Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансовое обеспечение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах и классах (общего типа). Опыт Архангельской области.




 

Проблема инклюзивного образования в Архангельской области обсуждается по инициативе общественных организаций с 2004 года.

 

В 2006 году в рамках проекта Департаментом образования мэрии города Архангельска проведен анализ бюджетных расходов на обучение детей, имеющих инвалидность. Результаты его были опубликованы в Общественном докладе о положении детей с инвалидностью в городе Архангельске в 2007 году.

 

Для проведения сравнительного анализа затрат на обучение детей, имеющих инвалидность, были использованы данные трех муниципальных общеобразовательных учреждений города Архангельска. В одной из школ дети с инвалидностью обучались в обычных классах, в другой – в специальных (коррекционных) классах, в третьей – в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната. Расходы на одного обучающегося ребенка во второй школе по сравнению с первой превышали в 2 раза, а в третьей – в 10 раз.

 

Значительная разница содержания ребенка в специальной (коррекционной) школе-интернате по сравнению с обычной общеобразовательной школой объясняется дополнительными расходами на содержание данной категории детей, с учетом времени пребывания в учреждении (дополнительное питание детей, обеспечение мягким инвентарем, материальными запасами и т.д.).

 

Вышеуказанные расходы не требуются в обычной общеобразовательной школе, но инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья требует дополнительных финансовых вложений:

· необходима система сопровождения ребенка с инвалидностью, как во время урока, так и на перемене (например, помощника учителя, логопеда и т.д.);

· с учетом сохранности интеллекта и особенности восприятия преподаваемого материала, нужны дополнительные занятия педагога с данным ребенком во внеурочное время;

· для успешного обучения ребенка с инвалидностью необходимо соответствующее повышение квалификации самого педагога, работающего с данной категорией детей;

· требуется специальное методическое обеспечение учителя, при необходимости и специальные учебники и учебные пособия для самого ученика.

 

Основным выводом проведенного анализа явилось заключение о том, что муниципальным общеобразовательным школам, в рамках существовавшего в то время финансирования на организацию учебного процесса, невозможно обеспечить необходимый подход к обучению детей с инвалидностью с учетом вышеперечисленных факторов.

 

Для обеспечения коррекционно-развивающей работы для детей, имеющих инвалидность, в муниципальных общеобразовательных школах было предложено несколько вариантов:

 

1) пересмотреть в предложенной областью методике расчета субвенции на реализацию общеобразовательных программ коэффициенты расчета в сторону их увеличения. Например, определить индивидуальный, более высокий коэффициент удорожания стоимости педагогической услуги на административно-управленческий, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал;

 

2) разработать отдельные нормативы финансовых затрат для расчета субвенций бюджетам муниципальных образований на реализацию основных общеобразовательных программ в общеобразовательных учреждениях, обучающих в том числе и детей, имеющих инвалидность, с учетом необходимых затрат;

 

3) применить нормативы финансовых затрат на реализацию основных общеобразовательных программ в коррекционных классах при обучении ребенка, имеющего инвалидность, в обычном классе общеобразовательной школы с учетом нормативной наполняемости классов для данной категории детей.

 

В результате совместной работы двух финансовых служб – Департамента образования мэрии города Архангельска и Управления образования Администрации Архангельской области, появилась отдельная методика расчета субвенций местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на организацию предоставления детям с инвалидностью не только бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях, но и дошкольного образования. В методике расчёта за основу была взята модель финансовых затрат, предусматривающая коэффициенты увеличения при расчете субвенций на обучение детей с инвалидностью.

 

Указанная методика была принята в качестве приложения к областному закону об образовании и таким образом получила статус областного законодательного акта.

 

В данной методике на каждой ступени общего образования введен коэффициент удорожания стоимости педагогической услуги (3,4) в зависимости от наличия специальных (коррекционных) образовательных программ, он рассчитывается исходя из численности детей с инвалидностью в муниципальных общеобразовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. При этом в прогнозируемой на очередной финансовый год среднегодовой численности детей с инвалидностью учитываются дети с инвалидностью, обучающиеся на дому.

 

Кроме того, применен коэффициент удорожания стоимости педагогической услуги за работу в специальном (коррекционном) классе (1,2).

 

Таким образом, норматив подушевого финансирования предусматривает существенное увеличение средств на обеспечение образовательного процесса для детей с особенностями развития, требующими специальных условий обучения, например, коррекционно-развивающих занятий или сопровождающего.

 

Что касается нормативов финансовых затрат и на организацию предоставления детям с инвалидностью бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, то здесь были учтены следующие моменты:

· нормативная наполняемость специальных (коррекционных) групп 12 человек (при нормативной наполняемости группы общего типа 20 человек);

· введен коэффициент удорожания стоимости педагогической услуги на административно-управленческий, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал 2;

· при расчете расходов на ежемесячные выплаты на приобретение книгоиздательской продукции педагогическим работникам берется повышенное количество педагогических ставок в расчете на одну группу, (при продолжительности пребывания ребенка с инвалидностью 12 часов в день, на одну специальную (коррекционную) группу – 3,0, в то время как при расчете на одну общеразвивающую группу – 2,0).

 

В 2007 году в связи с изменениями в федеральном законодательстве термин «дети-инвалиды» в областном законе был заменен термином «дети с ограниченными возможностями здоровья».

 

Достоинства и риски применения данной методики приведены в Таблице 1.

Таблица 1

Достоинства методики: Риски:
– обеспечивает обучение детей с особенностями развития в условиях образовательного учреждения общего типа по месту жительства, что способствует интеграции и успешной социализации;   – позволяет приобретать дополнительно специальное учебное оборудование, необходимое спортивное оборудование, книгоиздательскую продукцию, необходимую для детей с ограниченными возможностями здоровья (например, учебники для слабовидящих детей);   – позволяет привлекать специалистов в области специальной педагогики (тифлопедагога, сурдопедагога, логопеда) для занятий с детьми в общеобразовательные школы общего типа;   – дает возможность школе самостоятельно, в определенных бюджетным законодательством нормах, принимать решения о направлениях расходования средств для обеспечения специальных условий обучения. – использование дополнительных средств требует от руководителей образовательных учреждений определенной компетентности в сфере обучения (воспитания) детей с ограниченными возможностями здоровья;   – эффективность использования дополнительных средств в значительной мере зависит от количества детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении. Объем выделенных средств не так значим, если в классе (школе) обучается лишь один-два ребенка с особыми образовательными потребностями;   – коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги являются одинаковыми независимо от индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. Поэтому не исключена вероятность того, что администрация школы будет более охотно принимать детей, дополнительные затраты на обучение которых сравнительно невелики, чем тех, для которых требуются значительные расходы на создание необходимой образовательной среды.

После принятия бюджета на соответствующий финансовый год Департаментом образования мэрии города Архангельска, на основании данных о комплектовании учреждений, как школ, так и учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, каждому образовательному учреждению выделяются бюджетные ассигнования на обучение воспитанников и обучающихся, в том числе и на детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Целевое использование средств осуществляется на стадии предварительного и текущего контроля при осуществлении платежей за счет данных средств.

 

Для сведения, расходы областного бюджета на обучение 500 воспитанников и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья города Архангельска составили:

· в 2008 году – 29,4 миллиона рублей;

· в 2009 году – 40,0 миллионов рублей;

· в 2010 году – 40,4 миллиона рублей.

 

За счет данных средств осуществляется не только оплата труда педагогического персонала и работников системы сопровождения, но и приобретение материального обеспечения всего учебного процесса данной категории детей. Приобретается оборудование и материалы для уроков труда, специальная литература, учебники и т.д. Отдельные педагоги муниципальных общеобразовательных школ города Архангельска смогли повысить свою квалификацию по данному направлению работы. Особенно это актуально для педагогов двух школ города Архангельска, где обучаются незрячие и слабовидящие, поздноослепшие дети, и дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

 

Практические результаты от дополнительных субвенций из регионального бюджета на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных школах на примере МОУ СОШ № 5 города Архангельска см. Приложение № 4.1.

 

Выводы

 

Одним из факторов, способствующим развитию образовательной и социальной инклюзии детей с особыми потребностями, детей с ОВЗ, детей с инвалидностью должна стать новая модель финансирования школ. Республика Карелия, Архангельская область, приняли нормативы, которые являются частью подобной модели.

 

Рабочая группа при Администрации Главы Республики Карелия так же предложила разработать кластерную модель поддержки детей с особыми потребностями, которая заключается в следующем:

• постепенная реорганизация специальных школ в ресурсных центры, финансовые средства и кадровый состав которых можно использовать на развитие ресурсного обеспечения детей с особыми потребностями, обучающимися в общеобразовательных школах, включая систему социальной поддержки и сопровождения;

• делегирование большей части финансовых средств непосредственно школам, перенаправление потоков финансирования центров ПМСС и центров реабилитации детей с инвалидностью в общеобразовательные учреждения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...