3.4. Проект формирования конструктивной пассионарности
3. 4. Проект формирования конструктивной пассионарности будущего преподавателя вуза
В качестве отдельного направления исследования мы выделяем исследование пассионарности и перфекционизма преподавателя вуза как личностных компетенций. Речь в нашем исследовании идет о конструктивной пассионарности и конструктивном перфекционизме, которые рассматриваются как необходимые профессионально-значимые качества личности вузовского преподавателя, обеспечивающие эффективное проектирование образовательного процесса. Мы опираемся на концепцию Л. Н. Гумилёва, который под пассионарностью понимал характерологическую доминанту, внутреннее стремление к деятельности, направленное на осуществление каких-либо целей; способность усваивать (абсорбировать) энергию внешней среды и выдавать её обратно в виде активности, концентрируя эту энергию на достижение поставленной цели [33]. Пассионарность – подчёркивает Л. Н. Гумилёв, – это способность и стремление к изменению окружения, или, переводя на язык физики, – к нарушению инерции агрегатного состояния среды; это та энергия, которая должна преодолевать и среду, окружающую пассионария, и собственную природу. Классифицируя пассионарность по этической направленности, можно выделить два основных вида данного качества: конструктивная и деструктивная пассионарность. Конструктивная пассионарность преподавателя вуза будет определяться нами как интегративное качество личности, представляющее собой единство развитого идейного мира преподавателя, высокой активности и устойчивой направленности в реализации гуманистических идей развития и саморазвития субъектов образовательного процесса.
Конструктивная пассионарность проявляется в высокой активности личности по достижению целей, способствующих её самоактуализации, духовному и личностному развитию. Даже если пассионарий сознательно жертвует одной сферой своей жизни во имя воплощения идеи другой сферы своей жизни (например, отказ заводить семью из-за полной погружённости в профессию или уход в монастырь во имя духовных целей и т. д. ) – до тех пор, пока такие действия не имеют явного деструктивного воздействия на личность пассионария (и, соответственно, других людей) это будет считаться проявлением конструктивной пассионарности. Деструктивная пассионарность проявляется в высокой активности личности по воплощению идей деструктивного и самодеструктивного характера. К счастью, деструктивные пассионарии в обществе встречаются реже: как правило, человек, склонный к асоциальному и безнравственному поведению, не обладает чётко выраженной «идеей зла» и вместе с тем не склонен к проявлению сильной воли и сплочению людей вокруг идеи [66]. Исходя из этого, конструктивной пассионарностью преподавателя высшей школы можно назвать интегративное качество личности, представляющее собой единство развитого идейного мира преподавателя, высокой активности и устойчивой направленности в реализации гуманистических идей развития и саморазвития субъектов образовательного процесса. Деструктивная же пассионарность преподавателя может находить выражение в стремлении разрушить существующую систему образования, злоупотреблении властью над учащимися и стремлении подчинить их своей воле, манипулировании коллегами в интересах своей выгоды, а также в извращении идеи обучения вплоть до её противоположной, намеренном сокрытии знаний и т. д. Таким образом, конструктивную пассионарность преподавателя можно рассматривать в качестве внутреннего условия развития его проектировочной компетентности, и в этой связи изучение данной характеристики представляется ценным для нашего исследования.
Мы полагаем, что пассионарным потенциалом обладает каждый индивид, независимо от своей генетики и социальных условий рождения и роста, но для реализации данного потенциала необходимо соблюдение ряда психолого-педагогических условий и активизация трёх механизмов развития пассионарности преподавателя. Это механизмы идейной доминанты, взаимодействия веры и воли, идентификации-дисидентификации. Механизм идейной доминанты отражает направляющую и мотивирующую роль педагогической идеи в структуре мировоззрения и жизнедеятельности преподавателя. Наиболее осознанная и субъективно значимая идея становится доминантой в идейном мире и активно оказывает направляющее воздействие на педагогическую деятельность преподавателя. Идея – это интегральный компонент пассионарности, некий объект сферы идеального, задающий вектор движения. Идею, вслед за Д. И. Дубровским, мы определяем как фундаментальный принцип или глубокую и оригинальную мысль (теоретическую, художественную и т. п. ), обладающую мощным систематизирующим, эвристическим, побудительно-действенным потенциалом, и обладающую высокой социальной ценностью [39]. Рассуждая об идее, мы также ориентировались на выделенную В. А. Шмаковым классификацию форм работы сознания с идеями. Речь идёт о следующих формах: взаимодействие с идеей на когнитивном, эмоциональном и волевом уровнях [130]. Для описания механизма взаимодействия веры и воли мы рассмотрели вопрос двусторонне: выделены понятия и аспекты рассмотрения каждой категории в отдельности, а затем проанализирована проблема взаимодействия и взаимовлияния веры и воли в рамках жизнедеятельности личности. В отношении понятия веры, мы придерживались определения А. М. Двойнина, согласно которому вера есть внутреннее отношение человека к миру, при котором происходит построение субъективной реальности [36]. Для пассионария вера – это источник его сил, обширная мировоззренческая система, в рамках которой оформляются идеи, получающие дальнейшую реализацию посредством волеизъявления. Вера напрямую определяет субъективную значимость идеи для личности.
Под волей мы, в первую очередь, понимаем способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия. Механизм взаимодействия веры и воли является программой, согласно которой происходит пассионарное взаимодействие преподавателя с педагогической средой. Вера и воля рассмотрены нами как взаимосвязанные явления, причём вера имеет прямое сопряжение с доминирующей педагогической идеей, а воля обеспечивает процесс деятельностного воплощения этой идеи. Механизм идентификации-дисидентификации имеет основой психосинтетический подход к строению психики Р. Ассаджоли. Данный механизм стоит в непосредственной связи с предыдущими. Анализ показывает, что в самом определяющем отношения субличностейбинере «идентификация – дисидентификация» продолжение бинера «вера – воля». Идентифицируя себя с более высокими иерархиями («Я – часть народа», «Я – часть страны», «Я – часть Академии») или же с конкретными субличностями («Я – учитель», «Я – инноватор», «Я – лидер») человек открывается для соответствующей сущности, соответствующего архетипа, он верит в высшей степени. Дифференцируя себя чему-либо, человек получает возможность волевого воздействия на соответствующий объект. Механизм идентификации-дисидентификации с субличностями представляет собой операциональную часть пассионарного проявления преподавателя. Идентифицируя себя с «пассионарными» по характеристикам субличностями и дисидентифицируя с «субпассионарными», преподаватель получает возможность реализовать свой пассионарный потенциал. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что механизм взаимодействия веры и воли и механизм идентификации-дисидентификации человека взаимосвязаны. Поскольку идейный аспект пассионарности отражает состояние веры человека, а поведенческий – состояние воли, можно заключить, что воздействуя на личность с помощью психосинтетического подхода (т. е. актуализируя механизм идентификации-дисидентификации), можно активизировать механизм взаимодействия веры и воли. В итоге имеем соотношение: «вера+воля» на одной стороне и «эффективное взаимодействие субличностей» на другой, что в совокупности и под воздействием идейной доминанты обеспечивает устойчивое развитие пассионарности личности преподавателя вуза.
В ходе исследования пассионарности как личностной характеристики нами были выделены следующие критерии и показатели её проявленности (табл. 6). Таблица 6 Соотношение критериев и показателей пассионарности
Критерии «волевые усилия» и «пассионарная индуктивность» являются дополнительными. В силу сложности измерения данных критериев и включённых в них показателей (для которого было бы необходимо продолжительное применение метода наблюдения за деятельностью испытуемых) мы пренебрегли пристальным их изучением и сконцентрировались на исследовании базовых критериев. Ставя перед собой вопрос о возможности проектирования развития конструктивной пассионарности преподавателя вуза, мы полагаем наиболее оптимальным реализацию программы развития в среде будущих преподавателей – студентов пятого курса университета. Наш выбор пал именно на эту выборку в связи с тем, что студенты пятого курса находятся в промежуточном, транзитном периоде. Они всё ещё открыты к получению нового знания, поскольку остаются в статусе обучающегося (в частности, психологически), но уже обладают достаточным багажом и подготовкой для передачи своих знаний. В ходе педагогической практики они учатся транслировать знание и создавать педагогические ситуации; частые встречи с руководителями практики и научным руководителем обеспечивают постоянную личностно-профессиональную рефлексию и готовность корректировать ошибки в своей деятельности. Это оптимальный период для работы над развитием личностно-профессиональных качеств и задействования механизмов развития пассионарности. Первым этапом реализации проекта развития конструктивной пассионарности преподавателя вуза является диагностика выраженности её критериев у испытуемых. Диагностическим инструментарием в исследовании пассионарности выступили следующие методики: «Самоактуализационный тест» (Ю. Е. Алёшина, Л. Я. Гозман), «Опросник упорства» (Е. П. Ильин), «Опросник настойчивости» (Е. П. Ильин) и авторская методика «Идейность» (Н. И. Вьюнова, И. Н. Стребкова). В нашем исследовании с участием студентов 2-5 курсов (93 человека), преподавателей (39 человек) и ведущих педагогическую деятельность аспирантов 1-3 года обучения (128 человек) Воронежского государственного университета (в общей сложности 260 человек) мы пришли к следующим выводам.
Наиболее развитым показателем пассионарности в группе испытуемых (студенты пятого курса) оказалась чёткость формулировки идей (17, 2% показали высокий уровень и 31, 2% – уровень выше среднего). Наименее развитыми показателями пассионарности выступили способность к спонтанности (9, 7% испытуемых показали низкий уровень и 36, 6% – ниже среднего) и оригинальность и субъективная значимость идей (6, 5% испытуемых показали низкий уровень и 38, 7% ниже среднего). Интересно, что исследуя выборку преподавателей, мы также обнаружили превалирование высокого и среднего уровня развитости чёткости формулировки идей [115]. В целом большинство участников являются гармоничными людьми, согласно классификации Л. Н. Гумилёва (пассионарные, гармоничные и субпассионарные). Об этом говорит преобладание в показателях среднего и ниже среднего уровней. Также ниже среднего развиты настойчивость (преподаватели), контактность (аспиранты), способность к спонтанности, оригинальность и субъективная значимость идей и упорство (студенты). Сопоставление данных выраженности показателей и крайних значений показателей демонстрируют большой разброс, что соответствует классификации по пассионарному признаку: гармоничные люди (средние значения), пассионарные (крайние высокие значения) и субпассионарные (крайние низкие значения). Разница между этими типами определяет жизненную позицию личности, в связи с чем является весьма ощутимой и почти не оставляет возможности для компромисса. В целом, все три выборки демонстрируют хорошую способность чётко формулировать свои идеи. При этом оригинальность и субъективная значимость этих идей остаются на невысоком уровне во всех трёх выборках, а способность найти пути их воплощения хорошо развита только в выборке студентов. Относительно полученных в ходе диагностики данных можно проектировать следующий этап программы развития: комплекс занятий в виде лекций, семинаров и тренингов, а также психолого-педагогическое сопровождение группы учащихся в не учебное время. В ходе данного этапа элемент проектирования синтезируется с элементом импровизации: для успешной реализации программы руководителю необходимо сочетать запланированные мероприятия со свободным ориентированием в меняющихся обстоятельствах живой ситуации в группе. Большинство упражнений программы подразумевает индивидуальный подход к каждому участнику, поэтому непредсказуемых импровизационных моментов избежать невозможно и даже не нужно, т. к. одним из психолого-педагогических условий развития пассионарности выступает формирование атмосферы доверия в группе, базирующееся на открытости самого руководителя. Другое условие развития конструктивной пассионарности будущего преподавателя вуза – актуализация субъектной позиции учащихся в сфере идей современного образования и актуализация их потребности в активном воздействии на социальную среду. Для реализации данного условия от руководителя программы также требуется умение раскрыть учащегося, стимулируя его к искренности и открытости в отношении представления своих идей и пробудить в нём стремление к изменению окружающей среды во имя воплощения его идей. Обе эти задачи выполняются руководителем исключительно на основе получаемой от участника информации, что с необходимостью подразумевает способности первого к гибкому реагированию. Программа развития состоит из пяти разделов: 1) идейный; 2) работы с субличностями; 3) работы с качествами; 4) работы с приоритетами; 5) рефлексивный. Рекомендуется реализовывать программу в два этапа с небольшим промежутком, чтобы дать возможность участникам осуществить глубокую рефлексию и найти способы практического применения полученного в ходе программы знания и наработанных умений. К формам, помимо классических лекций и семинаров, относятся интерактивные, такие как: проблемная лекция; анализ конкретных ситуаций; тренинг; медиа-консультации, индивидуальная и групповая психотерапия и др. К применяемым методам воздействия относятся: методы личностно-ориентированной и суггестивной психотерапии, а также методы коучинга. Среди средств воздействия можно обозначить учебно-методические материалы, художественные средства, а также средства мультимедиа. Таким образом, можно подытожить вышесказанное мыслью о том, что в отношении развития такого качества, как конструктивная пассионарность, сочетание грамотного проектирования и гибкой импровизации являются необходимым условием для проведения программы развития. Кроме того, сочетание творческого «хаоса» импровизации и строгого «порядка» проектирования полностью отвечает механизму идентификации-дисидентификации, являясь демонстрацией умения идентифицироваться с нужными в данный момент субличностями. На наш взгляд, применение программы развития конструктивной пассионарности способно в значительной степени оживить процесс становления педагога высшей школы и повысить пассионарность как участников программы, так и её руководителей. В разработке программы важно ориентировать участников именно на оптимальный уровень пассионарности, не завышая планку чрезмерно. Такое завышение чревато развитием в участниках излишнегоперфекционизма. В 2014 году мы предприняли дополнительное исследование по выявлению возможных связей между пассионарностью и перфекционизмом. В ходе обработки результатов тестирования нам удалось обнаружить, что 30, 7% опрошенных студентов являются деструктивными перфекционистами [ 23 ]. Термин перфекционизм происходит от лат. perfectus – совершенство. Перфекционизм отражает способность человека к совершенствованию среды и самосовершенствовани ю. Еще задолго до введения в современную науку термина перфекционизм, А. Адлер писал о двух типах стремления к совершенству: конструктивном и деструктивном. Деструктивными перфекционистами М. В. Ларских называет личности с выраженным высоким уровнем перфекционизма, сопровождающимся высоким уровнем депрессии, исследовавшийся с помощью «Опросника депрессии Бека» [11]. Наряду с этим, в процессе исследования взаимосвязи перфекционизма и пассионарности были выявлены слабые обратные взаимосвязи между уровнем перфекционизма и такими показателями пассионарности как: «контактность» (r=-0, 24; Шкала «Контактность» САТ), «идейность» (r=-0, 27; ), и обратно выраженная связь между уровнем перфекционизма и показателем пассионарности «независимость личных ценностей» (r=-0, 46; Шкала «Поддержка» САТ). Таким образом, была выявлена следующая связь: чем выше стремление к совершенству, тем ниже некоторые пассионарные характеристики личности, а именно: с ростом перфекционизма снижается контактность личности; уменьшается способность к реализации своих идей; растёт тенденция к опоре не на себя и свои ресурсы, а на других; увеличивается зависимость и несамостоятельность. Кроме того, для респондентов с выявленным деструктивным перфекционизмом имеются достаточно устойчивые обратные корреляционные связи деструктивного перфекционизма с показателем «способность к спонтанности» (r= -0, 31), что говорит о том, что в группе студентов с деструктивным перфекционизмом с ростом уровня перфекционизма уменьшается спонтанное поведение студента. Анализ представленных результатов позволяет выдвинуть предположение о том, что низкий показатель спонтанности помимо прочего связан с завышенным порогом ожиданий от себя и других (признаки деструктивного перфекционизма) при отсутствии высокой субъективной значимостиидеи, относительно которой выстраиваются эти ожидания. Однако помимо проектирования пассионарности в других преподаватель способен эффективно повысить собственную пассионарность, включив соответствующее направление в самопроектирование. Вслед за Л. Д. Гительман и Н. М. Борытко, мы рассматриваем самопроектирование с точки зрения деятельностного и идейного аспектов: как процесс, обусловленный некой идеей, видением (проектом) себя и реализуемый в ходе активной деятельности [30, 18]. И. С. Казаков называет самопроектирование концептуальной идеей новой педагогической парадигмы, отмечая проблемную самоидентификацию и деятельностный характер как признаки самопроектирования [55]. На наш взгляд, включение проектирования конструктивной пассионарности в общий процесс самопроектирования преподавателя вуза является важной предпосылкой развития как личности преподавателя, так и образовательной сферы в целом через повышение её пассионарного потенциала. На наш взгляд, самостоятельное проектирование развития конструктивной пассионарности преподавателя возможно при реализации ряда ключевых условий. Во-первых, это высоко развитая рефлексивная культура преподавателя. Основной подход, реализованный в программе развития конструктивной пассионарности – психосинтетический. Согласно этому подходу, личность человека можно условно разделить на ряд «субличностей», обладающих собственными качествами и желаниями. Отслеживание в себе субличностей, управление и контроль над ними, произвольная идентификация и дисидентификация с субличностями – действия, необходимые для достижения внутренней целостности и реализации пассионарного потенциала. Высоко развитая рефлексивая культура преподавателя – важное подспорье в осуществлении данных действий. Во-вторых, наличие осознанной педагогической идеи в идейном мире преподавателя. Данному вопросу была посвящена отдельная статья, в которой мы освещали тонкости влияния осознанных идей преподавателя на его профессиональную деятельность [115]. Здесь же отметим, что именно осознанная идея является системообразующим элементом и центром педагогической деятельности преподавателя, а также связующим элементом для различных субличностей. Необходимы также развитые коммуникативные способности преподавателя. Данное условие открывает возможность проектирования развития конструктивной пассионарности преподавателя через облегчение протекания процесса пассионарной индукции. Преподавателю с развитыми коммуникативными способностями гораздо легче донести идею своей лекции или целой дисциплины до учащихся, а также сплотить вокруг своих педагогических идей других субъектов образовательного процесса. В качестве условия выступает также высокий эпистемический авторитет. Вопросу эпистемического авторитета преподавателя мы также посвящали одну из своих работ [116]. Данное качества является мерилом доверия учащихся к преподавателю в вопросах получения достоверной информации, доверия к преподавателю как источнику знаний. Высокий эпистемический авторитет также в значительной степени облегчает процесс пассионарного индуцирования преподавателем своих слушателей. И, конечно, развитые волевые качества. Одна из ключевых особенностей пассионария – способность к трансформации среды соответственно своим идеям и замыслам. Иными словами, пассионарий способен, прикладывая собственную волю, менять обстоятельства ради реализации своих идей. Под волевыми качествами мы подразумеваем в первую очередь настойчивость и упорство, где первое говорит об умении не сдаваться на протяжении долгого времени, а второе – поступить твёрдо в конкретный момент. Не стоит отождествлять эти качества с тиранией или узкой направленностью; кроме того, волевые качества пассионарий может и должен направлять не только, на внешние обстоятельства, но и на себя. Таким образом, мы полагаем, что соблюдение вышеперечисленных условий является основой успешного проектирования преподавателем развития собственной конструктивной пассионарности, эффективного самопроектирования – а вместе с тем и повышения пассионарности (и проектировочной компетентности) образовательной сферы России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|