Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закономерности роста и развития детского организма. Возрастные периоды развития ребенка.




Ю.И. САВЧЕНКОВ, О.Г. СОЛДАТОВА, С.Н. ШИЛОВ

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

Красноярск, 2008

 

 

УДК 612(076.1)

ББК

 

 

ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: учебное пособие, 2008. – 138 с.

 

Составители – Ю.И. Савченков, О.Г. Солдатова, С.Н.Шилов

 

Рецензент:

Зав. кафедрой психологии детства Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева, профессор, д.м.н. В.А.Ковалевский.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ.. 7

1. 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА. ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. 7

2. ВОЗБУДИМЫЕ ТКАНИ.. 11

2.1. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ НЕЙРОНА, НЕРВНОГО ВОЛОКНА И НЕРВНО-МЫШЕЧНОГО СИНАПСА. 11

3. ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ... 12

3.1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗРЕВАНИЯ СПИННОГО И ГОЛОВНОГО МОЗГА.. 12

3.2. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕФЛЕКСОВ ПЛОДА, НОВОРОЖДЕННОГО И РЕБЕНКА ГРУДНОГО ВОЗРАСТА. ПИЩЕВЫЕ, ЗАЩИТНЫЕ И ТОНИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННОГО. 13

3.3. ЗНАЧЕНИЕ ЖЕЛЕЗ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ ДЛЯ РОСТА ОРГАНИЗМА, ФОРМИРОВАНИЯ СКЕЛЕТА И ПРОПОРЦИЙ ТЕЛА. 18

3.4. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛОВЫХ ЖЕЛЕЗ В ОНТОГЕНЕЗЕ. 18

3.5. РАЗВИТИЕ ОКОЛОЩИТОВИДНЫХ ЖЕЛЕЗ, ЭПИФИЗА И ВИЛОЧКОВОЙ ЖЕЛЕЗЫ У ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА. 19

3.6. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАДПОЧЕЧНИКОВ У ДЕТЕЙ, ПОСЛЕДСТВИЯ ГИПЕР- И ГИПОФУНКЦИИ НАДПОЧЕЧНИКОВ. ВОЗРАСТНЫКЕ ИЗМЕНЕНИЯ ИНКРЕТОРНОЙ ФУНКЦИИ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ. 19

4. ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ.. 20

4.1. ИЗМЕНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА КРОВИ, ГЕМАТОКРИТНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ, СОСТАВА ПЛАЗМЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ. 20

4.2. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ КРОВИ И ЕЕ БЕЛКОВОГО СОСТАВА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. 21

3.3. ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОЧНОГО СОСТАВА КРОВИ И ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ С ВОЗРАСТОМ. 21

4.4. ОСОБЕННОСТИ ГЕМОГЛОБИНА ПЛОДА И ДИНАМИКА ЕГО ПЕРЕХОДА В ГЕМОГЛОБИН ВЗРОСЛОГО. 23

4.5. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ СВЕРТЫВАНИЯ КРОВИ В ОНТОГЕНЕЗЕ. 24

5. ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ.. 25

5.1. КРОВООБРАЩЕНИЕ ПЛОДА, ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ КРОВООБРАЩЕНИЯ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ. 25

5.2. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И СВОЙСТВ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ. 25

5.3. ОСОБЕННОСТИ ГЕМОДИНАМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ДЕТЕЙ. 27

5.4. АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ И ФОРМУЛЫ ЕГО РАСЧЕТА У ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА. СКОРОСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПУЛЬСОВОЙ ВОЛНЫ. 28

5.5. ОСОБЕННОСТИ ЭКГ ПЛОДА И НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА, НАПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И АНАТОМИЧЕСКОЙ ОСЕЙ СЕРДЦА И ПРИЧИНЫ ИХ ИЗМЕНЕНИЯ С ВОЗРАСТОМ. ТИПЫ ЭКГ В ВОЗРАСТЕ 1-7 ЛЕТ И 12 - 18 ЛЕТ. 29

5.6. ОБЛАСТИ ВЫСЛУШИВАНИЯ ТОНОВ СЕРДЦА У ДЕТЕЙ И ИХ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ШУМЫ, 30

5.7. ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРДЦА НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА И ПРИЧИНЫ ИХ ИЗМЕНЕНИЯ С ВОЗРАСТОМ. РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ.. 31

6. ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ.. 33

6.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ ПЛОДА И НОВОРОЖДЕННОГО, МЕХАНИЗМ ПЕРВОГО ВДОХА. ПОКАЗАТЕЛИ ВЕНТИЛЯЦИИ ЛЕГКИХ. ОСОБЕННОСТИ ГАЗООБМЕНА В ЛЕГКОМ И ТРАНСПОРТА ГАЗОВ КРОВЬЮ У НОВОРОЖДЕННОГО. 33

6.2 ТИПЫ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ И ИХ СМЕНА В ПРОЦЕССЕ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА. 34

6.3. ВЕНТИЛЯЦИЯ ЛЕГКИХ У ДЕТЕЙ ГРУДНОГО И БОЛЕЕ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА. 35

6.4. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА, В ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ, ПРИ МЫШЕЧНОЙ РАБОТЕ. 36

7. ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ.. 37

7.1. СООТНОШЕНИЕ ТИПОВ ПИТАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ. 37

7.2 ПИЩЕВАРЕНИЕ В ПОЛОСТИ РТА ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ: РОЛЬ СЛЮНЫ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ГЛОТАНИЯ, СОСАНИЯ И ДЫХАНИЯ. 40

7.3. ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ В ЖЕЛУДКЕ У ДЕТЕЙ 1-ГО ГОДА ЖИЗНИ: ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ЖЕЛУДКА, ЖЕЛУДОЧНЫЙ СОК, РЕГУЛЯЦИЯ ЕГО ФУНКЦИЙ. 41

7.4. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕГУЛЯТОРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ И ПЕЧЕНИ НОВОРОЖДЕННЫХ И ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ, РОЛЬ ЖЕЛЧИ В ПИЩЕВАРЕНИИ. 43

7.5. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТОЛСТОЙ КИШКИ ДЕТЕЙ 1-ГО ГОДА ЖИЗНИ. 44

7.6. ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА, ВСАСЫВАНИЯ И НЕЙРОГУМОРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПИЩЕВАРЕНИЯ У ДЕТЕЙ. 45

8. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. 48

8.1. ОСОБЕННОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА. 48

8.2. ОСОБЕННОСТИ БЕЛКОВОГО ОБМЕНА. 50

8.3. ОСОБЕННОСТИ УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА. 51

8.4. ОСОБЕННОСТИ ЖИРОВОГО И ЛИПИДНОГО ОБМЕНА. 52

8.5. ОСОБЕННОСТИ ВОДНО-СОЛЕВОГО ОБМЕНА. 53

9. ОСОБЕННОСТИ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА.. 56

10. ФИЗИОЛОГИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ.. 59

10.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ВЫДЕЛЕНИЯ. 59

10.2. ОСОБЕННОСТИ МОЧЕОБРАЗОВАНИЯ У ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ И ИХ ПРИЧИНЫ. ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕМА ДИУРЕЗА, СОСТАВА МОЧИ И ЭКСТРАРЕНАЛЬНОЙ ПОТЕРИ ВОДЫ У ДЕТЕЙ. 61

11. ФИЗИОЛОГИЯ АНАЛИЗАТОРОВ.. 62

11.1. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ.. 63

11.2. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХаРАКТЕРИСТИКА ЗРИТЕЛЬ-НОГО АНАЛИЗАТОРА В ОНТОГЕНЕЗЕ. 63

11.3. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА В ОНТОГЕНЕЗЕ. 64

11.4. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕСТИБУЛЯРНОГО АНАЛИЗАТОРА В ОНТОГЕНЕЗЕ. 65

11.5. СТАНОВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ КОЖНОГО АНАЛИЗАТОРА В ОНТОГЕНЕЗЕ. 65

11.6. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВКУСОВОГО И ОБОНЯТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ. 66

12. ФИЗИОЛОГИЯ ВНД.. 66

12.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСОБЕННОСТИ ВНД НОВОРОЖДЕННОГО: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОЯВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА. 66

12.2. ОСОБЕННОСТИ ВНД ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО ПЕРИОДА ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ. 68

12.3. РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И УСЛОВИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ВНД В ОНТОГЕНЕЗЕ. 70

12.4. РАЗВИТИЕ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ. 71

12.5. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЭГ У ДЕТЕЙ И ИЗМЕНЕНИЯ С ВОЗРАСТОМ. 71

12.6. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА.. 72

12.7. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 73

12.8. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД И У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 76

12.9. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ.. 78

12.10. РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА.. 80

12. 11. СТАНОВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ 81

12.12. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕЗА УМСТВЕННОЙ И МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И УТОМЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА. 81

12.13. НЕЙРОЭНДОКРИННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЗРЕВАНИЯ СТРУКТУР МОЗГА В ОНТОГЕНЕЗЕ. 88

12.14. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ... 89

13. КОМПЛЕКСНАЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП.. 90

13.1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА (от 0 до 1 года) 90

13.2. СОЗРЕВАНИЕ МОЗГА И ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА В ПЕРИОДЕ НОВОРОЖДЕННОСТИ. 94

13.3. СОЗРЕВАНИЕ МОЗГА И ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ ЖИЗНИ. 96

13.4. СОЗРЕВАНИЕ МОЗГА И ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА ВО ВТОРОМ ПОЛУГОДИИ ЖИЗНИ. 99

13.5. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ) 103

13.6. МОЗГ И ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ 1-3 ГОДА.. 105

13. 7. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 6-7 ЛЕТ) 107

13.8. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЗГА И ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 112

13.9. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (С 7 ДО 11-12 ЛЕТ) 116

13.10. РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА И ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 121

13.11. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА. ФИЗИОЛОГИЯ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ. 126

 

Литература,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,- 137

 

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

 

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА. ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

 

Ребенок - это не взрослый в миниатюре, а организм для каждого возраста относительно совершенный, со своими морфологическими и функциональными особенностями, для которых закономерна динамика их течения от новорожденности до половой зрелости.

Организм ребенка - чрезвычайно сложная и в то же время очень ранимая социально-биологическая система. Именно в детском возрасте закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Адекватная оценка физического развития ребенка возможна лишь при учете особенностей соответствующего возрастного периода, сопоставления показателей жизнедеятельности данного ребенка с нормативами его возрастной группы.

Рост и развитие часто употребляются как тождественные понятия. Между тем их биологическая природа (механизм и последствия) различна.

Развитие – представляет собой процесс количественных и качественных изменений в организме человека, сопровождающийся повышением уровня его сложности. Развитие включает в себя три основных взаимосвязанных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей и формообразование.

Рост – это количественный процесс, характеризующийся увеличением массы организма за счет изменения числа клеток и их размеров.

Дифференцировка – это появление специализированных структур нового качества из мало специализированных клеток-предшественниц. Например, нервная клетка, закладывающаяся в составе нервной трубки эмбриона (зародыша), потенциально может выполнять любую нервную функцию. Если нейрон, мигрирующий в зрительную область головного мозга, пересадить в область, ответственную за слух, он превратится не в зрительный, а в слуховой нейрон.

Формообразование – это приобретение организмом присущих ему форм. Например, ушная раковина приобретает форму, присущую взрослому человеку, к 12 годам.

В тех случаях, когда во множестве различных тканей организма одновременно происходят интенсивные ростовые процессы, отмечают так называемые «скачки роста». Это проявляется в резком увеличении продольных размеров тела за счет увеличения длины туловища и конечностей. В постнатальный период онтогенеза человека такие «скачки» наиболее выражены:

в первый год жизни, когда происходит полуторакратное увеличение длины и трех - четырехкратное увеличение массы тела;

в возрасте 5–6 лет, когда преимущественно за счет роста конечностей ребенок достигает примерно 70% длины тела взрослого человека;

13–15 лет – пубертатный скачок роста за счет увеличения длины тела и конечностей.

Развитие организма с момента рождения и до наступления зрелости происходит в постоянно меняющихся условиях внешней среды. Поэтому развитие организма носит адаптивный или приспособительный характер.

Для обеспечения приспособительного результата различные функциональные системы созревают неодновременно и неравномерно, включаясь, и сменяя друг друга в разные периоды онтогенеза. В этом заключается суть одного из определяющих принципов индивидуального развития организма – принципа гетерохронии или неодновременного созревания органов и систем и даже частей одного и того же органа.

Сроки созревания различных органов и систем зависят от их значимости для жизни организма. Быстрее растут и развиваются те органы и функциональные системы, которые являются наиболее жизненно важными на данном этапе развития. За счет объединения отдельных элементов того или иного органа с наиболее рано созревающими элементами другого органа, принимающего участие в реализации той же функции, осуществляется минимальное обеспечение жизненно важных функций, достаточное для определенного этапа развития. Например, для обеспечения питания к моменту рождения из лицевых мышц первой созревает круговая мышца рта; из шейных – мышцы, отвечающие за поворот головы; из рецепторов языка – рецепторы, расположенные у его корня. К этому же моменту созревают механизмы координации дыхательных и глотательных движений, обеспечивающие непопадание молока в дыхательные пути. Тем самым, обеспечиваются самые необходимые операции, связанные с питанием новорожденного: захват и удержание соска, сосательные движения, вкусовые ощущения и направление пищи по соответствующим путям.

Приспособительный характер гетерохронного развития систем организма отражает еще один из общих принципов развития – надежность функционирования биологических систем. Под надежностью биологической системы понимается такой уровень организации и регуляции процессов, который способен обеспечить жизнедеятельность организма в экстремальных условиях. Она базируется на таких свойствах живой системы, как избыточность элементов, их дублирование и взаимозаменяемость, быстрота возврата к относительному постоянству и динамичность отдельных звеньев системы. Примером избыточности элементов может являться тот факт, что в период внутриутробного развития в яичниках закладывается от 4000 до 200000 первичных фолликулов, из которых в дальнейшем образуются яйцеклетки, а за весь репродуктивный период созревает только 500 – 600 фолликулов.

Механизмы обеспечения биологической надежности существенно изменяются в ходе онтогенеза. На ранних этапах постнатальной жизни надежность обеспечивается генетически запрограммированным объединением звеньев функциональных систем. В ходе развития по мере созревания коры головного мозга, обеспечивающей высший уровень регуляции и контроля функций, возрастает пластичность связей. Благодаря этому происходит избирательное формирование функциональных систем в соответствии с конкретной ситуацией.

Другой важной особенностью индивидуального развития детского организма является наличие периодов высокой чувствительности отдельных органов и систем к воздействию факторов среды – сенситивных периодов. Это периоды, когда система быстро развивается и ей необходим приток адекватной информации. Например, для зрительной системы адекватной информацией являются кванты света, для слуховой системы – звуковые волны. Отсутствие или дефицит такой информации приводит к отрицательным последствиям, вплоть до несформированности той или иной функции.

Следует обратить внимание на то, что онтогенетическое развитие сочетает периоды эволюционного или постепенного морфофункционального созревания и периоды революционных, переломных скачков развития, связанных как с внутренними (биологическими), так и с внешними (социальными) факторами. Это – так называемые критические периоды. Несоответствие средовых воздействий особенностям и функциональным возможностям организма на этих этапах развития может иметь пагубные последствия.

Первым критическим периодом принято считать этап раннего постнатального развития (до 3-х лет), когда происходит наиболее интенсивное морфофункциональное созревание. В процессе дальнейшего развития критические периоды возникают в результате резкой смены социально-средовых факторов и их взаимодействия с процессами морфофункционального созревания. Такими периодами являются:

- возраст начала обучения (6 – 8 лет), когда качественная перестройка морфофункциональной организации головного мозга приходится на период резкой смены социальных условий.

- начало полового созревания – пубертатный период (у девочек 11–12 лет, у мальчиков 13–14 лет), который характеризуется резким повышением активности центрального звена эндокринной системы – гипоталамуса. В результате происходит значительное снижение эффективности корковой регуляции, определяющей произвольную регуляцию и саморегуляцию. Между тем именно в это время повышаются социальные требования к подростку, что приводит к несоответствию предъявляемых требований и функциональных возможностей организма, следствием чего может быть нарушение физического и психического здоровья ребенка.

Возрастная периодизация онтогенеза растущего организма. Выделяют два основных периода онтогенеза: антенатальный и постнатальный. Антенатальный период представлен эмбриональным периодом (от зачатия до 8-й недели внутриутробного периода) и плодным (от 9 до 40-й недели). Обычно беременность продолжается 38–42 недели. Постнатальный период охватывает промежуток от рождения до естественной смерти человека. Согласно возрастной периодизации, принятой на специальном симпозиуме в 1965 г., в постнатальном развитии детского организма выделяют следующие периоды:

новорожденный (1 – 30 дней),

грудной (30 дней – 1 год),

раннее детство (1 – 3 года),

первое детство (4 – 7 лет),

второе детство (8 – 12 лет мальчики, 8 – 11 лет девочки),

подростковый (13 – 16 лет мальчики, 12 – 15 лет девочки),

юношеский (17 – 21 год юноши, 16 – 20 лет девушки).

Рассматривая вопросы возрастной периодизации, необходимо иметь в виду, что границы этапов развития весьма условны. Все возрастные структурно-функциональные изменения в организме человека происходят под влиянием наследственности и условий внешней среды, т.е. зависят от конкретных этнических, климатических, социальных и других факторов.

Наследственность определяет потенциальные возможности физического и умственного развития индивидуума. Так, например, с особенностями генотипа связана низкорослость африканских пигмеев (125-150 см) и высокорослость представителей племени Ватусси. Однако в каждой группе встречаются индивидуумы, у которых этот показатель может значительно отличаться от средней возрастной нормы. Отклонения могут возникать вследствие воздействия на организм различных факторов внешней среды, таких как питание, эмоциональные и социально-экономические факторы, положение ребенка в семье, взаимоотношения с родителями и сверстниками, уровень культуры общества. Эти факторы могут нарушать рост и развитие ребенка, а могут и наоборот, стимулировать их. Поэтому показатели роста и развития детей одного календарного возраста могут в значительной степени различаться. Общепринято формирование групп детей в дошкольных учреждениях и классов в общеобразовательных школах по календарному возрасту. В связи с этим воспитатель и педагог должен учитывать индивидуальные психофизиологические особенности развития.

Задержка роста и развития, называемая ретардацией, или опережающее развитие – акселерация свидетельствуют о необходимости определять биологический возраст ребенка. Биологический возраст или возраст развития отражает рост, развитие, созревание, старение организма и определяется совокупностью структурных, функциональных и приспособительных особенностей организма.

Биологический возраст определяется по ряду показателей морфологической и физиологической зрелости:

- по пропорциям тела (соотношению длины туловища и конечностей);

- степени развития вторичных половых признаков;

- скелетной зрелости (порядок и сроки окостенения скелета);

- зубной зрелости (сроки прорезывания молочных и коренных зубов);

- уровню обмена веществ;

- особенностям сердечно-сосудистой, дыхательной, нейроэндокринной и других систем.

При определении биологического возраста учитывается также уровень психического развития индивида. Все показатели сопоставляются со стандартными показателями, характерными для данной возрастной, половой и этнической группы. При этом для каждого возрастного периода важно учитывать наиболее информативные показатели. Например, в пубертатном периоде – нейроэндокринные изменения и развитие вторичных половых признаков.

Для упрощения и стандартизации среднего возраста организованной группы детей принято считать возраст ребенка равным 1-му месяцу, если его календарный возраст находится в интервале от 16 дней до 1 месяца 15 дней, равным 2-м месяцам – если его возраст от 1 месяца 16 дней до 2-х месяцев 15 дней и т.д. После первого года жизни и до 3-х лет: к 1,5 годам относят ребенка с возрастом от 1 года 3-х месяцев до 1 года 8 месяцев и 29 дней, к 2-м годам – от 1 года 9 месяцев до 2 лет 2-х месяцев 29 дней и т.д. После 3-х лет с годичными интервалами: к 4-м годам относятся дети в возрасте от 3 лет 6 месяцев до 4 лет 5 месяцев 29 дней и т.д.

ВОЗБУДИМЫЕ ТКАНИ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...