Рядом закономерностей художественно активно при расхождении с другим.
Однако в зависи-мости от того, к какому из этих рядов тяготеет текст, Возникает различный эстетический эффект. Кинематограф как искусство совершенно иначе, чем (96) литература, относится к проблеме достоверности. Из-вестно изречение Козьмы Пруткова: "Если на клетке слона прочтешь надпись: "буйвол", - не верь глазам своим". (*********) Комизм афоризма основывается на абсурд-ном предположении, что отношение Слова и обозначае-мого им предмета более исконно и незыблемо, чем этого Же предмета и его зримого облика. Из этого делается вывод, что надпись Не может быть ошибоч-на - не верить следует глазам. Как известно, имеет место прямо противоположное: отношение "слово - вещь" воспринимается как Условное, поэтому допу-скается, что слово может быть н истинным и лож-ным. Отношение "вещь - ее зримый облик" (ибо фотография, в отличие От рисунка, воспринимается не как иконический знак вещи, а как она сама, Се види-мый облик) естественно считать настолько органич-ным, что Никакое искажение здесь не может подразу-меваться. Таким образом, Представление об истинно-сти повествования, недопустимость самой мысли о его "выдуманности" лежит в основе кинорассказа. Это всегда придает, Между прочим, интересу к кинемато-графу, то в большей, то в меньшей Степени, сходство с тем интересом, который вызывают у зрителей уличные Катастрофы, происшествия, несчастные случаи, то есть сюжеты, порожденные Самой жизнью, - нарушения устойчивых закономерностей в самой реальности, А не в ее художественном образе. То, что кино вызывает у зрителя такое ощущение достоверности, которое
Совершенно недоступно ника-ким другим искусствам и может равняться лишь С переживаниями, вызываемыми непосредственными жизненными Впечатлениями, -- бесспорно. Очевидна и выгода этого для силы Художественного впечатле-ния. Менее привлекает обычно внимание другая Сто-рона вопроса: трудности, которые создаются этими же свойствами на Пути искусства. Если ограничиться проблемами, связанными с сю-жетом, то станет Необходимо в этой же связи подчерк-нуть зависимость сюжетности от Способности повест-вователя менять определенные элементы своего Рас-сказа по своему усмотрению. Именно потому, что (97)сюжетное событие - нарушение конструкции мира, оно может произойти или не произойти (предполага-ется, что оно происходит редко или однократно) и произойти Несколькими способами. В случае, если опи-сываемое происшествие Происходит всегда или даже достаточно часто, оно принадлежит уже самой Кон-струкции мира, и повествование теряет сюжетность. Не случайно, Сюжетность зарождается в жанрах, где герой получает условную, Значительно большую, чем в реальной жизни, свободу относительно Обстоя-тельств - в путешествиях, фантастике и детективе. Возможность Героя перемещаться - в пространстве, (относительно определенных мест и Ландшафтов, в со-циальном мире - относительно определенного Обще-ственного окружения и общественных условий, мо-рально - Относительно прошлых состояний его соб-ственного характера и т.д.- Является непременным условием сюжетности. Киногерой, такой, каким его Дает материал движущейся съемки, а не усилия кино-искусства, как ни Странно, отличается неподвижно-стью. Он закреплен в материале автоматизмом отно-шения "объект - пленка". Возникающая при этом
Истинность убивает сюжетность. Для того, чтобы кине-матограф стал Сюжетным, должно было возникнуть умение освобождать поведение героя от Автоматизма зависимости его от поведения фотографируемого объ-екта. Если Монтаж и передвижение камеры породили киноязык, то фантастика Мельеса и Комбинированные съемки породили киносюжет. Они позволили соеди-нить Киноочевидность, зримую реальность кадра со свободой от автоматизма Обыденной жизни, дали кине-матографу возможность ставить героя в Положения, невозможные в фотографируемом объекте, сделали Последовательность и сочетание сюжетных эпизодов актом художественного Выбора, а не автоматической власти техники. После того, как монтаж был введен в мир кино, им уже не обязательно было Пользоваться, отказ от него также сделался средством художественного Языка. После того, как кинематограф смог показать любую фантастику с Достоверностью реальности, от нее мож-но было уже и отказаться: простое, самое "рабское" следование за событиями жизни становится актом (98) Выбора, то есть может нести художественную инфор-мацию. Специфика киносюжста в том, что он не просто рас-сказывается Изобразительными знаками имеете слив, напоминая этим книжку-картинку, Лубок или комикс, а представляет собой рассказ, связь элементов Кото-рого воспринимается как предельно достоверная: мы.верим, что Художник не имел выбора, нее было опре-делено самой жизнью - и Одновременно этот же рас-сказ дает такую широту ситуативного выбора, такое количество возможных вариантов, которых не имеет ни одно другое Искусство. Если увеличение количеств? возможностей, из которых художник Выбирает свое решение, приводит к неслыханному росту информативности текста, то вера в то, что сообщаемый нам вариант обладает бесспорной Истинностью (и, следовательно, художник как бы не имел никакого выбора) Повышает ценностную характеристику информации Ведь известно, что Величина информации и ее ценность не совпадают автоматически. Величина
Зависит о меры исчерпываемой неопределенности: если я узнаю что Совершится событие, которое могло произойти не одним из двух, а одним из
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|