1. Образовательный процесс дошкольной организации. Структура образовательного процесса. Модели организации образовательного процесса
Стр 1 из 25Следующая ⇒ 1. Образовательный процесс дошкольной организации. Структура образовательного процесса. Модели организации образовательного процесса
Образовательный процесс – развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, — педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты — целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Компоненты образовательного процесса: Целевой: все многообразие целей и задач педагогической деятельности, реализуемые в определенных условиях: от глобальной цели — развития личности ребенка до конкретных задач формирования отдельных качеств личности. Содержательный: определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деят. и общения, знаний. Содержательный компонент представлен: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; физическое развитие. Деятельностный: характеризует формы, способы, средства организации и осуществления воспит. взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания образ. процесса. Результативный: достигнутые результаты и степень эффективности образ. процесса, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деят.
Н. А. Короткова и Н. Я. Михайленко предложили рассмотреть организацию образовательного процесса как целостного явления на основе выделения его структурных составляющих, отражающих типы взаимодействия взрослого с детьми. Авторы выделили три блока образовательного процесса, каждый из которых имеет свои особенности: блок 1 – регламентированная деятельность в форме специально организованных занятий, в этот блок включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми специальных заданий, а взрослый всегда инициатор активности детей; блок 2 – совместная деятельность воспитателя с детьми, данный блок призван обеспечить развитие социальных навыков, освоение разных видов деятельности, приобщение к искусству, нравственным ценностям, расширению представлений о мире, а также задачи по развитию речи. Образовательная работа с детьми осуществляется вне рамок специально организованных занятий. блок 3 – свободная деятельность детей, этот блок ориентирован на обеспечение саморазвития ребенка разных видах деятельности (свободное экспериментирование с различными материалами, конструирование по собственному замыслу и т. д. ), функция воспитателя - создать разнообразную предметную среду, стимулирующую разные виды активности. Построение образовательного процесса требует от педагога учета всех взаимосвязанных компонентов, ориентацию на развитие ребенка целостно в процессе всей его жизнедеятельности в детском саду и основывается на следующих принципах: · полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; · учет возрастных возможностей детей с опорой на их интересы; · решение воспитательных и образовательных задач в их единстве; · учет положения о ведущей деятельности, ее смене и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
· осуществление взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого; · проявление взаимного уважения педагога и ребенка; · создание естественной непринужденной обстановки для развития свободной творческой личности; · соблюдение Декларации прав ребенка. Формы построения образовательного процесса. В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения. В процесс образовательного взаимодействия с детьми сегодня должны быть включены различные формы: игровые, сюжетные, интегрированные, тематическая, комплексная. Основной формой организации обучения в ДОО является НОД (непосредственно образовательная деятельность). Модели организации образовательного процесса. МОДЕЛИ: 1) учебная модель; ¨ 2) комплексно-тематическая модель; ¨ 3) предметно-средовая модель. Учебная модель Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. В предметно – средовой модели построения образовательного процесса (ярким примером является система М. Монтессори) главной составляющей является дидактический материал, действие с которым, по мнению авторов, автоматически развивает ребёнка, соответственно, взрослому отводится второстепенная роль, опосредованная в зависимости от направленности дидактического материала. Комплексно-тематическая модель (Жана Овидия Декроли, бельгийского педагога, психолога, врача) использует более органичную для благоприятного восприятия ребёнком организацию образовательного содержания: тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере действительности, представленная в эмоционально-образной форме. Предварительный подбор взрослыми основных тем придает систематичность и культуросообразность образовательному процессу. Формы построения образовательного процесса раскроем по направлениям. Социально-коммуникативное развитие. Данное направление развития не классифицируется как элемент НОД, но формирование эмоционального интеллекта осуществляется во время обсуждения различных дисциплинарных ситуаций, познания мира, знакомства с произведениями художественной литературы.
В рамках социально-коммуникативного развития традиционно используют различные способы передачи информации дошкольникам — текстовый, визуальный, аудиальный. Это обуславливает выделение таких форм педагогической работы по направлению: 1. Моделирование ситуаций выбора с последующим обсуждением действий персонажей. В ходе беседы дети дают оценку поступкам героев, рассуждают, как стоило бы вести себя в таких условиях. 2. Игры с правилами, сюжетно-ролевые игры: дошкольникам дается право по очереди руководить действиям воспитателями или других детей из группы. 3. Наблюдение, исследование, экспериментирование. Познавательное развитие — сфера педагогического воздействия, направленного на повышение уровня любознательности детей, удовлетворение их познавательных потребностей и расширение системы детских представлений о мире: предметах и объектах окружающей действительности, о культуре родной нации, традициях, праздниках; о других народах, планете Земля и космосе. При реализации комплекса познавательного развития дошкольников превалирует познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность. Рекомендуемые методы и приемы работы с детьми в ДОУ по ФГОС по направлению: 1. Все виды активности, основанные на принципе «вижу-действую»: наблюдение, экспериментирование, исследования, экскурсии. 2. Прием «Знаете ли вы? »: развивающие беседы, чтение познавательной литературы, проектная деятельность. 3. Коллекционирование, создание альбомов и выставок, проведение встреч с интересными людьми. Речевое развитие — консолидация форм работы, способствующих скорейшему овладению дошкольниками средствами общения (развитие связной речи, обогащение словаря, совершенствование интонации и произношения, построение моно- и диалогических высказываний).
Приемы педагогической работы, способствующие речевому развитию дошколят, выполняются параллельно по трем направлениям: 1. Подготовка к письму: создание ритмических рисунков, штриховка, написание элементов букв в сетке, тренировка мелкой моторики. 2. Овладение речью как средством коммуникации: проведение артикуляционной гимнастики, расширение активного словаря в ходе знакомства с книжкой культурой, экскурсионной активности, подготовки выставок, проведения бесед на различные темы. 3. Подготовка к обучению чтению: дифференциация звуков, выявление последовательности звуков в словах, проведение звуко-буквенного анализа простых слов в игровой форме. Художественно-эстетическое развитие — формирование ценностно-смыслового восприятия, базовых знаний дошколят о различных видах искусства, способности к восприятию действительности через призму эстетического оценивания, художественного вкуса. В контексте данного образовательного направления осуществляется всестороннее творческое развитие воспитанников. В рамках художественно-эстетического воспитания дошкольников формы работы делятся по трем группам: 1. Изобразительная деятельность (создание коллективных творческих работ — панно, альбомов, выставок; освоение точечных приемов в ходе групповой и индивидуальной работы, знакомство с полотнами знаменитых художников). 2. Музыка (слушание лучших произведений детских композиторов, исполнительство — разучивание песен, знакомство с простыми музыкальными инструментами, театрализация, организация музыкальных праздников и развлекательных мероприятий. 3. Художественная литература (слушание высокохудожественных прозаических и поэтических произведений, неродных сказов, проведение книжных выставок). Физическое развитие — образовательное направление, в рамках реализации которого осуществляется удовлетворение физиологической потребности дошкольников в движении, формирование опорно-двигательной системы, укрепление мышечного корсета, совершенствование общей координации движений, гибкости, мелкой моторики, становление ценностных установок касательно ведения здорового образа жизни. Педагогическая работа предусматривает организацию безопасной и содержательной физической активности детей, соответствующей возрастным психофизическим особенностям, что достигается посредством создания условий для систематического выполнения воспитанниками простых движений (ходьба, прыжки, бег, повороты и другие комплексы, которые постепенно усложняются) с последовательным переходом от демонстрации к озвучиванию словесных команд.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|