Значении признаков рода, чи-сла и падежа. Связанность текста в абзаце
Основана в значитель-ной мере на повторении одинаковых семантических сегментов". (Е. Падучева. О структуре абзаца, стр. 285.) ********* Козьма Прутков. Избранные произведения. Л., "Советский писатель", 1951, стр. 146. ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. СЮЖЕТ В КИНО Все существующие в истории человеческой культуры тексты - художественные И нехудожественные - делятся на две группы: одна как бы отвечает на вопрос."что это такое?" (или "как это устроено?"), а вторая - "как это случилось?" ("каким образом это произошло?"). Первые тексты мы будем Называть бессюжетными, вторые сюжетными. С этой точки зрения, Бес-сюжетные тексты утверждают некоторый порядок, регулярность, Классификацию. Они будут вскрывать структуру жизни на каком-либо уровне Ее организации - будь то учебник по квантовой механике, правила уличного Движения, расписание поездов, описание иерархии богов античного Олимпа Или атлас небесных светил. Эти тексты по своей природе статичны. Если же Они описывают движения, то это движения регу-лярно и правильно Повторяющиеся, всегда равные самим себе. Сюжетные тексты всегда представляют собой "слу-чай", происшествие (не случайно определение сюжет-ного текста "новелла" происходит от слова "новость") - до, чего до сих пор не бывало или же не должно было быть. Сюжетный текст - борьба между некоторым порядком, классификацией, Моделью мира и их нарушением. Один пласт такой структуры строится на Невозможности нарушения, а другой - на невозможности ненарушения Установленной системы. Поэтому ясен революционизирующий смысл сюжетных
Повествова-ний и значение, которое построение этого типа приобретает для Искусства. Будучи по природе динамическим, диалектически (85) сложным началом, Сюжет в искусстве еще более усложняет собой структурную сущность Произведения. Сюжет - последовательность значимых элементе) текста, динамически Противопоставленных его классификационному строю. Структура мира предстает перед героем как система запретов, иерархия Границ, переход через которые невозможен. Это может быть черта, отделяющая "дом" от "леса" в волшебной сказке, живых от мертвых- в мифе, Мир Монтекки и мир Капулетти, знать и простонародье, богатство и нищету. Герои, закрепленный за каким-либо из этих миров, в сюжетном отношена Неподвижны. Им противостоит (чаще всего - один) динамический герой, Обладающий способностью пре-одолевать границу, пересечение которой для Остальных героев немыслимо: живой, он спускается в царство теней, Простолюдин - влюбляется в дворянку, бедняк - добивается богатства. Именно пересечений границы запрета составляет значимый элемент в Поведении персонажа, то есть событие. Поскольку разделение сюжетного Пространства на две части одной границей является лишь наиболее Элементарным ви-дом членения (гораздо чаще мы имеем дело с иерархией Запретов разной значимости и ценности), то и пересечение Границ-запретов, как правило, будет реализовываться не как однократный Акт - событие, а в виде цепочки событий - сюжета. Однако художественный сюжет движется в поле не одной, а, минимум, двух Так или иначе соотнесенных (часто антитетически) иерархий запретов. Это Придает сюжетной структуре характер смыслового мерцания: одни и те же Эпизоды оказываются композиционно не равными самим себе, то выступая в
Качестве сюжетных событий с определенным значением, то приобретая иную Семантику, то, вообще, теряя качество события. Поэтому, если Нехудожественный сюжет однолинеен и графически может быть изображен в Виде траектории движущейся точки, то художественный - переплете-ние Линий, получающих смысл лишь в сложном дина-мическом контексте. (86) Сюжетный текст обязательно представляет собой повествование. Повествование, рассказывание всегда, в отличие от системы, представляет Собой действие. При этом, если в системе активизируются парадигма-тические отношения, то в повествовании на первый план Выступает синтагматика. Связь между элементами, построение на основе Этой связи структурной цепочки, образующей текст, составляет основу Всякого повествования. Однако именно синтагматический ас-пект раскрывает Наиболее глубинные различия меж-. ду художественным и нехудожественным Повествова-нием. Повествовательный нехудожественный текст может быть рассмотрен как Иерархия синтагматических структур. Закономерности последовательности Фонем, морфо-грамматических элементов, частей предложения, предложений и Сверхфразовых единств могут быть рассмотрены для каждого случая отдельно Как вполне самостоятельная проблема. При этом каждый уровень имеет Вполне самостоятельную имманентную организацию. Одновременно каждый Низший уровень по отношению к следующему за ним более высокому будет Выглядеть как формальный, а этот более высокий выступит в качестве его Содержания. Так, если мы рассматриваем уровень последовательности морфем В тексте, фонемная структура будет выступать перед нами как чисто формальное построение, содержанием которого окажется развертывание Грамматически значимых элементов. Для сюжетного построения Нехудожественного типа вся сумма фонологических, грамматических, Лексических и синтаксических (в пределах предложения) упорядоченностей Оказывается формальной. В качестве содержательного, то есть значи-мого,
Выступает последовательность сообщений на фразовом и суперфразовом Уровне.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|