Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.3. Интегративно-дифференцированный проект развития




3. 3. Интегративно-дифференцированный проект развития

конструктивного перфекционизма студента

с позиций компетентностного подхода

 

В современных инновационных условиях развития российского общества возрастает роль системы высшего профессионального образования, как одного из важнейших факторов развития подрастающего поколения и формирования у молодых людей всех ключевых компетенций. Но эффективность формирования ключевых компетенций студентов, в свою очередь, напрямую зависит от квалифицированности преподавателей, осуществляющих образование, их компетентности в осуществлении профессионально-педагогической деятельности. В условиях коренных преобразований в социальной, экономической, информационной, образовательной и духовной сфер жизни общества, они последовательно переходят к осуществлению функций стратегического планирования, инновационного проектирования, диагностики и мониторинга образовательной деятельности, что актуализирует в структуре их профессиональной компетентности прежде всего проектировочную составляющую. Только современный и владеющий знаниями, умениями осуществления проектировочной деятельности преподаватель способен подготовить студентов к построению своей жизни на основе проектирования: к анализу сложившихся ситуаций.

Анализ научной литературы показал, что, хотя в последние годы проблемы профессиональной компетентности педагога и стали предметом пристального внимания педагогов и психологов (В. В. Беспалько, В. А. Болотов, Т. Г. Браже, Б. С. Гершунский, Р. Х. Гильмеева, Г. И. Ибрагимов, Е. И. Исаев, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. В. Кондратьев, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Е. И. Огарев, Е. М. Павлютенков, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина, А. Н. Хуторской, С. И. Шишов и др. ), но проектировочная компетентность как педагогический феномен на сегодняшний день изучена намного меньше (Г. А. Демакова, М. А. Смирнова, Н. А. Гордеева). Особенно это касается связи проектировочной компетентности с различными личностными особенностями и чертами характера [9, 17, 87, 97]. Целью нашей работы является соотнесение проектировочной компетентности преподавателя с такой важной профессионально-личностной характеристикой преподавателя как конструктивный перфекционизм (Н. И. Вьюнова, М. В. Ларских). Последовательно рассмотрим два эти феномена.

Сначала следует провести экскурс в историю становления компетентностного подхода и перфекционизма. Общеизвестно, что последнее десятилетие в России на основании компетентностного подхода внедряются новые стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Еще в 1996 году на берлинском симпозиуме Совета Европы, была зафиксирована необходимость формирования в процессе обучения студентов не только знаний, умений и навыков, но и определенных личностных качеств, т. е. компетенций, к которым относились как определенные психологические характеристики человека, так и особенности его мотивации и деятельности (способность адаптироваться к новым ситуациям, креативность и стремление к успеху и т. д. ), а также интерперсональные характеристики, такие как: способность к критике, умение работать в команде, навыки межличностных отношений. По мнению С. Спенсера компетенции, являясь базовой частью человеческой личности, кроме психофизиологических особенностей, знаний и навыков включается в себя: мотивы и установки, ценности и образ я. В трудах Д. Равенна уже было выявлено 39 определенных личностных характеристик (или компонентов компетенций) [102]. И наконец, отечественная классификация компетентностей И. А. Зимней [48] разделяет все компетентности человека на: относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.

Происходя от латинского слова perfectus – совершенство, перфекционизм изначально являлся учением о способности человека к совершенствованию [101]. В современной науке под перфекционизмом понимают высокие требования, которые предъявляет человек к себе, людям и миру в целом. Во многих философских школах и психологических подходах встречаются феномены, концептуально близкие к понятию перфекционизм. К ним относятся идеи «идеального человека» (Гераклит, Конфуций, Платон, К. Антуан, О. Конт, Р. Эрнест, Ф. Ницше), «идеального общества» (Платон, Т. Мор, Ф. Бекон, И. Кант, Г. Гегель, Г. Спенсер, О. Конт). В теориях личности стремление к совершенству рассматривается как врожденная сила (Г. Юнг, А. Адлер, Г. Салливан) или социально-обусловленный феномен (З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон). По мнению А. Адлера и Э. Фромма, стремление к идеалу является основной движущей силой развития личности, а З. Фрейд, Г. Салливан и К. Хорни, наоборот, считают стремление к идеалу источником неврозов и деструктивной психологической защитой. А. Адлер называет личность, постоянно стремящуюся к совершенству «сверхкомпенсированным человеком»; К. Хорни – «невротической личностью»; Г. Салливан - «амбициозной личностью»; Г. Мерей «икаристический индивидом» [124].

Термин перфекционизм вошел в научный обиход благодаря американским психоаналитикам М. Hollender и W. Missildine. В настоящее время нет однозначного мнения в рассмотрении феномена перфекционизма. L. Silverman рассматривает перфекционизм как силу, которую только нужно правильно направить. A. Beck и D. Burns считают перфекционизм одним из факторов депрессии. По мнению K. Debrovski и L. Silverman перфекционизм – неотъемлемая черта одаренных людей, двигатель прогресса человечества. Общим во всех теориях перфекционизма является потребность в совершенстве. Некоторые теории акцентируют свое внимание на высоких результатах деятельности (M. Hollender, W. Missildine, D. Hamachek); другие теории центрированы на когнитивных особенностях перфекционистов (A. Beck, D. Burns). Канадские ученые P. Hewitt и G. Flett рассматривают объектную направленность перфекционизма, а теория R. Frost содержит также характеристику родительской семьи перфекционистов. Концепция перфекционизма Т. Ю. Юдеевой включает наряду с высокими стандартами и ожиданиями, также когнитивные параметры. В исследованиях В. В. Парамоновой перфекционизм – дисфункциональный личностный стиль, а в работах П. В. Цыганковой этот феномен рассматривается в качестве центрального компонента аутодеструктивной модели поведения. Психолого-акмеологическая модель перфекционизма Н. И. Вьюновой и М. В. Ларских делает акцент на изучении конструктивных аспектов перфекционизма [76].

К позитивным аспектам перфекционизма ученые относят: самоограничение (L. Silverman); желание полностью использовать свои способности, делать лучшее, упорство, самоконтроль, моральную одаренность (K. Debrovski); умение чувствовать разницу между обычным и экстраординарным (C. Schmitz); скрупулёзность, внимание к деталям, обязательность, ответственность, настойчивость и требовательность к себе (G. Flett, P. Hewitt, W. Roedell, A. Roeper и др. ); высокий уровень притязаний, склонность к постоянному росту и самосовершенствованию (G. Flett, P. Hewitt и др. ). Отмечаются и негативные стороны этого явления: неудовлетворенность и постоянно плохое настроение (G. Flett, D. Hamachek, P. Hewitt и др. ); пессимизм, неукорененность в реальности, низкая и неустойчивая самооценка, избегающее поведение, ригидность, отсутствие гибкости и дипломатичности (A. Beck, A. Ellis и др. ); склонность к самокопанию и чувству вины, конфликтность, требовательность (G. Flett, P. Hewitt и др. ); фиксация на ошибках и «черно-белое» мышление (Т. Ю. Юдеева и др. ); «наказывающее самоотношение», отсутствие творчества (A. Roeper и др. ); зависть при успехе других и злорадство при неудачах [75]

Т. о., перфекционизм с этих позиций рассматривается нами как высокие требования, которые предъявляет личность к себе, людям и миру в целом.

Соотнесем характеристики перфекционистов и ключевые компетенции по И. А. Зимней [48]. В первую группу компетенций, выделенных И. А. Зимней, входят личностные компетенции:

– компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

– компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

– компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;

– компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

– компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком

Многочисленные исследования подтверждают тот факт, что для студентов с высоким уровнем перфекционизма отмечается неразвитость многих компетенций, входящих в первую группу. Высокий уровень перфекционизма связан с высоким уровнем суицидальных мыслей (П. В. Цыганкова), нарушением пищевого поведения (И. Г. Малыхина-Пых), а так же бессонницей и мигренями, энурезом и заиканием, нервными тиками, астмой и аллергическими реакциями. Для перфекционистов характерен работоголизм, изнурение себя на работе и эмоциональное выгорание; перфекционисты часто жертвуют здоровьем, отношениями и семьей для достижении своих нереалистичных целей [114, 138, 143]. Все вышеописанное говорит о неразвитости, несформированности компетенции «знание и соблюдение норм здорового образа жизни».

В первую группу компетенций входит также компетенция «ценности бытия», к которым относится умение жить здесь и сейчас, получать удовольствие от любой деятельности. Наши исследования показали, что деструктивные перфекционисты в процессе своей деятельности, с одной стороны, ставят для себя высокие стандарты выполнить свою работу идеально и сравнивают свои результаты только с наиболее успешными коллегами. С другой же стороны, они не получают удовольствии от самого обучения, так как находятся в постоянном напряжении и тревоге [71]. Таким образом, компетенция «ценности бытия» у деструктивных перфекционистов требует формирования и развития.

Следующей важной личностной компетенцией, которая недостаточно развита у деструктивных перфекционистов является «уверенность в себе». Многие авторы сходятся во мнении, что высокий уровень перфекционизма связан с низкой самооценкой личности [140]. K. Rise, J. Ashby, P. Slanay считают, что неустойчивая самооценка перфекционистов опосредует связь между перфекционизмом и депрессией [155]. J. K. Gotwals, J. G. Dunn, и H. A. Wayment (2003) в своих исследования вывили также зависимость между высоким уровнем перфекционизма и низкой самооценкой [142]. Можно предположить, что те нереально высокие стандарты, которые ставят перед собой перфекционисты, как раз и являются для них способом поднять свою заниженную самооценку и заслужить самоуважение. Наши исследования показали, что для деструктивных перфекционистов имеет место выраженная разница между самооценкой и уровнем притязания, что свидетельствует о постоянной неуверенности в себе, в своих силах [79].

Компетенции «самосовершенствования, саморегулирования и саморазвития» также недостаточно развиты у деструктивных перфекционистов, основными мотивациями которых являются: мотивация избегания неуспеха, а не мотивация актуализации себя. Исследования показывают, что перфекционисты имеют низкую степень самоактуализации [78].

Следующая группа компетенций, выделенных И. А. Зимней относится к социальной сфере. Это компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

– компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала и т. д.

Обзор исследований, посвященных интерперсональному аспекту перфекционистов, позволяет утверждать, что многие из компетенций, относящихся к социальной сфере человека, у перфекционистов требуют особого внимания и развития. Так, перфекционизм имеет корреляции с анитисоциальным поведением и агрессивностью (S. Ingrem) [145], а P. Hewitt и G. Flett (1991) [144]. Перфекционизм связывают со страхом людей – «социальной фобией» (I. Alden, 1994; D. H. Baucom, N. Epstein, S. Sayers, T. Sher, 1989) [137]. В исследованиях Т. В. Бесковой (2012), Н. И. Вьюновой, М. В. Ларских (2015) было выявлено, что для перфекционистов характерно безнравственные способы реагирования - болезненная реакция на успехи других людей и отсутствие сопереживания и сочувствия при неудачах других людей. Чем выше уровень деструктивного перфекционизма, тем перфекционист интенсивнее реагирует на успехи Другого, и в большинстве случаев перфекционист проявляет зависть и желание лишить преимуществ Другого [13]. Кроме того, перфекционисты эгоистичны и эгоцентричны, что подтверждено в работе Е. Т. Соколовой, П. В. Цыганковой: для перфекционистов характерно существенное преобладание индивидуалистических ценностей, связанных с личным благополучием, самоутверждением, материальной обеспеченностью и развлечения, над социальными и духовными ценностями (гармоничные межличностные отношениям, любовь, счастье других, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь) [114].

К третьей группе компетенций И. А. Зимняя относит компетенции по отношению к деятельности человека: компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

– компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

– компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет технологией.

Часть из этих компетенций так же не сформированы у деструктивных перфекционистов. Наши исследования показывают [71], что деструктивные перфекционисты фиксированы на своих неудачах, ошибках и не испытывают положительных эмоций от своих достижений, зато долго помнят о промахах, поражениях, неудачах. В тоже время, любую ситуацию деструктивные перфекционисты рассматривают с точки зрения принципа «если быть, то быть первым – или не быть». Учитывая нереалистично высокие стандарты успеха и повышенную требовательность к достижению цели, это объясняет хронические негативные эмоциональные переживания, которые их сопровождают по жизни – постоянно плохое настроение (все время помнят свои неудачи), тревожность и напряжение («нужно все сделать идеально»), постоянное недовольство собой («я опять несовершенен»). На поведенческом уровне это выражается в неуверенности в себе, страхе любого нового дела и приверженности старых, хорошо проверенных стереотипов; в постоянном напряжении и тревоге и плохом настроении; в недовольстве результатами, в независимости от объективных оценок.

В процессе любой деятельности, в том числе и деятельности обучающей, главной мотивационной направленностью деструктивных перфекционистов является мотивация избегания неуспеха и их поведение строится так, чтобы свести к минимуму возможность неудачи в результате допущенной ошибки или неправильного действия. Тревожные опасения лежат в основе ограничительного поведения, которое проявляется как в отказе от деятельности, так и в создании жесткой системы правил, ограничивающих возможности выбора в ситуации принятия решения. Кроме того, перфекционисты компенсируют свою тревожность тем, что стремятся контролировать успешность своей деятельности с помощью разработки высокого внутреннего стандарта, с которым, вне зависимости от внешнего контроля, сопоставляются действия и результаты. Желание максимально уменьшить возможность неудачи заставляет их постоянно стремиться к максимальной информированности о ситуации и к построению на основе этой информации подробных планов. При прогнозировании ситуации перфекционисты стремятся предвидеть даже маловероятные возможности и объясняют любые затруднения и сложности недостаточной тщательностью и предусмотрительностью. Ситуации с непредсказуемым исходом, быстрой сменой действующих факторов, неупорядоченные и не поддающиеся планированию (но которые являются типичными для любого вида деятельности, а особенно деятельности преподавателя) для них являются стрессовыми [77].

Таким образом, можно сделать вывод, что высокий уровень перфекционизма может быть существенным психологическим барьером для формирования основных компетенций.

Далее следует соотнести педагогический феномен проектировочной компетентности и психологический феномен конструктивного перфекционизма. Следует сказать, что еще задолго до введения в современную науку термина перфекционизм, А. Адлер писал о двух типах стремления к совершенству: конструктивном и деструктивном. Основным критерием отличия одного от другого является, по его мнению, наличие или отсутствие общественного интереса [2]. К. Хорни так же противопоставляла стремление к идеализации себя как невротическое, а стремление к самореализации – как здоровое. Критерием отличия одного от другого является «различие между спонтанностью и компульсивностью; между признанием и отрицанием ограничений; ….. между видимостью и сутью, фантазией и правдой» [125. ].

С самого начала феномен перфекционизма ассоциировался с психопатологией и изучался на клинической выборке. Многие ученые и сейчас рассматривают перфекционизм только как негативное явление, т. к. совершенство – это несуществующая абстракция, поэтому все старания перфекциониста обречены на провал, а сам перфекционист на разочарование и депрессию (А. Бек; Lynd-Stevenson& Herne, 1999; Bieling 2004; В. В. Парамонова, 2011; П. В. Цыганкова, 2012). Но D. Hamachek (1978) был первым ученым, который предположил, что существуют две формы перфекционизма – нормальный перфекционизм (человек получает удовлетворение от процесса достижения высоких стандартов) и невротический перфекционизм (человек страдает от нереалистичных целей, которые он сам себе ставит). В современной науке перфекционизм разделяют на: здоровый и невротический (D. Hamachek, H. Stumpf & W. Parker); здоровый и дисфункциональный (W. Parker & H. Stumpf); здоровый и нездоровый (H. Stumpf & W. Parker); здоровый и патологический (Н. Г. Гаранян); нормальный и невротический (J. Stoeber & K. Otto, J. S. Ashby & T. Kottman, E. A. Dixon) адаптивный и неадаптивный (K. G. Rice & S. A. Mirzadeh, K. G. Rice & J. P. Dellwo, E. C. Chang, M. W. Enns, B. J. Cox, P. J. Bieling, B. H. Suddarth & R. B. Slaney); позитивные честолюбивые стремления и неадаптивное перфекционистское беспокойство (R. Frost); функциональный и дисфункциональный (J. Rhеaume& M. H. Freeston); добросовестный и перфекционизм самооценки (R. W. Hill); перфекционизм персональных стандартов и высокий уровень тревоги, по поводу оценки (D. M. Dunkleye); позитивное стремление и неадаптивное беспокойство по поводу оценок (P. J. Bieling); активный и пассивный (K. Adkins & W. Parker); удовлетворяющий и неудовлетворяющий (P. Slade, D. Johnsjn); позитивный» и «негативный» (L. Terry-Short, G. Owens, P. Slade, M. Dewey); смешанный адаптивный перфекционизм, глубокий перфекционизм, смешанный-неадаптивный (E. A. Dixon); неадаптивный патологический и адаптивный (B. B. Парамонова). Результаты наших многочисленных исследований так же позволяют нам предложить свою типологию перфекционизма: конструктивный и деструктивный перфекционизм (Н. И. Вьюнова, М. В. Ларских) [69].

Следующее наше определение связано с пониманием перфекционизма преподавателя конструктивного типа. Конструктивный перфекционизм преподавателя – интегративное, профессионально-личностное образование, включающего в себя: высокие, и одновременно реалистичные требования к себе и другим; высокую реалистичную самооценку и хорошо развитые рефлексивные способности; сочетание высокого уровня притязаний с оптимизмом и зрелостью когнитивной сферы; при высоких стандартах деятельности, ориентация на получение удовольствия от процесса работы; альтруизм и способность принимать других людей с их достоинствами и недостатками; нравственные способы реагирования на успех/неудачу другого; реалистичность социальной перцепции; наличие мотивации достижения и мотивации самоактуализации.

В последние годы к педагогическому феномену проектировочной компетентности приковано пристальное внимание ученых (О. И. Генисаретский, М. Г. Мерзляков, З. Ф. Мазур, О. Г. Прикот, В. Е. Радионов, В. С. Безрукова, Г. Л. Ильин, В. М. Монахов, Г. Е. Муравьева, Э. Г. Скибицкий, Н. Н. Суртаева и др. ). В работах Г. Л. Ильина, В. В. Краевского, О. Г. Прикота, В. А. Сластенина, А. П. Тряпицыной, Г. П. Щедровицкого. Н. О. Яковлевой освящены методологические подходы к педагогическому проектированию. В. И. Слободчиков определяет проектирование как «построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности» [113]. Н. О. Яковлева [135] проектировочную компетентность определяет как совокупность знаний, умений и качеств личности, необходимых для подготовки и внедрения в образовательный процесс педагогических проектов, повышающих качество образования обучающихся. Мы в своей работе опираемся на определение Л. Е. Марычевой, которая рассматривает проектировочную компетентность как «интегративное профессионально-личностное качество, дающее возможность действовать адекватно, самостоятельно и эффективно в актуальной педагогической ситуации, связанной с созданием предположительных вариантов предстоящей профессиональной деятельности и прогнозированием ее результатов». Таким образомЛ. Е. Марычева в проектировочную компетенцию, помимо знаний и умений, включает и определенные качества личности: целеустремленность – наличие ясной цели; ответственность; собранность; организованность; требовательность к себе и другим [83].

Сравнивая определение конструктивного перфекционизма с определением проектировочной компетентности можно сделать вывод, что конструктивный перфекционизм преподавателя, так же, как и проектировочная компетентность является интегративным профессионально- личностным качеством, которое базируется на когнитивных процессах, проявляется и в деятельности, и во взаимоотношениях человека. Кроме того, в определении проектировочной компетентности подчеркивается необходимость уметь прогнозировать, предвидеть или антиципировать результаты своей и чужой деятельности. В современной психологии под антиципацией понимается способность человека предвосхищать ход событий, собственных действий и поступков окружающих, строить деятельность на основании адекватного вероятностного прогноза [101]. Б. Ф. Ломов под антиципацией понимает способность субъекта действовать и принимать решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых событий [81]. В большинстве психологических контекстах понятия антиципация, антиципационные способности употребляются как тождественные и взаимозаменяемые. Антиципационная состоятельность, характеризуя определенный уровень антиципационных способностей в системе личности, близка по значению к термину «прогностическая компетентность». В. Д. Менделевич под антиципационной состоятельностью (прогностической компетентностью) понимает способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них с временно-пространственным упреждением [84]. На основании результатов многих исследований можно утверждать, что антиципационная состоятельность (прогностическая компетентность), являясь свойством личности, есть еще и необходимое звено регуляции деятельности, поведения, эмоций. От уровня развития антиципационных способностей зависит адаптация человека к среде. Наши исследования показали, что развитая способность к антиципации является одним из когнитивных критериев отличия конструктивной формы стремления к совершенству [69].

Таким образом, общим в педагогическом феномене «проектировочная компетентность» и психологическом феномене «конструктивный перфекционизм» является умение преподавателя предвидеть ход событий, прогнозировать и предвосхищать как свои реакции, так и реакции студентов в зависимости от ситуации. Но, следует заметить, что психологический феномен «конструктивный перфекционизм» шире педагогического феномена «проектировочная компетентность», т. к. умение действовать в педагогических ситуациях адекватно, самостоятельно и эффективно, а также умение создавать варианты и прогнозировать последствия педагогической деятельности является одной из составляющих конструктивного перфекционизма преподавателя.

Далее сопоставим факторы формирования проектировочной компетенции и конструктивного перфекционизма.

Анализ научной литературы и собственные исследования позволяют нам выделить следующие группы факторов формирования перфекционизма личности: индивидные или врожденные факторы (А. Эллис, М. В. Ларских); микросоциальные факторы – влияние родительской семьи, школы и социальных групп (J. Ashby, J. Barrow, R. Frost, H. Hamachek, C. Moore, I. Ioorman, K. Rice, J. Stober, K. Preusser, А. Б. Холмогорова, М. В. Ларских) и макросоциальные факторы – влияние рекламы и кинематографа (А. Б. Холмогорова, М. В. Ларских) [74, 71, 72, 73]. Факторами формирования именно конструктивной формы стремления к совершенству, кроме перечисленных, является специально разработанная нами программа формирования конструктивного перфекционизма студента [27].

Что касается факторов формирования проектировочной компетенции, тут мнения разделяются. На формирование любой компетенций действует, по мнению И. А. Зимней, следующая группа факторов: врожденные, индивидуально-типологические, наследственные факторы (особенности темперамента, памяти, внимания, мышления); семья и общеобразовательные учреждения и профессиональное образование [49]. Но И. О. Яковлева рассматривает проектировочную компетентность только как совокупность знаний и в своей работе подчеркивает, что проектировочная компетентность не является естественным новообразованием и ее необходимо формировать [135].

Таким образом, можно сделать вывод, что проектировочная компетентность преподавателя и конструктивный перфекционизм преподавателя являются профессионально-личностными качествами, которые социокультурно обусловлены и формируются в течение жизни.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...