Как только мы переходим к художественному пове-ствованию, все эти
Закономерности оказываются сме-щенными. Дело в том, что в нехудожественном повествовании организация планов Выражения и содержания стро-ится так, что первый подвергается предельной Автома-тизации: он не несет информации, представляя со-бой выполнение Заранее известных закономерностей. (87) Предполагается, что слушающий Рассказ на русском языке, получая информацию об определенных собы-тиях, О самом языке никакой информации не получает. Язык сообщения дан обоим Участникам коммуникации заранее. Пользование им настолько Автоматизировано, что, при правильном употреблении языка, он дела-ется абсолютно незаметным, "прозрачным" для инфор-мации. Между тем в художественном сообщении самый язык несет информацию. Выбор Того или иного вида организации текста оказывается непосредственно Зна-чимым для всего объема передаваемой информации. В связи с этим установка на художественность сооб-щения будет создавать Заведомо противоречивую ситуацию: с одной стороны, на текст накладываются дополнительные по отношению к нормам языка огра-ничения: Ритмические, рифменные и многочисленные другие. Однако, если бы все эти Структурные инерции, заданные уже в начале текста, неукоснительно Реали-зовывались на всем его протяжении, художественное построение стало Бы насквозь автоматизированным и не смогло бы быть носителем информации. Для того, чтобы этого не произошло, художествен-ный текст строится как Взаимодействие противонаправ-ленных структур, из которых одни выполняют Автома-тизирующую функцию, вводя ряды ритмических упо-рядоченностей, а
Другие - деавтоматизируют струк-туру, нарушая инерцию ожидания и Обеспечивая сис-теме высокую непредсказуемость.. На уровне повествования это проявляется в том, что. если синтагматика Нехудожественного текста -это последовательность однородных элементов, То синтаг-матика художественного - последовательность разно-родных Элементов. Композиция художественного тек-ста строится как Последовательность функционально разнородных элементов, как Последовательность струк-турных доминант разных уровней. Представим себе, что, анализируя ту или иную кино-ленту, мы можем составить структурное описание ве-личины планов, показав композиционную Организо-ванность их смены. Ту же работу мы можем сделать относительно Последовательности ракурсов, замедлен-ности и ускоренности кадров, Структуры персонажей, (88) системы звукового сопровождения и т. п. Однако в реальном функционировании текста куски, снятые укрупненным планом, будут сменяться не только противоположными, но и такими, где основным носителем значения будет ракурс. Но и план в этот момент не исчезнет, а останется как почти неощутимый художе-ственный фон. (*) Художественный текст говорит с нами не одним голосом, а как Сложно-полифонически по-строенный хор. Сложно организованные частные Сис-темы пересекаются, образуя последовательность семантически Доминантных моментов. Если в нехудожественном повествовании языковые последовательности к Сюжету отношения не имеют - эти два пласта организуются совершенно Имманент-ными структурами, то в искусстве элемент, принадле-жащий Нарративному языку, и элемент высшего ком-позиционного уровня могут быть Соположены в еди-ную последовательность, образуя единый монтажный
Эффект. Так, в кинематографе целое событие и незна-чительная, но снятая крупным планом деталь могут быть соположены как равноправные монтажные Эле-менты. Киноповествование - это, прежде всего, повествование. И, хотя это может Показаться парадоксальным, именно потому, что рассказ в данном случае Строится не из слов, а из последовательности иконических зна-ков, в нем Наиболее ярко обнаруживаются некоторые глубинные закономерности всякого Нарративного тек-ста. Думается, что многие, столь волнующие сейчас лингвистов, вопросы общей теории сверхфразовых структур значительно Прояснились бы, если отвлечься от представления о словесном рассказе как Единст-венно возможном и обратиться к теоретическому осмы-слению Нарративного опыта кинематографа. Однако киноповествование - это повествование средствами кино. Поэтому в Нем отражаются не только общие законы всякого рассказывания, но и Специфические черты, присущие именно повествованию средствами кино. (89) Синтагматическое построение - соединение хотя бы двух элементов в Цепочку. Таким образом, для того, чтобы оно могло реализоваться, Необходимо наличие хотя бы двух элементов и механизма их соединения. Если мы видим на псковской иконе XV века "Усекно-вение главы св. Иоанна Предтечи" (**) где в центре изо-бражен святой в момент, когда ему Срубают голову, а в правом нижнем углу иконы голова лежит уже отруб-ленная или когда на иллюстрациях Сандро Боттичелли к "Божественной комедии" Данте фигуры самого поэта и его путеводителя Вергилия Повторяются не-сколько раз по оси их движения на одном и том же рисунке, То, очевидно, что перед нами, в пределах одного рисунка, - два Последовательно соединенных момента. Но для того, чтобы два элемента могли быть соеди-нены, они должны Существовать как отдельные. По-этому вопрос о сегментации текста, Членении его на отрезки - один из наиболее существенных при построении Повествовательного произведения. В этом смысле язык с его исконной Дискретностью, оказывается значительно более выгодным материалом, чем
рисунок. Не случайно словесный текст исторически оказался более удобным
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|