Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как только мы переходим к художественному пове-ствованию, все эти




Закономерности оказываются сме-щенными.

Дело в том, что в нехудожественном повествовании организация планов

Выражения и содержания стро-ится так, что первый подвергается предельной

Автома-тизации: он не несет информации, представляя со-бой выполнение

Заранее известных закономерностей. (87) Предполагается, что слушающий

Рассказ на русском языке, получая информацию об определенных собы-тиях,

О самом языке никакой информации не получает. Язык сообщения дан обоим

Участникам коммуникации заранее. Пользование им настолько

Автоматизировано, что, при правильном употреблении языка, он дела-ется

абсолютно незаметным, "прозрачным" для инфор-мации.

Между тем в художественном сообщении самый язык несет информацию. Выбор

Того или иного вида организации текста оказывается непосредственно

Зна-чимым для всего объема передаваемой информации.

В связи с этим установка на художественность сооб-щения будет создавать

Заведомо противоречивую ситуацию: с одной стороны, на текст

накладываются дополнительные по отношению к нормам языка огра-ничения:

Ритмические, рифменные и многочисленные другие. Однако, если бы все эти

Структурные инерции, заданные уже в начале текста, неукоснительно

Реали-зовывались на всем его протяжении, художественное построение стало

Бы насквозь автоматизированным и не смогло бы быть носителем информации.

Для того, чтобы этого не произошло, художествен-ный текст строится как

Взаимодействие противонаправ-ленных структур, из которых одни выполняют

Автома-тизирующую функцию, вводя ряды ритмических упо-рядоченностей, а

Другие - деавтоматизируют струк-туру, нарушая инерцию ожидания и

Обеспечивая сис-теме высокую непредсказуемость..

На уровне повествования это проявляется в том, что. если синтагматика

Нехудожественного текста -это последовательность однородных элементов,

То синтаг-матика художественного - последовательность разно-родных

Элементов. Композиция художественного тек-ста строится как

Последовательность функционально разнородных элементов, как

Последовательность струк-турных доминант разных уровней.

Представим себе, что, анализируя ту или иную кино-ленту, мы можем

составить структурное описание ве-личины планов, показав композиционную

Организо-ванность их смены. Ту же работу мы можем сделать относительно

Последовательности ракурсов, замедлен-ности и ускоренности кадров,

Структуры персонажей, (88) системы звукового сопровождения и т. п.

Однако в реальном функционировании текста куски, снятые укрупненным

планом, будут сменяться не только противоположными, но и такими, где

основным носителем значения будет ракурс. Но и план в этот момент не

исчезнет, а останется как почти неощутимый художе-ственный фон. (*)

Художественный текст говорит с нами не одним голосом, а как

Сложно-полифонически по-строенный хор. Сложно организованные частные

Сис-темы пересекаются, образуя последовательность семантически

Доминантных моментов.

Если в нехудожественном повествовании языковые последовательности к

Сюжету отношения не имеют - эти два пласта организуются совершенно

Имманент-ными структурами, то в искусстве элемент, принадле-жащий

Нарративному языку, и элемент высшего ком-позиционного уровня могут быть

Соположены в еди-ную последовательность, образуя единый монтажный

Эффект. Так, в кинематографе целое событие и незна-чительная, но снятая

крупным планом деталь могут быть соположены как равноправные монтажные

Эле-менты.

Киноповествование - это, прежде всего, повествование. И, хотя это может

Показаться парадоксальным, именно потому, что рассказ в данном случае

Строится не из слов, а из последовательности иконических зна-ков, в нем

Наиболее ярко обнаруживаются некоторые глубинные закономерности всякого

Нарративного тек-ста. Думается, что многие, столь волнующие сейчас

лингвистов, вопросы общей теории сверхфразовых структур значительно

Прояснились бы, если отвлечься от представления о словесном рассказе как

Единст-венно возможном и обратиться к теоретическому осмы-слению

Нарративного опыта кинематографа.

Однако киноповествование - это повествование средствами кино. Поэтому в

Нем отражаются не только общие законы всякого рассказывания, но и

Специфические черты, присущие именно повествованию средствами кино. (89)

Синтагматическое построение - соединение хотя бы двух элементов в

Цепочку. Таким образом, для того, чтобы оно могло реализоваться,

Необходимо наличие хотя бы двух элементов и механизма их соединения.

Если мы видим на псковской иконе XV века "Усекно-вение главы св. Иоанна

Предтечи" (**) где в центре изо-бражен святой в момент, когда ему

Срубают голову, а в правом нижнем углу иконы голова лежит уже

отруб-ленная или когда на иллюстрациях Сандро Боттичелли к "Божественной

комедии" Данте фигуры самого поэта и его путеводителя Вергилия

Повторяются не-сколько раз по оси их движения на одном и том же рисунке,

То, очевидно, что перед нами, в пределах одного рисунка, - два

Последовательно соединенных момента.

Но для того, чтобы два элемента могли быть соеди-нены, они должны

Существовать как отдельные. По-этому вопрос о сегментации текста,

Членении его на отрезки - один из наиболее существенных при построении

Повествовательного произведения. В этом смысле язык с его исконной

Дискретностью, оказывается значительно более выгодным материалом, чем

рисунок. Не случайно словесный текст исторически оказался более удобным

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...