Основные показатели эффективности использования технологий организации и сопровождения деятельности образовательного учреждения по реализации инклюзивной политики и практики
На эффективность деятельности образовательного учреждения в направлении развития инклюзивной политики и практики влияет множество факторов, в том числе и эффективная работа всей междисциплинарной команды педагогов и администрации, а также деятельность координаторов по инклюзии. Перечислим основные, на наш взгляд, показатели эффективности данной работы. Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если: все дети, включенные в образовательный процесс, · показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков); · адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение; · получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.
Родители детей с ОВЗ · понимают, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду; · полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей; · проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении; · включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Родители всех детей, посещающих инклюзивный класс, · занимают активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье «особого ребенка», учителю, специалистам психолого-педагогического сопровождения.
Педагоги · принимают политику администрации образовательного учреждения по инклюзивному образованию; · реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов (индивидуальных планов или программ развития в дошкольных образовательных учреждениях);
· эффективно взаимодействуют с родителями, координатором по инклюзии, специалистами психолого-педагогического сопровождения; · имеют положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности; · имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его (в окружном ресурсном центре по развитию инклюзивного образования, окружном методическом центре, общественных организациях) и активно их используют в профессиональной деятельности.
Специалисты психолого-педагогического сопровождения · участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их одноклассников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; · действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы; · эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами (воспитателями и учителями); · администрация и специалисты сопровождения имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его (в окружном ресурсном центре по развитию инклюзивного образования, окружном методическом центре, общественных организациях) и активно их используют в профессиональной деятельности.
Руководители образовательных учреждений · создают условия для развития и поддержки инклюзивной культуры, формирования инклюзивных ценностей и соответствующей «укладности» учреждения; · занимают лидерскую позицию в формировании инклюзивной политики (стратегии) и тактики, развитии инклюзивной практики в педагогическом коллективе;
· понимают важность оказания поддержки сотрудникам, отвечающим за координацию работы, связанной с особыми образовательными потребностями.
Представители администрации образовательного учреждения · понимают свою роль по отношению к детям с ОВЗ и их родителям, связанную с их основным функционалом; · взаимодействуют с координатором по инклюзии по вопросам, связанным с эффективной организацией образовательного процесса; · совместно с другими членами коллектива реализуют инклюзивную образовательную политику; · разрабатывают и реализуют систему мониторинга деятельности образовательного учреждения в направлении инклюзивного образования; · владеют информацией о достижениях детей с ОВЗ, инновационной работе педагогического коллектива в деле развития инклюзивной практики.
Координаторы по инклюзивному образованию в окружном управлении образования, окружном ресурсном центре, окружном методическом центре, ППМС-центрах · своевременно получают информацию (статистическую и качественную) о детях с ОВЗ; · своевременно и оперативно получают запрос на ту или иную (организационную, методическую) поддержку педагогического коллектива образовательного учреждения, потребность в психолого-педагогическом сопровождении детей и (или) их родителей. Выводы Представленный в данном разделе актуальный российский опыт разработки организации и сопровождения инклюзивных образовательных процессов позволяет сделать следующие выводы: · Одной из наиболее эффективных технологий в организации и продвижении инклюзивного образования является создание ресурсных центров. В качестве носителя информационных, методических и человеческих ресурсов, такие ресурсные центры успешно объединяют вокруг себя всех участников инклюзивной ресурсной сети. Ресурсным центром может стать как специальная (коррекционная) школа, так и образовательное учреждение системы общего образования. · В проектировании инклюзивного образовательного пространства следует принять во внимание модель создания территориального (городского) ресурсного центра и окружных ресурсных центров по развитию инклюзивного образования, разработанную в городе Москве.
· Основой осуществления качественного психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании является междисциплинарная деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (консилиума) нового типа. Особенностью деятельности такой комиссии будет «инклюзивная» направленность, то есть деятельность, при которой задачей ПМПК станет подбор такой образовательной траектории, при которой включение ребёнка в инклюзивный образовательный процесс при учёте всех возможностей будет максимально полным и эффективным. · В инклюзивных школах и детских садах необходимо развивать деятельность «малых» консилиумов, которые позволяют координировать работу по включению ребёнка с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательный процесс на уровне учреждения, и оперативно решать возникающие в ходе этого процесса проблемы и задачи. · Развитие инклюзивного образования может стать успешным проектом местного управления образования и нескольких образовательных учреждений. · Вопросы кадрового обеспечения требуют создания нового направления повышения профессиональной квалификации. · В организации и сопровождении инклюзивных образовательных процессов усиливается роль профессионального педагогического сообщества. · Эффективность применения технологий организации и формирующейся инклюзивной практики в образовательном учреждении может быть отражена в определённых «маркерах» или показателях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|