Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.  Образовательный процесс дошкольной организации. Структура образовательного процесса. Модели организации образовательного процесса




1.     Образовательный процесс дошкольной организации. Структура образовательного процесса. Модели организации образовательного процесса

 

Образовательный процесс – развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.

Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, — педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты — целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Компоненты образовательного процесса:

Целевой: все многообразие целей и задач педагогической деятельности, реализуемые в определенных условиях: от глобальной цели — развития личности ребенка до конкретных задач формирования отдельных качеств личности.

Содержательный: определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деят. и общения, знаний. Содержательный компонент представлен: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; физическое развитие.

Деятельностный: характеризует формы, способы, средства организации и осуществления воспит. взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания образ. процесса.

Результативный: достигнутые результаты и степень эффективности образ. процесса, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деят.

Н. А. Короткова и Н. Я. Михайленко предложили рассмотреть организацию образовательного процесса как целостного явления на основе выделения его структурных составляющих, отражающих типы взаимодействия взрослого с детьми.

Авторы выделили три блока образовательного процесса, каждый из которых имеет свои особенности:

блок 1 – регламентированная деятельность в форме специально организованных занятий, в этот блок включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми специальных заданий, а взрослый всегда инициатор активности детей;

блок 2 – совместная деятельность воспитателя с детьми, данный блок призван обеспечить развитие социальных навыков, освоение разных видов деятельности, приобщение к искусству, нравственным ценностям, расширению представлений о мире, а также задачи по развитию речи. Образовательная работа с детьми осуществляется вне рамок специально организованных занятий.

блок 3 – свободная деятельность детей, этот блок ориентирован на обеспечение саморазвития ребенка разных видах деятельности (свободное экспериментирование с различными материалами, конструирование по собственному замыслу и т. д. ), функция воспитателя - создать разнообразную предметную среду, стимулирующую разные виды активности.

Построение образовательного процесса требует от педагога учета всех взаимосвязанных компонентов, ориентацию на развитие ребенка целостно в процессе всей его жизнедеятельности в детском саду и основывается на следующих принципах:

· полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

· учет возрастных возможностей детей с опорой на их интересы;

· решение воспитательных и образовательных задач в их единстве;

· учет положения о ведущей деятельности, ее смене и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;

· осуществление взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

· проявление взаимного уважения педагога и ребенка;

· создание естественной непринужденной обстановки для развития свободной творческой личности;

· соблюдение Декларации прав ребенка.

Формы построения образовательного процесса.

В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения. В процесс образовательного взаимодействия с детьми сегодня должны быть включены различные формы: игровые, сюжетные, интегрированные, тематическая, комплексная. Основной формой организации обучения в ДОО является НОД (непосредственно образовательная деятельность). Модели организации образовательного процесса.

МОДЕЛИ: 1) учебная модель; ¨ 2) комплексно-тематическая модель; ¨ 3) предметно-средовая модель.

Учебная модель

Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности.

В предметно – средовой модели построения образовательного процесса (ярким примером является система М. Монтессори) главной составляющей является дидактический материал, действие с которым, по мнению авторов, автоматически развивает ребёнка, соответственно, взрослому отводится второстепенная роль, опосредованная в зависимости от направленности дидактического материала.

Комплексно-тематическая модель (Жана Овидия Декроли, бельгийского педагога, психолога, врача) использует более органичную для благоприятного восприятия ребёнком организацию образовательного содержания: тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере действительности, представленная в эмоционально-образной форме. Предварительный подбор взрослыми основных тем придает систематичность и культуросообразность образовательному процессу.

Формы построения образовательного процесса раскроем по направлениям.

Социально-коммуникативное развитие. Данное направление развития не классифицируется как элемент НОД, но формирование эмоционального интеллекта осуществляется во время обсуждения различных дисциплинарных ситуаций, познания мира, знакомства с произведениями художественной литературы.

В рамках социально-коммуникативного развития традиционно используют различные способы передачи информации дошкольникам — текстовый, визуальный, аудиальный. Это обуславливает выделение таких форм педагогической работы по направлению:

1. Моделирование ситуаций выбора с последующим обсуждением действий персонажей. В ходе беседы дети дают оценку поступкам героев, рассуждают, как стоило бы вести себя в таких условиях.

2. Игры с правилами, сюжетно-ролевые игры: дошкольникам дается право по очереди руководить действиям воспитателями или других детей из группы.

3. Наблюдение, исследование, экспериментирование.

Познавательное развитие — сфера педагогического воздействия, направленного на повышение уровня любознательности детей, удовлетворение их познавательных потребностей и расширение системы детских представлений о мире: предметах и объектах окружающей действительности, о культуре родной нации, традициях, праздниках; о других народах, планете Земля и космосе.

При реализации комплекса познавательного развития дошкольников превалирует познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность. Рекомендуемые методы и приемы работы с детьми в ДОУ по ФГОС по направлению:

1. Все виды активности, основанные на принципе «вижу-действую»: наблюдение, экспериментирование, исследования, экскурсии.

2. Прием «Знаете ли вы? »: развивающие беседы, чтение познавательной литературы, проектная деятельность.

3. Коллекционирование, создание альбомов и выставок, проведение встреч с интересными людьми.

Речевое развитие — консолидация форм работы, способствующих скорейшему овладению дошкольниками средствами общения (развитие связной речи, обогащение словаря, совершенствование интонации и произношения, построение моно- и диалогических высказываний).

Приемы педагогической работы, способствующие речевому развитию дошколят, выполняются параллельно по трем направлениям:

1. Подготовка к письму: создание ритмических рисунков, штриховка, написание элементов букв в сетке, тренировка мелкой моторики.

2. Овладение речью как средством коммуникации: проведение артикуляционной гимнастики, расширение активного словаря в ходе знакомства с книжкой культурой, экскурсионной активности, подготовки выставок, проведения бесед на различные темы.

3. Подготовка к обучению чтению: дифференциация звуков, выявление последовательности звуков в словах, проведение звуко-буквенного анализа простых слов в игровой форме.

Художественно-эстетическое развитие — формирование ценностно-смыслового восприятия, базовых знаний дошколят о различных видах искусства, способности к восприятию действительности через призму эстетического оценивания, художественного вкуса. В контексте данного образовательного направления осуществляется всестороннее творческое развитие воспитанников.

В рамках художественно-эстетического воспитания дошкольников формы работы делятся по трем группам:

1. Изобразительная деятельность (создание коллективных творческих работ — панно, альбомов, выставок; освоение точечных приемов в ходе групповой и индивидуальной работы, знакомство с полотнами знаменитых художников).

2. Музыка (слушание лучших произведений детских композиторов, исполнительство — разучивание песен, знакомство с простыми музыкальными инструментами, театрализация, организация музыкальных праздников и развлекательных мероприятий.

3. Художественная литература (слушание высокохудожественных прозаических и поэтических произведений, неродных сказов, проведение книжных выставок).

Физическое развитие — образовательное направление, в рамках реализации которого осуществляется удовлетворение физиологической потребности дошкольников в движении, формирование опорно-двигательной системы, укрепление мышечного корсета, совершенствование общей координации движений, гибкости, мелкой моторики, становление ценностных установок касательно ведения здорового образа жизни.

Педагогическая работа предусматривает организацию безопасной и содержательной физической активности детей, соответствующей возрастным психофизическим особенностям, что достигается посредством создания условий для систематического выполнения воспитанниками простых движений (ходьба, прыжки, бег, повороты и другие комплексы, которые постепенно усложняются) с последовательным переходом от демонстрации к озвучиванию словесных команд.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...