Для повествования, чем изобразительные искусства.
Кинематограф, в этом отношении, занимает особое место: иконизм Изобразительных искусств, создающий ряд существенных преимуществ с точки Зрения наглядности моделирования, он соединяет с исконной 1 Дискретностью материала (изображение сегментируется на кадры), что Делает повествовательную форму глубоко органичной. Повествование в Картине или скульптуре - всегда преодоление типовой структуры. В Литературе или кинематографе такую же роль играет отказ от Повествования. Что же касается музыки, то она, в силу чистой Синтагматичности своего устройства, может моделировать, ориентируясь на Изображение, картину, синхронный, недискретный образ (90) мира, а, Имитируя речевую структуру, - повествова-ние. Таким образом, в современной киноленте одновре-менно наличествуют три Типа повествования: изобра-зительное, словесное и музыкальное (звуковое). Меж-ду ними могут возникать взаимоотношения большой Сложности. При этом, если один из видов повествова-ния представлен Значимым отсутствием (например, фильм без музыкального сопровождения), То это не упрощает, а еще более усложняет конструкцию зна-чений. Следует отметить, что последовательность значимых кусков текста может Создавать повествовательную структуру высшего уровня, на котором Значимые от-резки изобразительного и словесного или музыкаль-ного текста Будут сочленяться не как разные уровни одного момента, а как Последовательность моментов, то есть повествование. Если к этому прибавить, что в повествование все время втягиваются
Последовательности разнообраз-ных внетекстовых ассоциаций общественно-политиче-ского, исторического, культурного плана в виде разно-образных цитат (например, ренессансная фреска в "Июльском дожде" Выполняет роль эпиграфа-цитаты, музыкальное сопровождение в этом фильме все время играет роль "чужой речи", по терминологии М. М. Бах-тина, Отсылая зрителя к широкому миру разнообраз-ных культурных и исторических Явлений). Так возни-кает повествование на высшем уровне как монтаж Разнообразных культурных моделей, независимо от того, какими Кинематографическими средствами они реализуются в ленте. Примером опыта Такого мон-тажа культурных комплексов, возможно, более инте-ресного по замыслу, чем по исполнению, может слу-жить та же "Замужняя женщина". Невозможность в пределах брошюры осмыслить всю эту проблему заставляет Сузить аспект: мы будем рассматривать не всю совокупность Повествовательных элементов, составляющих современный звуковой цвет-ной Фильм, а собственно изобразительный, фотогра-фический аспект. Если ограничить задачу таким образом, то нарра-тивные элементы Распределятся по четырем уровням, (91) причем это будут те же Четыре уровня, что и во вся-кой общей модели повествования. (***) Соединение значимых элементов в цепочку может быть, в принципе, двух Родов. Во-первых, речь может идти о присоединении Функционально-однотипных элементов, во-вторых, - об интеграции Элементов, не-, сущих различные структурные функции. В каждом из этих Случаев будет наличествовать специфический тип связи (в одном - Примыкание равноправных элементов, в другом - отношение доминации, Обусловленно-сти; очевидно, что меняться будет и интенсивность связи: в Первом случае элементы относительно незави-симы, доминация подразумевает
Спаянность). Другой существенный признак - наличие или отсутствие Гра-ницы цепочки: интеграционная связь подразумевает отграниченность Синтагматической единицы, присоединительная куммулятивная связь дает Безграничную цепочку. Признак распадения текста на равноценные самостоятельные единицы или Склеивания их в результат функциональной специализации каждой из них в Органически целостные синтагмы позволяет выделить в конкретные уровни в Построении текста. Первый уровень - соединение мельчайших само-стоятельных единиц, при Котором семантическое значение еще не присуще каждой единице в Отдельности; а возникает именно в процессе их склеивания. В естественном Языке на этом уровне располагаются цепочки фонем. В кинематографе это монтаж кадров. (****) (92) Второй уровень - элементарное синтагматическое целое. Применительно к Естественному языку он ин-терпретируется как уровень предложения, хотя в определенных случаях может реализовываться и как слово. (*****) На Кинематографическом уровне это кинематографическая фраза - законченная Синтагма, отли-чающаяся внутренним единством, отграниченная с двух Концов структурными паузами. В качестве харак-терных признаков такой Единицы можно указать не только внутреннюю замкнутость и заключенность Между двумя границами-паузами, но и то, что наличие границ вытекает из Самой природы внутренней ее организации. Она не может репродуцировать Себя без конца, как это свойственно куммулятивным цепочкам. Внутренняя Структура фразовой единицы или односоставна, когда один элемент является Одновременно и универсальным множеством всех элементов, будучи (равнозначен высказыванию, или двусоставна. В этом случае между Элементами возникает отношение предикации, подразумевающее их Качественное различие, причем один из элементов интерпретируется как Логический субъект, а другой - как предикат. Такое отношение в киноленте Могут получить лишь элементы, осмысленные на семантическом уровне.
Второй уровень - всегда синтагматика значимых единиц.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|