Упражнение 1. «Поделись с другими»
Упражнение 1. «Поделись с другими» Цель упражнения: анализ выполненного домашнего задания. Инструкция участникам: «Сейчас я вас разделю в микрогруппы. Вместе сформулируйте ответы на заданные ведущим вопросы». Ход проведения: студенты-иностранцы объединяются ведущим в зависимости от уровня их межкультурной адаптации в микрогруппы (4-5 человек) и анализируют выполненное домашнее задание: что общее и индивидуальное в выполнении задания вы заметили при групповом обсуждении ситуаций; какие способы действий, на ваш взгляд, наиболее эффективны в данных ситуациях; какие из предложенных (вами или другими студентами-иностранцами) способов выполнения заданий вы могли бы использовать в повседневной жизни. Анализ: в результате обсуждения каждая микрогруппа предлагает свои наиболее приемлимые с точки зрения её участников способы решения заданных на дом ситуаций. Возможна дисскуссия между представителями разных микрогрупп по поводу эффективности и приемлимостии в повседневной жизни того или иного способа выполнения заданий.
Упражнение 2. «Аналитик жизни» Цель упражнения: осознание иностранными студентами себя как субъекта проектировочной деятельности, своей активности в процессе учебно-профессиональной деятельности и межкультурнйо адаптации. Инструкция участникам: «Вам необходимо заполнить следующую таблицу»:
Ход проведения: ведущий предлагает учащиися-иностранцам самостоятельно поработать по таблице. После этого они в паре с человеком, которому доверяют, делятся результатами. Затем обсуждение продолжается в круге и методом мозгового штурма составляется список способов помощи и самопомощи в преодолении трудных ситуаций. Ведущий предлагает иностранным студентам выбрать из списка проблемных ситуаций ту, с которой они не справились или справились не так, как хотелось бы. Можно записать ситуации на листочках, анонимно, и затем студенты-иностранцы выбирают из общего списка ситуаций ту, которая вызывает наибольший интерес у всех. Ситуация разыгрывается в виде ролевой игры.
Анализ: в ходе игры игрокам предлагается найти оптимальный выход из ситуации. Может быть разыграно несколько ситуаций. После каждого сюжета группа обсуждает, насколько успешно ситуация была разрешена, что этому способствовало, а что препятствовало. После игры ведущий рассказывает об основных стратегиях поведения иностранного студента в проблемных ситуациях (разрешение; обращение за поддержкой, избегание и т. д. ). Рефлексия занятия: что считаете особенно важным для себя, над чем хотите поразмышлять; пожелания ведущему. Домашнее задание № 4. 1. Вы выходите на учебную практику. Как студент-практикант вы представляли, что вам дадут интересные задания как настоящему профессионалу. Однако руководитель базы практики считает, что «студентов главное нагрузить бумажной работой, чтобы они не отвлекали от дела», и не допускает вас к стоящей, по вашему мнению, работе. Перечислите все свои возможные действия и выделите наиболее предпочтительные лично для вас. 2. Отвечая устно по сложному предмету при употреблении нового термина, вы ошибаетесь и неправильно его произносите. По удивлённому взгляду преподавателя вы понимаете, что ошиблись. Перечислите все свои возможные действия и выделите наиболее предпочтительные лично для вас. 2 блок «Формирование эмоционально-ценностного компонента проектировочной компетентности»
Аудиторное занятие № 8. Цель: формирование положительной профессиональной самооценки студентов-иностранцев своих проектировочных способностей; отношения к себе как будущему специалисту на этапе обучения в вузе. Упражнение 1. «Поделись с другими» Цель упражнения: анализ выполненного домашнего задания Инструкция участникам: Инструкция участникам: «Сейчас я вас разделю в микрогруппы. Вместе сформулируйте ответы на заданные ведущим вопросы». Ход проведения: студенты-иностранцы объединяются ведущим в зависимости от уровня их межкультурной адаптации в микрогруппы (4-5 человек) и анализируют выполненное домашнее задание: что общее и индивидуальное в выполнении задания вы заметили при групповом обсуждении ситуаций; какие способы действий, на ваш взгляд, наиболее эффективны в данных ситуациях; какие из предложенных (вами или другими студентами-иностранцами) способов выполнения заданий вы могли бы использовать в повседневной жизни. Анализ: в результате обсуждения каждая микрогруппа предлагает свои наиболее приемлимые с точки зрения её участников способы решения заданных на дом ситуаций. Возможна дисскуссия между представителями разных микрогрупп по поводу эффективности и приемлимостии в повседневной жизни того или иного способа выполнения заданий Упражнение 2. «Всё о себе! » Цель упражнения: осознание иностранными студентами своих черт характера, положительно или негативно сказывающихся на проектировочной и учебно-профессиональной деятельности. Инструкция участникам: «Разделитесь на пары. Пусть каждый из вас по очереди ответит на вопросы своего партнера, а потом задаст ему те же вопросы. Перечислю вопросы, которые вам следует обсудить: назовите две вещи, которые вы делаете хорошо в своей учебно-профессиональной деятельности; опишите успехи, которых вы достигли в своей учебно-профессиональной деятельности; назовите две вещи, которые вы делаете плохо учебно-профессиональной деятельности опишите ситуации, возникавшие в вашей учебно-профессиональной деятельности, которые вы могли бы оценить как «провал»; в каких ситуациях у вас получается успешно предвидеть результат свой деятельности?
Выходит ли когда-нибудт предложить нестандартный вариант в решении в учебно-профессиональных задач? Ход проведения: ведущий собирает участников группы вместе для обсуждения результатов «опроса» в парах. Просит студентов-иностранцев записать на листе бумаги черты, которые положительно или негативно сказываются на их проектировочной и учебно-профессиональной деятельности, и обсудить их с остальными членами группы. После обсуждения черт характера, которые положительно или негативно сказываются на их проектировочной и учебно-профессиональной деятельности, каждого из участников он просит их заполнить «Лист самооценки». Он предполагает оценку «себя реального», «себя идеального» и «себя газами других». Анализ: после обсуждения черт характера, которые положительно или негативно сказываются на их проектировочной и учебно-профессиональной деятельности, и заполнения «Листа самооценки» студенты-иностранцы наглядно видят расхождения в своих представлениях о себе с представлениями других людей и своими пожеланиями. Анализ полученной информации возволяет влиять ведущему на формирование у иностранных студентов их профессионального Я, профессиональных возможностей, результатов учебно-профессиональной деятельности. Рефлексия занятия: что считаете особенно важным для себя, над чем хотите поразмышлять; пожелания ведущему. Домашнее задание № 8. При подготовке к контрольной работе ваши одногруппники-иностранцы решили объединиться с однокурсниками-неиностранцами и готовиться совместно. Они считают, что ваши однокурсники как представители принимающей культуры лучше поняли задания, быстрее найдут нужный материал для подготовки, так как не ограничены языковым барьером и недостатком информации о способах и местах его нахождения. Вы можете присоединиться к вашим одногруппникам-иностранцам, а можете готовиться самостоятельно. Перечислите все свои возможные действия и выделите наиболее предпочтительные лично для вас.
Вы начали готовиться к некоторой теме по предмету. К вам обращается ваш сокурсник с просьбой помочь ему в подготовке совсем другой темы, изучением которой вы хотели заняться позже. Однако ваш сокурсник, хоть и иностранный студент, как и вы, но не является представителем вашей родной культуры, не знает вашего родного языка, традиций и ценностей. Перечислите все свои возможные действия и выделите наиболее предпочтительные лично для вас. 3 блок: «Формирование конативного компонента проектировочной компетентности» Аудиторное занятие № 11. Цель: осознание студентами-иностранцами своей активности в процессе учебно-профессиональной деятельности; стимулирование активной профессиональной и проектировочной позиции и готовности действовать на этапе получения высшего образования. Упражнение 1. «Поделись с другими» Цель упражнения: анализ выполненного домашнего задания Инструкция участникам: Инструкция участникам: «Сейчас я вас разделю в микрогруппы. Вместе сформулируйте ответы на заданные ведущим вопросы». Ход проведения: студенты-иностранцы объединяются ведущим в зависимости от уровня их межкультурной адаптации в микрогруппы (4-5 человек) и анализируют выполненное домашнее задание: что общее и индивидуальное в выполнении задания вы заметили при групповом обсуждении ситуаций; какие способы действий, на ваш взгляд, наиболее эффективны в данных ситуациях; какие из предложенных (вами или другими студентами-иностранцами) способов выполнения заданий вы могли бы использовать в повседневной жизни. Анализ: в результате обсуждения каждая микрогруппа предлагает свои наиболее приемлимые с точки зрения её участников способы решения заданных на дом ситуаций. Возможна дисскуссия между представителями разных микрогрупп по поводу эффективности и приемлимостии в повседневной жизни того или иного способа выполнения заданий Упражнение 2. «Я могу» Цель упражнения: осознание студентами-иностранцами своих профессиональных и проектировочных возможностей. Инструкция участникам: «Попытайтесь вспомнить, какие ситуации в учебно-профессиоанльной деятельности или в жизни за границей зачастую заканчиваются неудачно для вас. Вспомните, как вы пытаетесь их преодолеть, сказав себе: «Я могу». Изобразите описанные ситуации в ролевой игре». Ход проведения: ведущий просит участников программы вспомнить ситуации из учебно-профессиональной деятельности или жизни за границей в целом, в которых они чувствовали себя слабыми, бессильными. Он предлагает записать их на листе бумаги, организует их обсуждение. Ведущий организует ролевую игру «Я могу», используя предложенные ситуации.
Анализ: ведущий отмечает, каких ситуаций неудач больше всего в группе, организует дискуссию по поводу того, почему они возникают, какие способы чаще используют студенты-иностранцы для их преодоления. Закрепляет осознание и принятие способов решения типичных для иностранных студентов проблем с помощью упражнения «Я могу», вселяя им уверенность в себе. Рефлексия занятия: что понравилось; что не понравилось; пожелания ведущему. Домашнее задание № 11. Вам надо изучить материал небольшой по объему, но малоинтересный лично для Вас. Кроме этого Вам надо проработать учебный материал интересный для Вас, но большой по объему. С чего Вы начнете подготовку? Объясните свое решение. Вам надо подготовиться к экзамену. Из-за пропусков у вас есть не все необходимые материалы. Вы точно знаете, что недостающие вам материалы есть у малознакомого вашего однокурсника – студента-неиностранца. Что вы будете делать? Как справитесь с ситуацией? 4 блок: «Интегративное формирование всех компонентов проектировочной компетентности» Аудиторное занятие № 12. Цель: анализ дифференцированности, цельности, устойчивости своего Образа Я профессионального (негативные и положительные стороны); формирование стремления студентов-иностранцев к профессионально-личностной самореализации, осознание ими своей активности в процессе проектировочной и учебно-профессиональной деятельности; развитие адекватной профессиональной самооценки и положительного отношения к себе как будущему специалисту. Упражнение 1. «Поделись с другими» Цель упражнения: анализ выполненного домашнего задания Инструкция участникам: «Сейчас я вас разделю в микрогруппы. Вместе сформулируйте ответы на заданные ведущим вопросы». Ход проведения: студенты-иностранцы объединяются ведущим в зависимости от уровня их межкультурной адаптации в микрогруппы (4-5 человек) и анализируют выполненное домашнее задание: что общее и индивидуальное в выполнении задания вы заметили при групповом обсуждении ситуаций; какие способы действий, на ваш взгляд, наиболее эффективны в данных ситуациях; какие из предложенных (вами или другими студентами-иностранцами) способов выполнения заданий вы могли бы использовать в повседневной жизни. Анализ: в результате обсуждения каждая микрогруппа предлагает свои наиболее приемлимые с точки зрения её участников способы решения заданных на дом ситуаций. Возможна дисскуссия между представителями разных микрогрупп по поводу эффективности и приемлимостии в повседневной жизни того или иного способа выполнения заданий Упражнение 2. «Две стороны одной медали» Цель упражнения: осознание студентами-иностранцами негативных и позитивных стороны своего Образа Я профессионального, формирование или повышение субъективной значимости собственных поступков в процессе осуществления проектировочной и учебно-профессиональной деятельности за границей, осознание ими своей активности в процессе учебно-профессиональной деятельности. Инструкция участникам: «Оцените своё поведение в течение последних 1-2-х дней с положительной и отрицательной стороны». Ход проведения: ведущий вселяет в участников программы уверенность в том, что их не осудят за негативные поступки. Даёт понять, осознание отрицательного поведения и его последствий является необходимым условием к развитию личности человека. Направляет студентов-иностранцев на оценку ситуаций, связанных с проблемами межкультурной адаптации. Показывает, что их анализ даёт возмодность не совершать подобных ошибок в будущем, а, следовательно, и повышает общий уровень адаптации студентов-иностранцев. Ведущий указывает на то, что адаптированные учащиеся-иностранцы в конечном счёте выигрывают в достижении главной цели пребывания за рубежом – учебно-профессиональной деятельности. Анализ: студентам-иностранцам необходимо не только вспомнить и оценить ситуации с разных сторон, но и глубоко проанализировать их, записав свои мысли по этому поводу на листе бумаги. Рефлексия занятия: что было полезным для вас; пожелания ведущему. Домашнее задание № 12. В процессе обучения в вузе вы посещаете различные по форме занятия. В таблице укажите, какие из них вам нравятся как студенту, почему нравятся, какие ваши личностные качества помогают, а какие мешают при осуществлении этих форм занятий.
Таким образом, предложенный проект формирования проектировочной компетентности иностранных студентов с разным уровнем межкультурной адаптации открывает возможность повышения эффективности их обучения в зарубежном вузе. Это связано с тем, что в содержании проектировочной компетентности иностранных студентов открываются все компоненты учебно-профессиональной Я-концепции будущего профессионала – когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий. Так, при целенаправленной работе по формированию проектировочной компетентности иностранных студентов повышается вероятность не только получения ими качественного образования, но и принятия активной творческой позиции представителя определённой специальности в процессе обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|