Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рядом закономерностей художественно активно при расхождении с другим.




Однако в зависи-мости от того, к какому из этих рядов тяготеет текст,

Возникает различный эстетический эффект. Кинематограф как искусство

совершенно иначе, чем (96) литература, относится к проблеме

достоверности. Из-вестно изречение Козьмы Пруткова: "Если на клетке

слона прочтешь надпись: "буйвол", - не верь глазам своим". (*********)

Комизм афоризма основывается на абсурд-ном предположении, что отношение

Слова и обозначае-мого им предмета более исконно и незыблемо, чем этого

Же предмета и его зримого облика. Из этого делается вывод, что надпись

Не может быть ошибоч-на - не верить следует глазам. Как известно, имеет

место прямо противоположное: отношение "слово - вещь" воспринимается как

Условное, поэтому допу-скается, что слово может быть н истинным и

лож-ным. Отношение "вещь - ее зримый облик" (ибо фотография, в отличие

От рисунка, воспринимается не как иконический знак вещи, а как она сама,

Се види-мый облик) естественно считать настолько органич-ным, что

Никакое искажение здесь не может подразу-меваться. Таким образом,

Представление об истинно-сти повествования, недопустимость самой мысли о

его "выдуманности" лежит в основе кинорассказа. Это всегда придает,

Между прочим, интересу к кинемато-графу, то в большей, то в меньшей

Степени, сходство с тем интересом, который вызывают у зрителей уличные

Катастрофы, происшествия, несчастные случаи, то есть сюжеты, порожденные

Самой жизнью, - нарушения устойчивых закономерностей в самой реальности,

А не в ее художественном образе.

То, что кино вызывает у зрителя такое ощущение достоверности, которое

Совершенно недоступно ника-ким другим искусствам и может равняться лишь

С переживаниями, вызываемыми непосредственными жизненными

Впечатлениями, -- бесспорно. Очевидна и выгода этого для силы

Художественного впечатле-ния. Менее привлекает обычно внимание другая

Сто-рона вопроса: трудности, которые создаются этими же свойствами на

Пути искусства.

Если ограничиться проблемами, связанными с сю-жетом, то станет

Необходимо в этой же связи подчерк-нуть зависимость сюжетности от

Способности повест-вователя менять определенные элементы своего

Рас-сказа по своему усмотрению. Именно потому, что (97)сюжетное событие

- нарушение конструкции мира, оно может произойти или не произойти

(предполага-ется, что оно происходит редко или однократно) и произойти

Несколькими способами. В случае, если опи-сываемое происшествие

Происходит всегда или даже достаточно часто, оно принадлежит уже самой

Кон-струкции мира, и повествование теряет сюжетность. Не случайно,

Сюжетность зарождается в жанрах, где герой получает условную,

Значительно большую, чем в реальной жизни, свободу относительно

Обстоя-тельств - в путешествиях, фантастике и детективе. Возможность

Героя перемещаться - в пространстве, (относительно определенных мест и

Ландшафтов, в со-циальном мире - относительно определенного

Обще-ственного окружения и общественных условий, мо-рально -

Относительно прошлых состояний его соб-ственного характера и т.д.-

Является непременным условием сюжетности. Киногерой, такой, каким его

Дает материал движущейся съемки, а не усилия кино-искусства, как ни

Странно, отличается неподвижно-стью. Он закреплен в материале

автоматизмом отно-шения "объект - пленка". Возникающая при этом

Истинность убивает сюжетность. Для того, чтобы кине-матограф стал

Сюжетным, должно было возникнуть умение освобождать поведение героя от

Автоматизма зависимости его от поведения фотографируемого объ-екта. Если

Монтаж и передвижение камеры породили киноязык, то фантастика Мельеса и

Комбинированные съемки породили киносюжет. Они позволили соеди-нить

Киноочевидность, зримую реальность кадра со свободой от автоматизма

Обыденной жизни, дали кине-матографу возможность ставить героя в

Положения, невозможные в фотографируемом объекте, сделали

Последовательность и сочетание сюжетных эпизодов актом художественного

Выбора, а не автоматической власти техники.

После того, как монтаж был введен в мир кино, им уже не обязательно было

Пользоваться, отказ от него также сделался средством художественного

Языка. После того, как кинематограф смог показать любую фантастику с

Достоверностью реальности, от нее мож-но было уже и отказаться: простое,

самое "рабское" следование за событиями жизни становится актом (98)

Выбора, то есть может нести художественную инфор-мацию.

Специфика киносюжста в том, что он не просто рас-сказывается

Изобразительными знаками имеете слив, напоминая этим книжку-картинку,

Лубок или комикс, а представляет собой рассказ, связь элементов

Кото-рого воспринимается как предельно достоверная: мы.верим, что

Художник не имел выбора, нее было опре-делено самой жизнью - и

Одновременно этот же рас-сказ дает такую широту ситуативного выбора,

такое количество возможных вариантов, которых не имеет ни одно другое

Искусство. Если увеличение количеств? возможностей, из которых художник

Выбирает свое решение, приводит к неслыханному росту информативности

текста, то вера в то, что сообщаемый нам вариант обладает бесспорной

Истинностью (и, следовательно, художник как бы не имел никакого выбора)

Повышает ценностную характеристику информации Ведь известно, что

Величина информации и ее ценность не совпадают автоматически. Величина

Зависит о меры исчерпываемой неопределенности: если я узнаю что

Совершится событие, которое могло произойти не одним из двух, а одним из

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...