Эта выделенность человека на сцене делает его ос-новным носителем
Сообщения (не случайно пышность постановки и величина затрат на нее Обычно обратно пропорциональны значению актера и его игры). Восходящий к хронике тип отношения к человеку на экране был одним из Истоков стремления заменить актера типажом, а игру - монтажом режиссера (тен-денция, открыто декларированная в ранних фильмах Эйзенштейна, Подающая себя чувствовать в дальней-шем). Противоположная тенденция Ощущается в киноспектаклях и многочисленных экранизациях. Од-нако ^кинематограф пошел третьим путем: появление человека на экране создало Настолько новую в семио-тическом отношении ситуацию, что речь пошла не о Ме-ханическом развитии каких-либо уже существующих тенденций, а о Создании нового языка. Игра актера в кинофильме в семиотическом отно-шении представляет собой Сообщение, кодированное на трех уровнях: 1. режиссерском; 2. бытового Поведе-ния; 3. актерской игры. На режиссерском уровне работа с кадром, Занятым (111) изображением человека, во многом та же, что и в дру-гих случаях - те же крупные планы, тот же монтаж или какие-либо иные, Знакомые нам уже средства. Однако для нашего восприятия актерской игры Эти типичные формы киноязыка создают особую ситуацию. Известное Положение об особой роли мимики для ки-нематографа - лишь частное Проявление способности сосредоточивать внимание зрителя не на всей Фигуре актера, а на каких-либо ее частях: лице, руках, де-талях одежды. О том, в какой мере монтаж может восприниматься как игра актера, Свидетельствуют из-вестные опыты Л. Кулешова, который еще в 1918 году
Соединял одну и ту же фотографию лица актера Моз-жухина с несколькими Эмоционально противополож-ными последующими кадрами (играющим ребенком, Гробом и пр.). Зрители этого эксперимента востор-женно отзывались о Богатстве мимики актера, не по-дозревая, что изображение его лица Оставалось неиз-менным - менялась лишь их реакция на монтажный эффект. Способность кинематографа разделить облик чело-века на "куски" и Выстроить эти сегменты в последо-вательную во временном отношении Цепочку превра-щает внешний облик человека в повествовательный текст, Что свойственно литературе и решительно невоз-можно в театре. Если Актерская мимика дает нам тип недискретного повествования, однотипного в Этом от-ношении театральному, то рассказ режиссера строится по типу Литературного: дискретные части соединя-ются в цепочку. Еще одна черта роднит этот аспект "че-ловека на экране" с "человеком в романе" и отличает его от "человека на сцене". Возможность задерживать внимание на каких-то деталях внешности укрупнением плана или длительностью Изображения на экране (в литературном повествовании аналогом будет Подроб-ность описания или иное смысловое выделение), а также повторным Их изображением, которой нет ни на сцене, ни в живописи, придает Кинообразам частей человеческого тела метафорическое значение. Мы уже говорили о том, что глаза в "Стачке" Эйзенштейна становятся совестью человечества. В той же функции их использует Ромм в "Обыкновенном фашизме", уве-личивая одну за другой карточки с личных дел жертв (112) Фашистских лагерей смерти и показывая на экране глаза, глаза... Актер на сцене может обыгрывать определенные стороны своего грима (так, Отелло рассматривает черноту своих рук), на портрете Рембрандта или
Се-рова руки, глаза становятся особо значимыми дета-лями. Но ни артист, ни живописец (*) не могут отделить какую-либо часть тела и превратить ее В метафору. При экранизациях предназначенного для театра текста порой Упускается, что обыгрывание одной и той же детали внешности на сцене и На экране (крупным пла-ном) семантически не адекватно. Так получилось, на-пример, при экранизации С. Бондарчуком "Отелло": эффектная деталь - Протянутые через весь экран для убийства ладони - казалось бы, вытекает Из постоян-ного возвращения пьесы к теме рук. Однако, став де-талью Киноповествования, она, неожиданно, видимо, для самого режиссера, Превратилась в явно искажа-ющую образ Отелло метафору: мавр предстал Перед зрителем убийцей, не страдание, а кровожадность стала его Доминирующей чертой. Не случайно С. Эйзенштейн, когда ему потребова-лись "сумасшедшие глаза" Мгеброва (именно глаза, а не актер), предпринял неслыханные усилия для Того, чтобы в военное время разыскать эвакуированного и больного артиста, доставить его, вылечить и поставить перед камерой. (**) Так возникает любопытный парадокс. Образ чело-века на экране предельно Приближен к жизненному, сознательно ориентирован на удаление от Театрально-сти и искусственности. И, одновременно, он предель-но - Значительно более, чем на сцене и в изобра-зительных искусствах - Семиотичен, насыщен вторич-ными значениями, предстает перед нами как Знак или цепь знаков, несущих сложную систему дополнитель-ных смыслов. Однако ориентация "человека на экране" на макси-мальное сближение с "человеком в жизни" (и, в этом смысле, общая противопоставленность стереотипу (113) "человек в искусстве") не уменьшает, а увеличивает Семиотичность этого типа текстов, хотя и вносит совер-шенно иной тип Зашифрованности. Отношение к бытовому поведению в театре и кинематографе в корне отлично. Сцена, даже самая реали-стическая, подразумевает некоторое особое "театраль-ное" поведение: актер мыслит вслух (это коренным образом
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|