3. Психолого-педагогические основы построения развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации.
3. Психолого-педагогические основы построения развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО – комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных и творческих способностей в организованном пространстве креативного поля, направленных на коррекцию отклонений в развитии детей (С. Л. Новоселова, В. А. Петровский, Л. М. Кларина). Учеными В. А. Петровским, Л. П. Стрелковой, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной и другими была разработана концепция построения развивающей среды для организации жизни детей в дошкольной образовательной организации. В данной концепции определены следующие принципы построения предметно-развивающей среды в ДОО: - принцип дистанции, позиции при взаимодействии предполагает установление контакта между детьми и взрослыми. Групповое помещение в соответствии с этим принципом должно быть разделено на три зоны: спокойную (учебная, «уголок уединения», уголок книги), средней интенсивности (театрализованная, музыкальная, зона конструирования), зона насыщенного движения (спортивный уголок); - принцип активности, самостоятельности, творчества предусматривает возможность проявления максимальной активности детей как в осуществлении самой деятельности, так и в создании условий для ее реализации (определять элементы среды, местоположение материалов, изменять внешний вид, оформление и т. д. ); - принцип стабильности – динамичности предусматривает при наличии стабильных элементов предметно-развивающей среды возможность ее изменения, как взрослыми, так и самими детьми в соответствии с календарно-тематическим планом, образовательными задачами, временем года, возрастными особенностями и предпочтениями дошкольников;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования: жизненное пространство дошкольника должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. В связи с этим данный принцип предполагает размещение материалов в определенных функциональных пространствах, позволяющих детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не препятствуя друг другу; - принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого предполагает оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. В этом случае предметно-развивающая среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления; - принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды направлен на визуальное оформление предметной среды. Данный принцип предполагает постижение детьми своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами; - принцип открытости – закрытости может быть представлен в нескольких аспектах: – открытость природе, проектирование, способствующее единству человека и природы (организация «зимнего сада», «зеленых комнат» и т. п. ); – открытость культуре (использование в оформлении интерьера группового помещения элементов культур – живописи, литературы, музыки); – открытость обществу (создание комфортных условий пребывания в дошкольной организации, поиск друзей, познание окружающего мира, новые открытия); – открытость своего «Я» (расширение круга общения, формирование представлений о себе).
- принцип учета половых и возрастных различий детей реализуется через организацию игровой деятельности, как мальчиков, так и девочек. Педагогические характеристики настроения развивающей предметно-пространственной среды. Воспитательно-образовательная система детского сада включает в себя и развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением простейших трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия по ознакомлению с окружающими ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и элементарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики и, наконец, ролевая игра. Психологические требования к построению развивающей среды. В исследовании С. Л. Новоселовой определены психологические требования к построению развивающей среды: - среда должна быть современна и отвечать основным положениям эргономики удобства развивающейся детской деятельности; необходимо обеспечить достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности; базисные компоненты среды должны быть сомасштабны и соотносимы с макро- и мнкропространством деятельности детей и взрослых; содержание среды должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления творческих способностей на основе амплификации (обогащения) предметной основы развития конкретных видов деятельности; среда должна учитывать возрастные особенности детей детского сада. По мнению С. Л. Новоселовой, предметная среда включает ряд базисных компонентов, необходимых для физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природная среда и объекты, культурные ландшафты (парк, сад), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др. Данные оазисные компоненты обеспечивают разнообразие детской деятельности по интересам, что создает возможность не только коллективной, но и индивидуальной деятельности (среда уединения). Социализирующую роль среды отмечает в своей концепции социального развития С. А. Козлова.
Во ФГОС ДО определяется, что развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|