Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика рефлексов плода, новорожденного и ребенка грудного возраста. Пищевые, защитные и тонические рефлексы новорожденного.




 

Развитие двигательных навыков у детей. В первые дни после рождения двигательная активность у детей мало выражена. Они находятся состоянии некоторого торможения. Если ребенок содержится в комфортных условиях, то двигательные реакции связаны только с возбуждением пищевого центра.

К моменту рождения у ребенка окончательно завершено развитие спинного мозга, продолговатого, бледного шара, красного ядра, палеоцеребеллюма и всех проводящих путей кроме пирамидного. Незрелыми остаются полосатое тел, неоцеребеллюм и пирамидный путь, которые созревают к 6-ти месяцам жизни, а корковые двигательные поля лишь к 4-7 годам.

У многих новорожденных детей осуществляются позотонические рефлексы: при повороте головы в сторону происходит разгибание конечностей, к которым обращено лицо и сгибание противоположных конечностей. Чаще это перераспределение тонуса происходит только в верхних конечностях.

В течение 1-го года после рождения строение и функции мозга интенсивно развиваются: в 2-2,5 раза увеличивается масса головного мозга, размеры нейронов, количество отростков, синапсов, количество рецепторов в постсинаптических мембранах нейронов, усиливается синтез медиаторов. Все это способствует развитию локомоции, т.е. произвольной двигательной активности. Первым активным движением новорожденного является желание поднять голову, лежа на животе. Затем появляется приподнимание передней части тела и удержание его в этом положении при лежании на животе. Затем развивается способность переворачивания со спины на живот и с живота на спину.

В первые три месяца жизни у детей происходят непроизвольные не координированные движения руками, ногами, головой, телом. После развития полосатого тела и коры наступает их торможение, и они уступают место произвольным движениям. Первыми произвольными движениями являются движения головы и глаз. В возрасте одного месяца ребенок приподнимает голову на короткое время, а в 4 месяца поворачивает ее в разные стороны. В это время начинает тянуться руками к предметам, но движения эти неточные, неловкие, плохо координированные, сопровождаются многими движениями тела, головы, ног.

В возрасте 6 месяцев ребенок начинает ползать на животе, а в 7 месяцев ползет хорошо. На 7-м месяце большинство детей самостоятельно поддерживают спину, т.е. могут сидеть. Сидячая поза необходимый этап при переходе от горизонтальной позы к вертикальной. К 6 -7 месяцам у детей формируются статические установочные рефлексы: поворот головы вызывает поворот туловища в ту же сторону.

Около 10-месячного возраста многие дети, хватаясь руками за предметы, начинают самостоятельно вставать и ходить. Самостоятельно ходить большинство детей начинает с 1 года. Некоторые дети могут ходить с 9-месячного возраста, а другие - только с 15-месячного.

Вначале ходьба очень неустойчивая, сопровождается колебаниями тела, поднятием рук для сохранения равновесия, частыми падениями. Ноги ребенка расставлены и слегка согнуты в суставах, а подошвы при ходьбе ставятся почти параллельно сагиттальной плоскости. В последующие годы происходит поворачивание части стопы наружу, что увеличивает опорную площадь. В течение 3-го года начинают развиваться синергические движения рук при ходьбе, которые хорошо выражены у 7-летних детей. Связано это с развитием таламопаллидарного уровня ЦНС.

После 3 года жизни постепенно совершенствуется бег, увеличивается его скорость.

Развитие произвольных движений ребенка связано с развитием руброспинального пути, который регулирует тонус мышц конечностей, пирамидностриарного уровня, обеспечивающего приспособление локомоций к внешней среде. С 3-го года жизни ведущим становится теменно-премоторный уровень ЦНС.

Рефлекторные движения эмбриона и плода. Рефлекторные реакции изучены на эмбрионах и плодах, полученных при выкидышах. У плода первые рефлекторные акции появляются в возрасте 7,5 недель. При прикосновении к его губам голова отклоняется назад. Это защитный рефлекс. У 10-недельного плода при раздражении губ открывается рот, т.е. наблюдается пищевой рефлекс, а при раздражении ладони происходит сгибание пальцев рук - хватательный рефлекс.

К 11-12 неделе появляются движения пальцев ног, т.е. первыми начинают функционировать центры верхней части тела, а затем нижней. До 3-4 месячного возраста ответные реакции на раздражение у плода носят локальный характер - короткие, отрывистые, так как возбуждение охватывает небольшие ограниченные участки ЦНС. Это объясняется малым количеством отростков и синапсов в ЦНС, и называется этот период стадией локальных ответов.

С 3-4 месяцев появляется стадия обобщенных рефлексов, стадия генерализации рефлекторной деятельности, которая проявляется в том, что на любое раздражение происходит беспорядочная двигательная активность с участием многих мышц. Так, при раздражении лица наблюдается движение и головы, и туловища, и рук. Это объясняется слабостью процесса торможения и за счет этого- широкая иррадиация возбуждения в ЦНС.

К 21-24 неделе, т.е. в 5-6 месячном возрасте у плода начинается стадия специализации рефлекторных реакций. Появляется сосательный, хватательный рефлексы. Рефлекторная деятельность плодов в основном обеспечивается спинным мозгом и стволом головного мозга. С возрастом усложняется строение ЦНС, увеличиваются размеры нейронов, количество отростков и синапсов.

До первой половины беременности сокращение мышц носит тонический характер для мышц сгибателей, благодаря чему конечности, туловище, шея плода согнуты и он занимает в матке минимальный объем. Начиная с 4,5-5 месяцев беременности появляются генерализованные фазные сокращения мышц с частотой 4-8 раз в час,. которые мать ощущает как шевеления плода.

Характеристика основных безусловных рефлексов новорожденных. У новорожденного имеется большое число безусловных рефлексов: хорошо развиты сосательный и глотательный рефлексы, рефлексы мочеиспускания и дефекации, дыхательные рефлексы Геринга и Брейера. В этом возрасте проявляется ориентировочный рефлекс: в затемненной комнате ребенок постоянно поворачивает глаза в сторону яркого света. Хорошо выражены у новорожденных позотонические рефлексы, обусловленные продолговатым мозгом и состоящие в том, что при повороте головы в сторону рука этой же стороны разгибается, а противоположной - сгибается и поднимается кверху.

Легко проявляется у здоровых новорожденных и грудных детей коленный и ахиллов рефлексы, рефлекс охватывания Робинсона (если поверхность ладони ребенка погладить, то пальцы рука сжимаются). При штриховом раздражении кожи подошвенной поверхности стопы наблюдается рефлекс Бабинского, чаще всего в виде разгибания большого пальца и сгибания остальных.

К рефлексам новорожденных, которые используются педиатрами для исследования функций ЦНС, относится также и хоботковый рефлекс - вытягивание губ вперед при ударе пальцем по губам; рефлекс Моро - при ударе по столику, на котором лежит ребенок, он разводит руки, а затем сводит их; рефлекс ползания - при надавливании ладонью на стопы ребенка, лежащего на животе, происходит отталкивание и движение типа ползания. Эти рефлексы дают возможность оценить степень развития ЦНС новорожденного.

Развитие движений. Движения ребенка первых месяцев жизни прежде всего направлены на регуляцию положения головы, туловища, рук и ног, обеспечивающих поддержание позы. Можно проследить, как последовательно от 1-го к 12-му месяцу появляются новые движения, как двигательные реакции становятся целена­правленными, как появляются и совершенствуются осознанные движения. Однако следует помнить, что индивидуальные сроки развития движений определяются не только врожденной програм­мой, но и целенаправленной работой взрослых с ребенком.

1 месяц: первые попытки удержать голову при вертикальном по­ложении тела; беспорядочные движения рук и ног на фоне повы­шенного мышечного напряжения; непроизвольные ползательные движения.

2 месяц: поворачивает голову и глаза за движущимся предметом, следит взглядом за предметом в горизонтальном, вертикальном направлениях и по кругу, имитирует мимику взрослого, подни­мает голову и грудь, когда лежит на животе.

З месяц: ребенок поворачивает голову в сторону источника звука; переворачивается со спины на бок и на живот; при поддержке за подмышки стоит, но при этом подгибает ножки; непроизвольное ползание исчезает; начинает удерживать предметы «в кулачке»; ребенок моргает, если объект приближается к лицу; может на­ходиться в вертикальном положении (при поддержке) до 6 мин; переворачивается; движения рук более свободны и целесообразны; младенец смотрит на свои руки; стремится удержать предмет в поле зрения.

4 месяц: исчезает гипертонус мышц; ребенок уверенно держит голову, когда его поднимают, поворачивается со спины на живот, сидит при поддержке за обе руки; хватает и удерживает игрушки; открывает рот, когда подносят ложку с едой, бутылочку.

5месяц: ребенок самостоятельно сидит 1—5 мин; поворачивает­ся с живота на спину; способен удерживать одновременно по предмету в каждой руке; хватательные движения, направленные к цели, — «петлеобразные», с частыми промахами; увеличивает­ся число движений, когда кисть руки раскрывается до захвата пред­мета; движения еще не точны, раскоординированны, связаны со значительным мышечным напряжением.

6 месяц: самостоятельно сидит; возникает зрительный контроль за движениями рук; повышается точность хватательных движе­ний, снижается мышечное напряжение.

7 месяц: ребенок способен совершать попеременные шагательные движения (при поддержке за подмышки); сидит; тянет в рот бутылочку, ложку, игрушки; бросает и поднимает игрушки; под­нимается на четвереньки; встает на колени, держась за опору; перекладывает предметы из одной руки в другую; тянется к взрос­лому на руки; следит за движениями руки.

8 месяц: младенец встает с поддержкой; ходит с опорой; сидит, самостоятельно садится и ложится; появляются координирован­ные движения двух рук (хлопает в ладоши); наблюдаются первые попытки сложить кубики, пирамидку; попытки передвижения ползком.

9 месяц: отмечаются попытки стоять без опоры и ходить без опо­ры; младенец садится из вертикального положения, встает на ко­лени; снижается мышечное напряжение, совершенствуются дви­жения рук, ног, туловища, но все движения еще не очень точны, нестабильны; ребенок начинает ходить с опорой; собирает иг­рушки, складывает; стучит для извлечения звука.

10 месяц: младенец встает с опорой, стоит без опоры; ходит с опорой (первые шаги без опоры); улучшается координация дви­жений рук; появляется захват пальцами; ребенок активно играет с игрушками.

11—12 месяцы: ходьба без опоры; ребенок поднимается без опоры, садится, ложится, встает, координирует движения рук; наблюда­ется предварительная подготовка пальцев рук к форме объекта; «петлеобразные» с промахами движения сменяются более точны­ми с «прямым приближением» к предмету; появляются хвататель­ные движения вслепую за счет предварительного нацеливания.

Таким образом, в течение первого года жизни идет интенсив­ное формирование всех структур системы управления движениями, формирование и развитие опорно-двигательного аппарата, что является основой для новых преобразований на следующем тапе развития.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) — это период формирова­ния целенаправленных движений, появления новых разнообраз­ных движений (базовых, спортивных, игровых), существенного роста двигательной активности ребенка.

Двигательные реакции ребенка являются интегральной фор­мой адаптации к внешней среде, и резкое увеличение количества самостоятельных действий ребенка в этом возрасте служит осно­вой его познавательной активности. Растет длительность динами­ческих нагрузок, повышается выносливость к ним, изменяется характер взаимодействия работающих мышц: формируется баланс мышц-сгибателей и разгибателей. Однако движения еще не очень точны и не устойчивы. Характерной особенностью этого возрас­та является формирование предметных действий. Ребенок в этом возрасте осваивает большое количество так называемых «инст­рументальных движений» — учится есть вилкой и ножом, рабо­тать ножницами, расчесываться, мыть себя губкой (мочалкой), а главное — учится выполнять графические движения.

В 1 — 1,5 года малыш крепко зажимает карандаш или мелок в ладони, что очень ограничивает движения. В этом возрасте он не пытается еще изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса движений руки и способен «рисовать» с большим увлечением.

В 2—3 года ребенок, как правило, держит карандаш, зажимая его в ладони. Этот способ, особенно при рисовании мелками позволяет детям выполнять довольно сложные движения. Однако движения эти еще спонтанные, нестабильные, почти не ограни­чиваются.

С 3 лет линии становятся более определенными, менее разбро­санными и не повторяются бессмысленно. Улучшается координа­ция при выполнении вертикальных движений, но еще плохо вы­полняются имитационные движения. Овалы неровные (это, по­жалуй, самые трудные элементы), но на рисунках их уже много. Это чаще человек, солнышко, колеса и т.п.

О развитии графических движений, строящихся на основе зри­тельно-моторной координации, можно судить по результатам ко­пирования простейших геометрических фигур. В 2 года ребенку доступно копирование вертикальной линии определенной дли­ны, а в 2,5 — копирование горизонтальных линий, в 3 года ребе­нок может скопировать круг. Однако, подчеркнем еще раз, ребе­нок учится выполнять все эти двигательные действия, но не умеет еще делать это четко, слаженно, без особых усилий и напряжения. Совершенствуется ходьба, появляется бег, прыжки, но струк­тура этих движений вариативна. Ребенок выглядит неуклюжим, но ходьба очень ему нравится, особенно новые ее виды — по лестнице, в горку, с горки и т.п.

Освоение новых движений требует хорошей ориентировки в пространстве. Ребенок учится двигаться в пространстве, и актив­ное участие в этом процессе принимают движения глаз и головы. Наблюдая за действиями окружающих (детей и взрослых) и под­ражая им, ребенок учится выполнять новые движения.

Все большую роль в процессе выполнения движений начинает играть речевая инструкция взрослых и собственная речь ребенка. По этому поводу метко выразился известный российский психо­лог Л.С. Выготский: «Речь входит необходимым составным мо­ментом в разумную деятельность ребенка... и начинает служить средством образования, намерения или плана в более сложной деятельности ребенка».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...