36.Методическая работа в ДОО.. 37.Психологические основы управления дошкольным образованием.
36. Методическая работа в ДОО. . Методическая работа - в дошкольном учреждении - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом. В детских садах сложились определенные формы повышения квалификации воспитателей, однако, между различными видами методической работы часто нет должной связи, учета конкретных интересов и потребностей воспитателей. Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства. Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей и др. ), являются характеристики самого методического процесса: 1. СИСТЕМНОСТЬ - соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы. Цель: 1. повышение педагогического мастерства каждого воспитателя и педагогического коллектива в целом; 2. формирование индивидуальных методических систем отдельных воспитателей; 3. освоение новых педагогических технологий и др. Задачи - это подцели, способствующие реализации целей. Так, для повышения педагогического мастерства воспитателей необходимо решить следующие задачи: а) выявить исходный уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, т. е. уровень его знаний, педагогических способностей и умений; б) выработать у воспитателей потребность в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании;
в) развить гуманистическую направленность личности каждого воспитателя; г) развить педагогическую технику, т. е. организаторские, коммуникативные и другие умения. Содержание методической работы в дошкольном учреждении определяется поставленными целями и задачами с учетом результатов воспитательно-образовательного процесса данного ДОУ, уровня педагогического мастерства и квалификации воспитателей, зрелости и сплоченности конкретного педагогического коллектива. В содержание методической работы включаются следующие направления: · воспитательное, · дидактическое, · психологическое, · физиологическое, · техническое, · самообразовательное, · частно-методическое и др. Так, воспитательное направление предусматривает повышение квалификации воспитателей по вопросам теории и методики воспитания дошкольников в условиях личностного подхода и гуманизации воспитательного процесса. Дидактическое направление методической работы включает обновление знаний воспитателей по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей в ДОУ. Психологическое направление обеспечивает повышение квалификации воспитателей в области общей, возрастной и педагогической психологии. Физиологическое направление предусматривает занятия по общей и возрастной физиологии и гигиене. Сложность и многообразие целей и задач методической работы в современном дошкольном учреждении, разносторонний характер ее содержания, конкретные особенности каждого ДОУ требуют разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетания между собой. В последние годы ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, не могут гарантировать творческого подхода. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационную, ориентирующую и развивающую.
На основании опыта работы выделены специальные ситуации методического развития воспитателей.
37. Психологические основы управления дошкольным образованием. Первая теория " научного управления" была разработана в начале XX века Ф. Тейлором. Критикуя современную ему практику управления, он утверждал, что для того, чтобы быть эффективным, управление должно осуществляться на основе определенных законов, правил и принципов. По мнению Ф. Тейлора, развитие научной организации труда предполагает выработку многочисленных правил, законов, формул, которые заменят собой личное суждение индивидуального работника. Поэтому важнейшими элементами в механизме научно поставленного управления Ф. Тейлор считал четко поставленные задачи и премии. Почти одновременно с Ф. Тейлором предложил свою теорию управления француз А. Файоль. Его работа «Общее и промышленное администрирование», опубликованная в 1916 году, считается первой целостной теорией управления. Эта теория получила в дальнейшем название классической. Если в центре внимания Ф. Тейлора находилась рациональная организация труда исполнителей, то А. Файоль исследовал собственно управленческую деятельность и способы рациональной организации систем управления. Согласно его теории, управлять - значит предвидеть (т. е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действий), организовывать (т. е. строить двойной материальный и социальный организм предприятия), распоряжаться (т. е. заставлять персонал надлежаще работать), координировать (т. е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия), контролировать (т. е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям). А. Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его мнению, управлять означает предсказывать, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.
Цели, определяющие деятельность субъектов управления, адекватны целям и задачам педагогического процесса: развитие личности ребенка, формирование у него потребности в познании мира и самого себя, поэтому основным условием в деятельности ДОУ является признание всеми членами коллектива уникальности личности ребенка. Задача формирования личности ребенка - дошкольника наиболее успешно реализуется тогда, когда управленческие действия руководителя ДОУ сочетаются со стремлением педагогов оказать ребенку педагогическую поддержку в его развитии и становлении, совершенствовать методы работы, претворять в жизнь собственную управленческую концепцию образовательного учреждения. Реализация такой концепции в значительной мере зависит от совокупности принципов управления. " Под принципами управления понимаются основные положения, которыми руководствуется в своей деятельности субъект управления, осуществляющий ее в определенных социально-экономических условиях. " Принципы управления: - целеполагания, комплексности, демократизации, психологизации моделей обучения и воспитания. Все эти принципы являются руководством к действию в развивающем и развивающемся ДОУ, находятся в основе обновления его деятельности. В модели выделяем функции управления, которые отражают ход и последовательность управленческих действий, их завершенность: -информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую, планово-прогностическую, регулятивно - коррекционную, мотивационно-целевую. Управление педагогическим процессом в ДОУ на научной основе актуализирует проблему методов управления, которые обеспечивают координацию деятельности педколлектива при достижении поставленных целей. Методы управления в доу: - организационно-административные, психолого-педагогические, общественного воздействия. С помощью этой группы методов управления в ДОУ поддерживается внутренний распорядок, предусмотренный Уставом, осуществляется подбор и расстановка кадров, создаются условия для рациональной организации дел, требовательности и личной ответственности каждого сотрудника; психолого-педагогические методы направляют коллектив ДОУ на творческое решение стоящих задач; на основе этих организационно-административные методы управления реализуется при разработке и утверждении годовых планов, перспективной Программы развития ДОУ, решений педагогического совета, при инструктировании исполнителей в форме указаний, распоряжений, приказов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|