Практика # 2: Деятельность общественной организации в городе Ухта (Республика Коми)
⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Лидирующую роль в продвижении инклюзивных подходов в образовании принадлежит Ухтинской городской организации Коми республиканской организации Всероссийского общества инвалидов (УГО КРО ВОИ). В городе налажено взаимодействие между госструктурами и общественными организациями. Общественной организации УГО КРО ВОИ удалось объединить усилия нескольких ведомств для решения задач по развитию инклюзивного образования и обеспечения доступа к образованию детей с особыми образовательными потребностями, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью.
При участии общественной организации в городе созданы и действуют: · Координационный Совет по инклюзивному образованию при руководителе администрации МОГО «Ухта»; · Ресурсный центр по инклюзивному образованию на базе УГО КРО ВОИ; · реестр детей с инвалидностью города Ухты, объединивший данные по различным ведомствам – образования, здравоохранения, социальной защиты; · Реализуется муниципальная программа «Социальная поддержка инвалидов», куда вошли блоки «Воспитание и образование детей с инвалидностью», действует программа «Школа для всех». В план работы управления образования города включены занятия по пониманию инвалидности для школьников, которые проводят молодые люди с инвалидностью – члены УГО КРО ВОИ.
Из интервью Маргариты Колпащиковой, председателя УГО КРО ВОИ, председателя Общественной палаты Республики Коми [13]: «Самая больная тема всех родителей, чьи дети – инвалиды, – это психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). С появлением организации «Особое детство» (Республика Коми) родители начали приглашать на заседания ПМПК ее председателя с целью защиты интересов ребенка. Безусловно, членам комиссии совсем не хочется видеть на своих заседаниях посторонних людей, которые будут вмешиваться в их работу и подвергать сомнению их вердикты. Поэтому они отказываются работать в их присутствии. Чтобы исключить подобные инциденты, нужно просто заранее написать письмо в ПМПК, в котором сообщить, что на заседании комиссии будет присутствовать представитель общественной организации инвалидов. Тогда и отказать будет невозможно: оснований нет. И еще один важный момент: это родители ребенка могут воевать и скандалить, а человек, представляющий интересы большой группы людей, должен быть дипломатом. Воевать иногда надо, можно судиться, можно писать в прокуратуру, но выяснение отношений должно быть на достойном уровне. Мы, люди, защищающие права многих людей, не должны быть персонами нон грата».
Практика # 3: Деятельность Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области.
В октябре 2006 года общественные организации инвалидов Архангельской области направили обращения в областной департамент образования, депутатам областного Собрания и в прокуратуру Архангельской области в которых выразили свою озабоченность тем, как решается вопрос о финансировании расходов на обучение детей с инвалидностью в школах города Архангельска и Архангельской области на 2007 год.
В результате прокуратурой Архангельской области в адрес администрации области и департамента образования области было направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере образования детей с инвалидностью, с учетом предложений внесенных Союзом общественных объединений инвалидов и рабочей группой были разработаны и внесены поправки в областной закон «Об образовании». Депутаты поддержали внесенные поправки и закрепили повышающий коэффициент 3,4 на выделение субвенции из областного бюджета на образование детей с инвалидностью в муниципальных школах.
Выводы
Представленная в разделе практика поддержки структурами гражданского общества инклюзивного образования показывает, что: · Институт Уполномоченных по правам ребенка может и должен играть значительную роль при развитии инклюзивных подходов в образовании, тем самым обеспечивая законные права детей с инвалидностью на получение образования в школах и детских садах по месту жительства вместе со своими сверстниками. · Развитие инклюзивного образования в регионах эффективнее осуществлять в партнерстве государственных структур и неправительственных организаций. · Особенно важна роль общественных объединений и Уполномоченных по правам ребенка в осуществлении контроля включения международных правовых норм в национальную правовую систему, регулирующую получение образования детьми с особыми образовательными потребностями, детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми с инвалидностью. · Успешной практике развития и продвижения инклюзивного образования способствует создание и объединенная деятельность Ассоциаций и Коалиций общественных организаций, в которые вовлекаются родительские группы и объединения, организации лиц с инвалидностью.
Заключение
Инклюзивное образование, как часть системы образования, позволяет полнее удовлетворять права детей на образование, социальное развитие и достойную жизнь.
При этом не существует инклюзивных школ как нового типа школ – существуют школы, реализующие практику инклюзивного образования.
Образовательное учреждение, в котором реализуются инклюзивные подходы, должно стать нормой, знаком современного уровня развития образовательной системы. Но это не означает, что должна быть уничтожена система специального (коррекционного) образования. Напротив, система специального образования также нуждается в интенсивном развитии, поскольку обеспечивает для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей право выбора образовательного учреждения. Кроме того, огромный потенциал системы специального образования является важным информационным и методическим ресурсом для системы общего образования, переходящей на принципы инклюзии.
24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, и тем самым взяла на себя обязательства по выполнению ст. 24 «Образование», в которой говорится, что реализацию права на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают через «инклюзивное образование на всех уровнях».
После ратификации Конвенции, инклюзивное образование в Российской Федерации должно стать законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, такие как определение механизма финансирования и создания специальных условий, определение принципов адаптации образовательной среды для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Данное обстоятельство ставит перед всеми участниками образовательного процесса трудные и ответственные задачи по построению не только инклюзивного образования, но и нового общественного уклада – инклюзивного общества, основанного на принципах гуманизма и свободного выбора.
Сегодня уже понятно, что социальная инклюзия – это магистральная линия развития нашего общества. Согласно ст.7, п.1 Конституции России, «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Внедрение инклюзивных подходов не может быть отдельной попыткой решения «проблемы инклюзивного образования», ориентированного только на детей с инвалидностью, – это часть более общей проблемы неравенства в образовании, которая касается детей из семей мигрантов, детей другой религиозной традиции, обеспеченных или бедных, из социально неблагополучных семей и сирот. «Проблема инклюзивного образования» не может быть решена локально: невозможно создать хорошие условия для детей с инвалидностью, и не создать богатой и разнообразной образовательной среды для других детей.
Поэтому инклюзивное образование дает большие возможности и открывает новые перспективы для социального развития общества. Это часть процесса социального развития, который актуален во всем мире. Развивая инклюзивные подходы в образовании, учителя, специалисты, руководители систем образования имеют хороший шанс для творческого взаимодействия, профессионального общения и совместного анализа результатов и достижений. Создаётся прекрасная возможность для обмена мнениями, выработки оригинальных концепций и идей, что является очень ценным для профессионального развития.
Поскольку огромная работа по реализации инклюзивных подходов в образовании начата в России относительно недавно, российский опыт показывает, что у всех, кто работает над задачей построения инклюзивного образовательного пространства, есть немалое количество вопросов.
Вот некоторые из них: – Каким образом при построении инклюзивного образовательного процесса создать условия наилучшего благоприятствования для каждого ребёнка? – Как наилучшим образом учесть и использовать в инклюзивной практике накопленный опыт системы специального образования? Развитие инклюзивных процессов не должно отрицательно влиять на развитие ребёнка, раскрытие его потенциала и возможностей социальной адаптации, ухудшать качество жизни семьи, воспитывающей ребёнка с особыми образовательными потребностями. – Как изменения механизма финансирования общей школы, процессы оптимизации могут влиять на формирование инклюзивной политики общеобразовательного учреждения?
Надеемся, что совместный поиск ответов на данные вопросы поможет дальнейшей реализации и воплощению идей и принципов инклюзии в образовании, построению инклюзивного общества. Глоссарий
Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, – в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. Из Закона города Москвы №16 от 28.04.2011г. «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»:
Инклюзивное образование – совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. Школы, реализующие практику инклюзивного образования – это школы, в практике деятельности которых и в организации процесса обучения учитываются особые образовательные потребности детей различных групп, в частности, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Инклюзивные школы помогают всем детям развиваться и находить свое место в обществе, притворяя в жизнь установку, что все дети способны учиться.
Ограничение возможностей здоровья – любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным. Ранняя помощь – семейно-ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего детского возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций либо отклонения от них, а также риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим таких детей. Специальные условия обучения (воспитания) – специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья невозможно (затруднено). Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Психолого-медико-педагогическое сопровождение – особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с его обучением и воспитанием, лечением, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности. Психолого-медико-педагогическое сопровождение предлагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной помощи, осуществляемой в процессе согласованной работы специалистов разного профиля: учителей, дефектологов, логопедов, психологов, медиков, социальных педагогов. Социальная защита – в широком смысле – деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав. Социальная защита – в узком смысле – комплексцеленаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Общеобразовательное учреждение реализует общеобразовательные программы различных уровней. В зависимости от уровня реализуемых общеобразовательных программ различают следующие виды общеобразовательных учреждений: начальные, основные, средние полные общеобразовательные школы, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи, гимназии. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения – это учреждения, создаваемые для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.
Специальные условия обучения (воспитания) – специальные образовательные программы, методы развития и обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, индивидуальные технические средства развития и обучения, а также психолого-педагогические, медицинские, социальные, транспортные и иные услуги, необходимые лицам с ограниченными возможностями здоровья для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями в целях развития социальной адаптации и интеграции их в обществе, приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и самостоятельной жизни. Специальная помощь – система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья к обучению (воспитанию) и/или сопровождение этих лиц и их родителей (законных представителей) в процессе обучения (воспитания) и обеспечивающих лицам с ограниченными возможностями здоровья специальные условия обучения (воспитания).
Индивидуальный учебный план – утверждённый в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и государственными федеральными требованиями план освоения лицом с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы, включающий сроки и график обучения для данного лица, а также условия аттестации. Обучение на дому – форма организации образовательного процесса для освоения общеобразовательных программ лицом с ограниченными возможностями здоровья, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим общеобразовательное учреждение, специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Список приложений: 1. Методические рекомендации «Междисциплинарное взаимодействие специалистов инклюзивного образования» Семаго Н.Я., Семаго М.М.
2. Модель деятельности территориального ресурсного центра развития интегрированного (инклюзивного) образования, Семаго Н.Я., Семаго М.М.
3. Приказ № 201-к от 06.06.2001 г. «О назначении кураторов в ООУ» Департамента образования г. Томска.
4. Приказ № 563 от 05.12.2003 г. «Об утверждении примерного договора о совместной деятельности по обучению детей с отклонениями в развитии в ООУ»Департамента образования г. Томска.
5. Примерный договор о совместной деятельности по обучению детей с отклонениями в развитии в общеобразовательном учреждении (г. Томск).
6. Положение о логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения. (г. Томск)
7. Заявка о создании экспериментальной площадки по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. (г. Томск)
8. Приказ № 1169 от 03.10.2008 г. «Об организации региональной экспериментальной площадки по инклюзивному образованию»Департамента общего образования Томской области.
9. Инструктивно-методическое письмо «О едином подходе к обучению детей с нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку» (г. Томск).
10. Индивидуальная образовательная программа на 2009-2010 учебный год ученика 1-го класса (г. Томск).
11. Учебная программа курсов повышения квалификации «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (48 часов). (г. Томск)
12. Приказ «Об организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ г. Томска»Департамента образования г. Томска.
13. Стандарты обеспеченности жителей Санкт-Петербурга» социальными услугами (III. Стандарты обеспеченности социальными услугами детей-инвалидов).
14. ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербурга от 22 июля 2008 года N 875 «Об отдельных мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О государственных стандартах социального обслуживания населения Санкт-Петербурга"
15. Анкета «Оценка качества жизни ребенка с особенностями развития», Санкт-Петербург.
16. Областной закон № 409-20-03 от 27.09.2007 г. «О внесении изменений и дополнений в отдельные областные законы в сфере образования» (Архангельская обл.)
17. Постановление № 1165 от 21.05.2010 «О присвоении статуса ресурсного центра по работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 16», г. Ухта, Республика Коми.
18. Постановление № 1169 от 09.06.2009 «О создании Координационного совета по инклюзивному образованию при руководителе администрации МОГО «Ухта», г. Ухта, Республика Коми.
19. Концепция развития инклюзивного образования в Центральном административном округе города Москва.
20. Локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность ГОУ ЦО № 1429, реализующего инклюзивное образование. (ЦАО Москва)
22. ПОЛОЖЕНИЕ о Сообществе специалистов инклюзивных дошкольных учреждений ЦОУО ДО г. Москвы
23. Проект Положения о деятельности государственного образовательного учреждения ЦАО Москвы в режиме Окружного Ресурсного центра по инклюзивному образованию.
24. Положение об организации деятельности инклюзивной группы государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования
25. ПОЛОЖЕНИЕ о диагностическом классе в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида
26. ПОЛОЖЕНИЕ О классах инклюзивного (включенного) обучения в общеобразовательном учреждении.
27. Положение об окружном совете по инклюзии в ЦАО Москвы.
28. Закон города Москвы №16 от 28.04.2010 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
29. Методические рекомендации по связи СКОУ и ОУ в вопросах сопровождения включённого ученика
30. Приказ Министерства образования Калининградской области «Об инновационной деятельности государственных областных специальных (коррекционных) образовательныхучреждений » [1] «Инклюзивное образование: право, принципы, практика». / Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. Отв. ред.: М.Ю. Перфильева. // М.: Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2009. [2] ЮНЕСКО. «Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех» / Перевод с англ.: С. Котова. Редакция: М. Перфильева. // Москва: Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2007. [3] «Развитие инклюзивного образования: сборник материалов». / Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова. // Москва: РООИ «Перспектива», 2007. [4] Подробнее – см. Приложение № 1.4 «Правовые основы инклюзии в образовании». [5] По данным Организации Объединенных Наций на 01 апреля 2011 года. [6] Газета «Здравствуй» – http://hello.perm.ru/pub/paper/438.htm [7] Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет» [8] Государственное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов «Пермский областной институт повышения квалификации работников образования» [9] Приказ Минобразования РФ от 18.10.1999 N 575 о создании Государственного научного учреждения «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» Министерства образования Российской Федерации» [10] Утверждена распоряжением Правительства Самарской области от 27 апреля 2005 г. №45-р «Об областной межведомственной комиссии по комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии»
[11] Институт Уполномоченного по правам ребёнка в России. Информационно-методическое издание. // М.: 2005. С.122. [12] http://www.un.org/russian/documen/convents/paris.htm [13] http://www.uhta24.ru/novost/?id=1275
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|