Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Киноочевидность, зримую реальность кадра со свободой от автоматизма




Обыденной жизни, дали кине-матографу возможность ставить героя в

Положения, невозможные в фотографируемом объекте, сделали

Последовательность и сочетание сюжетных эпизодов актом художественного

Выбора, а не автоматической власти техники.

После того, как монтаж был введен в мир кино, им уже не обязательно было

Пользоваться, отказ от него также сделался средством художественного

Языка. После того, как кинематограф смог показать любую фантастику с

Достоверностью реальности, от нее мож-но было уже и отказаться: простое,

самое "рабское" следование за событиями жизни становится актом (98)

Выбора, то есть может нести художественную инфор-мацию.

Специфика киносюжста в том, что он не просто рас-сказывается

Изобразительными знаками имеете слив, напоминая этим книжку-картинку,

Лубок или комикс, а представляет собой рассказ, связь элементов

Кото-рого воспринимается как предельно достоверная: мы.верим, что

Художник не имел выбора, нее было опре-делено самой жизнью - и

Одновременно этот же рас-сказ дает такую широту ситуативного выбора,

такое количество возможных вариантов, которых не имеет ни одно другое

Искусство. Если увеличение количеств? возможностей, из которых художник

Выбирает свое решение, приводит к неслыханному росту информативности

текста, то вера в то, что сообщаемый нам вариант обладает бесспорной

Истинностью (и, следовательно, художник как бы не имел никакого выбора)

Повышает ценностную характеристику информации Ведь известно, что

Величина информации и ее ценность не совпадают автоматически. Величина

Зависит о меры исчерпываемой неопределенности: если я узнаю что

Совершится событие, которое могло произойти не одним из двух, а одним из

Десяти возможных способов информативность сообщения резко возрастает.

Днако ценность информации может этим не определяться: в хорошем

ресторане я выбираю одно из десятков блюд, отвечая на вопрос: "Жизнь или

смерть?" - я выбирав одно из двух. В первом случае я получаю гораздо

Больше информации в двоичных величинах, но во втором - она имеет

Значительно большую ценность.

Специфика сюжета в кино делает его и наиболее информативным, и наиболее

Ценностным сравнительно с другими искусствами.

Таким образом, раскрываются некоторые особенности нарративной структуры

Кинематографа. Более глубокое решение этих проблем, видимо, зависит от

Создания общей теории повествовательных структур, которая в равной мере

Охватывала бы синтаксически конструкции в языкознании, теорию

Повествования кинематографе, музыке и повествовательные струи туры

Живописи (например, орнамент), являясь одновременно механизмом описания

Сюжетно-повествовательных структур художественной литературы. (99)

* Подробнее см. Ю.Лотман. Структура художественного текста. М.,

"Искусство", 1970.

** См.: Древние иконы старообрядческого кафедрального Покровского

Собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 1956,1 стр. 53.

*** Поэтому мы полагаем, что киноповествование представляй собой

Идеальный текст для построения общей теории синтагматики, в отличие,

Например, от П. Гартмана, который рассматривает синтаксис в музыке,

Орнаменте, формальных и естественных языках, в поэзии, но не привлекает

Кино. (Рееtеr Наrtтапn. Syntax und Bedeutung. Assen, 1964).

**** Сознательно огрубляя вопрос, мы, в данном случае, исходя из того,

Что отдельный кадр, подлежа семантической интерпретации, еще не есть

Объект синтаксического анализа. Внутрикадровая синтагматика и синтактика

- специальная проблема, значительно более близкая к аналогичным аспектам

Неподвижных изобразительных моделей: картины, фотографии, чем к

Повествовательным жанрам. В настоящей работе мы ее не рассматриваем, что

Не снимает, однако, ее большого значения в общей проблеме художественной

Структуры фильма.

***** При сопоставлении предложенной схемы с принятыми в лингвистике

делается очевидно, что "морфемы" и "слова" при синтагматическом анализе,

Собственно говоря, уровнями не являются. Этим единицам может

Соответствовать несколько уровней.

****** См.: Е.Падучева. О структуре абзаца. - Труды по знаковым

Системам. II. Ученые записки ТГУ, вып. 181, Тарту, 1965; И.Сеебо. Об

Изучении структуры связного текста. - Лингвистические исследования по

общей и славянской типологии. М., "Наука", 1966.

******* Следующим за кадром сегментом кинотекста является кинофраза.

Если элементы кинофразы (кадры) связаны между собой разнообразными

Функциональными связями, то граница кинофразы просто примыкает к

Следующей, образуя ощущение паузы. Примыкание кинофраз образует

Повествование, а их функциональная организация - сюжет.

******** Кроме общеизвестных работ С. М. Эйзенштейна, для нас, в данной

связи, особенно важна статья Ю. Н. Тынянова "Об основах кино", давшая

классическое определение связи монтажа и повествования: "Монтаж не есть

Связь кадров, это дифференциальная смена кадров, но именно поэтому

Сменяться могут кадры, в чем-либо соотносительные между собой. Эта

Соотносительность может быть не только фабульного характера, но еще и в

гораздо большей степени - стилевого". (Сб. "Поэтика кино". М..-Л.,

Кинопечать, 1927, стр. 73). Ср. в статье Е. Падучевой: "Очень часто

Законы сочетаемости единиц в тексте можно свести к необходи-мости

Повторения каких-то составных частей этих единиц. Так, формальная

Структура стиха основана (в частности) на повторе-нии сходно звучащих

Слогов; согласование существительного с прилагательным - на одинаковом

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...