той или иной мере ассимилируя этот опыт, что особенно отчетливо выражается в случаях, когда речь идет об образах, связанных с жизненно значимой для человека деятельностью.

Данное мнение о сущности образа относится к восприятию материальных объектов действительности. Поскольку образ семьи – категория, скорее, принадлежащая к внутреннему миру человека, то описывать ее следует терминами не относящимися к чисто психологическим.

Образ семьи напрямую связан с таким понятием как готовность браку. Эти категории взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1. ​ Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, окажется связанным с распределением ролей между супругами.

2. ​ Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3. ​ Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной, прежде всего, на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

4. ​ Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека – эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится по-настоящему психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, вчувствованию в эмоциональный мир партнера.

5. ​ Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности. 6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношениий супругов считается решающим в процессе взаимного приспособления молодоженов [131].

Можно согласиться с И. В. Гребенниковым, что соответственно подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие ос​ новные аспекты:

1. ​ Социальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также содержащий данные об общественной сущности брачно-семейных отношений, предназнаении семьи, семейных ценностях, социальных ролях супругов и родителей.

2. ​ Нравственно-этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: дружелюбного отношения к представителям другого пола; уважения к матери, отцу, старшим и младшим; потребности в воспитании детей; ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; культуры интимных чувств.

3. ​ Правовой, ориентированный на ознакомление с основами законодательства о браке и семье; с важнейшими положениями семейного права; с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.

4. ​ Психологический, формирующий понятия о личностном развитии; об особенностях психологии межличностных отношений юношества; о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни; владение навыками общения.

5. ​ Физиолого-гигиенический, включающий знания физиологических особенностей мужского и женского организмов; особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены и др.

6. ​ Педагогический, включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семей ног о воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей.

7. ​ Хозяйственно-экономический: вооружениие знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство и т. д. [131].

B. C. Торохтий считает, что эти требования реализуются в разных семьях в разной степени, на основании этого очевидного факта он вводит понятие «способность к браку», предполагающее несколько составляющих:

1. ​ Это способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, деятельно делать добро.

2. ​ Способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, т. е. «входить» в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единство с другим человеком.

3. ​ Способность к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организация домашнего потребления и распределения.

4. ​ Высокая этическая и психологическая культура, предлагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм. Все эти способности являются показателями умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу.

Морально-нравственная и операционально-образовательная подготовка. Анализ действия существующих брачно-семейных отношений показывает, что большинство специалистов, занимающихся проблемами семьи и семейного воспитания, считают главным условием устойчивого существования брака и семьи моральный уровень людей, включающий, прежде всего, ту или иную степень осознанности нравственных норм. Бесспорность подобного положения совершение очевидна. Действительно, уровень развития нравственного сознания человека в значительной мере определяет его деятельность и поведение в сфере семейных отношений [131].

Понятие образ семьи является комплексным и многоаспектным. В случае гармоничного развития семьи формируется адекватный образ «Мы», отражающий характер супружеских отношений, согласованное ролевое поведение и стиль жизни семьи. Источником формирования образа «Мы» является совместная деятельность и внутрисемейное общение. В случае возникновения дисфункции семьи и нарушений межличностной коммуникации актуализируются механизмы защиты и формируется неадекватный образ «Мы» – так называемые семейные мифы, выполняющие функцию регуляции отношений в дисфункциональной семье [57]. Результаты исследования Ю. Б. Захаровой, направленного на выявление и демонстрацию наличия различных моделей защиты «Мы-образа», показало:

1. В процессе статистической обработки данных удалось выделить шесть женственных качеств значимых, с точки зрения мужчин (обаяние, привлекательность, чуткость, заботливость, жизнерадостность, оптимизм, открытость, общительность, интерес к противоположному полу, деликатность, тактичность).

2. Все испытуемые оценивают представительниц ингруппы с точки зрения характеристик женственности значимо ниже, чем представительниц аутгрупп. При этом «своих» оценивают ниже чем «близких чужих».

3. Были выделены 9 качеств, устойчиво выделяемые всеми подгруппами испытуемых как наиболее предпочитаемые в мужчине (сдержанность, выдержка, целеустремленность, настойчивость, чуткость, заботливость, общая эрудиция, образованность, решительность, уверенность в собственных силах, ответственность, обязательность, порядочность, нравственность, уровень профессиональной компетенции, практичность, рационализм) [1].

Искаженный образ «Мы» включает кредо семьи – ее принципы и ценности; ожидания в отношении ролевого поведения каждого из ее членов; субъективный образ семьи (может не совпадать с объективной картиной ее жизни). На формирование семейных мифов оказывают влияние «наивно-психологические теории», неадекватные способы каузальной атрибуции, селективность и предвзятость отбора информации, преувеличение, сверхгенерализация, дихотомия мышления и т. д. В основе неэффективности наивно-психологических теорий в объяснении динамики внутрисемейных взаимодействий лежат низкая степень коммуникативной компетентности, использование житейских понятий и моделей для описания поведения партнера. Селективность отбора информации (предвзятость) и сверхгенерализация приводят к формированию неадекватного образа члена семьи и искаженному восприятию семейной системы в целом. Например, родители могут принимать как должное хорошую учебу и ответственное выполнение домашних заданий ребенком, а случайно полученная «двойка» или невыполненное домашнее задание воспринимается ими как типичное поведение – и складывается миф о «безответственном лодыре и лентяе» [57].

В рамках нашего исследования реализовывалась программа по формированию конструктивного образа семьи у студентов-бакалавров 1 курса Воронежского государственного университета. Программа рассчитана на семестр работы и состояла из 20 занятий [96]. Целью программы является формирование образа семьи в юношеском возрасте на базе студенческой группы. Программа формирования образа семьи основывалось на базовых методологических принципах:

1. Системности.

2. Реалистичности

3. Избыточности

4. Активности.

5. Творчества.

6. Субъект-субъектных отношений.

Принцип системности понимается нами таким образом, что субъекты формирования образа семьи находятся в системе взаимодействия между окружающей средой и личностными процессами.

Принцип реалистичности предполагает создание в процессе занятия среды, которая вероятно может возникнуть в жизни.

Принцип избыточности проявляется через создание возможностей выбора участниками различных вариантов представления информации, момента и способа деятельности.

Принцип активности рассматривается через инициирование субъектом целенаправленных преобразующих действительность предметных действий.

Принцип творчества проявляется в том, что в ходе занятия субъекты могут свободно и открыто выражать себя творчески.

Принцип субъект-субъектных отношений предполагает построение партнерских отношений в процессе прохождения программы.

Критериями сформированности образа семьи выступили: когнитивный, поведенческий, эмоциональный, рефлексивный, волевой. Данные критерии были выбраны нами потому, что в процессе прохождения программы формирования образа семьи субъекты должны не только получить знании о семье (когнитивный критерий), научиться правильно выстраивать отношения (поведенческий, эмоциональный критерии), но и выработать в себе мотивацию к саморазвитию (волевой критерий) и осознавать собственные действия и результаты (рефлексивный критерий).

По нашему мнению, развивать конструктивное отношение к семье и образ семьи можно только через системное личностное развитие студентов. Поэтому занятия были сформированы в два блока: личностное развитие и семейные отношения.

Результаты реализации программы таковы, что у студентов существует интерес к знанию о том, что такое семья и как лучше ее сформировать. Но в тоже время студенты не знают, какие существуют источники получения знания о семье, а, следовательно, строят свое мнение основываясь на стереотипах и эгоистической позиции. Мы можем говорить, что девушки по сравнению с юношами более открыты и заинтересованы в увеличении знаний в вопросах выстраивания межличностных отношений.

Таким образом, проектирование является методом психолого-педагогической науки. В отечественной психологии изучаются нарушения в семейных отношениях, психологические травмы детей, полученные в ходе искаженного семейного воспитания или воспитательные стратегии родителей и их ценностные ориентации, особенности семейного воспитания. Опираясь на результаты анализа литературы по проблемам межпоколенного взаимодействия в семье, можно заключить, что образы семьи, отражающие понимания различных аспектов семейной жизни, могут существенно определять его стиль, интенсивность передачи, конфликтность. Понятие образ семьи является комплексным и многоаспектным. Проблема восприятия образа семьи в работах отечественных психологов и педагогов встречается достаточно редко и обозначилась недавно. Проблема образа семьи в восприятии на разных возрастных этапах представлена по большей части в диссертационных работах. Большинство работ, рассматривающих образ семьи используют возрастной диапазон от дошкольного до подросткового. В настоящее время можно увидеть немало существующих определений и понятий образа семьи, в которых четко можно выделить общие признаки:

1. Образ семьи – это социально-психологический феномен (целостное, интегрированное образование), представляющий собой семейное самосознание, семейную идентичность.

2. Одной из наиболее важных функций образа семьи являются целостная регуляция поведения семьи, согласование позиций отдельных ее членов.

3. Образ семьи определяется через основные компоненты структуры семьи как системы.

4. Образ семьи обычно функционирует в рамках правил семейной системы и главным образом на бессознательном уровне.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...