Блок 3 «Психолого-педагогический блок»
Блок 3 «Психолого-педагогический блок» 3. 1 Подготовка к изучению психолого-педагогических особенностей развития младших школьников В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов (мышление, интеллект, память, внимание, эмоции, воображение, восприятие и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Задача психолого-педагогического сопровождения: вооружить педагогов методами и приемами, которые позволяют выявить трудности в обучении и причины, лежащие в их основе. Психолого-педагогическое изучение детей младшего школьного возраста При психологическом обследовании выявляется: • актуальный уровень развития, • устанавливаются потенциальные возможности ребенка, • взаимозависимость процессов, обеспечивающих познавательную деятельность и влияющих на эмоционально-волевую сферу и личность, • интересы и потребности ребенка, • адекватность его притязаний, самооценки, • критичность по отношению к себе и другим; • сформированность коммуникативных функций. Виды педагогической диагностики. В зависимости от места диагностики в учебном процессе, объема заданий, времени, отводимого на проверку и числа учащихся, различают несколько видов диагностики: предваряющая, текущая, периодическая, итоговая. Предваряющая диагностика служит выявлению уровня знаний, умений и навыков и развития учащихся. Она осуществляется, как правило, в начале учебного года, чтобы определить знания важнейших элементов курса предшествующего учебного года во вновь скомплектованных классах, где учитель начинает преподавание, а также перед изучением нового раздела курса. Предваряющая проверка помогает учителю верно спланировать предстоящую работу, связать ее с тем, что учащимся уже известно. Учащимся этот вид проверки дает возможность мобилизовать уже имеющиеся знания и опыт для успешного усвоения нового материала. Кроме этого, предваряющая диагностика сочетается с компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов. Основные функции этого вида диагностики – контролирующая и корректирующая.
Текущая диагностика осуществляется учителем в ходе повседневной учебной работы в основном на уроке. Проводится в процессе изучения темы с целью проверки усвоения учащимися отдельных элементов учебной программы, способствует своевременному и качественному выполнению учебных заданий школьниками изо дня в день, а учителям дает возможность сразу видеть результаты своих усилий и вовремя корректировать работу. Основная функция этого вида диагностики – обучающая, стимулирующая, она выполняет роль постоянного стимула активности и интереса учащихся к знаниям. Периодическая диагностика проводится после изучения темы, раздела программы. Проводится с целью диагностирования качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Итоговая диагностика проводится после изучения курса или определенного этапа обучения (четверти, полугодия, учебного года). Целью диагностирования является определение уровня (качества) фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью.
3. 2 Подготовка к проведению тренингов в начальной школе.
Тренинг – урок активной мыслительной деятельности учащихся, формой организации которой является работа в парах, четвёрках. Данные уроки разрабатываются на основе социокультурного системного подхода в обучении. Проводятся на этапе закрепления знаний и способствуют корректировке основных понятий учащихся.
Психологические упражнения для тренингов детей младшего школьного возраста должны прорабатывать их основные внутренние проблемы и учить в будущем справляться с ними самостоятельно. В психологический тренинг для детей 7-9 лет следует включать: · актерские техники; · упражнения на релаксацию; · различные диагностические методики; · арт-терапию; · сюжетно-ролевые игры. Они помогут смоделировать различные ситуации и обыграть возможные варианты поведения. Для каждой конкретной группы детей, но советуем обязательно включить туда следующие пункты: · конфиденциальность; · право на личное мнение; · искреннее общение; · умение слушать = уважение к выступающему. Структура уроков – тренингов: 1. Постановка цели (каждый урок имеет свой эпиграф, осмысление которого происходит с помощью пережитого урока) Мотивация на работу подкрепляется в ресурсном кругу. Дети встают, берутся за руки. Каждый должен почувствовать поддержку, доброе отношение. Это помогает создать атмосферу доверия, взаимопонимания. - Девизом нашего урока являются слова: «Мы – самые дружные ребята! » - Прочитаем девиз хором - Какое слово здесь самое главное? - Прочитаем, выделяя это слово голосом 2. Самостоятельная работа, принятие собственного решения. Каждый получает карточку, которая содержит вопрос и 3 варианта ответов. На этом этапе ученик должен рассмотреть все 3 варианта ответов, сравнив их, сделать выбор и подготовиться к объяснению своему товарищу, почему он так считает. 3. Работа в парах (четверках). При работе в группе каждый должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему. 4. Выслушивание классом различных мнений. Предоставляется слово для высказывания разным группам. Учитель имеет прекрасную возможность отследить, насколько верно сформулировано понятие. 5. Экспертная оценка (после обсуждения учитель или ученик озвучивает верный вариант) 6. Самооценка. · внимательно ли ты слушал товарища · смог ли объяснить товарищу свой выбор · верно ли сделал выбор · что получилось, что нет · что нужно сделать, чтобы работа была успешной
7. Итог: (раскрытие тайны слов эпиграфа) Тренинги бывают коррекционные и развивающие: - Коррекционные тренинги. Их цель решить психологическую проблему обратившегося человека; помочь ему разобраться в себе и начать новую счастливую жизнь. - Развивающие тренинги. Эти тренинги проводят педагоги или психологи. Они направлены на развитие психологических процессов, эмоций, волевой сферы и развивает межличностные отношения. Требования к проведению тренингов: Ø оптимальное количество участников тренинга 20-25 человек; Ø соответствующее по размерам количеству участников тренинга помещение, где посадочные места расположены по «тренинговому кругу», что способствует активному взаимодействию его участников; Ø обязательность ознакомления участников в начале любого занятия тренинга с целями и задачами данного занятия; Ø проведение на первом занятии тренинга упражнения «знакомство» и принятие «соглашения» - правил работы группы; Ø создание дружелюбной доверительной атмосферы и ее поддержание в течение всего тренинга; Ø вовлечение всех участников в активную деятельность на протяжении всего тренинга; Ø уважение чувств и мнений каждого участника; Ø поощрение участников тренинга; Ø подведение участников тренером (преподавателем) к достижению поставленной перед ними цели занятия, не навязывая при этом своего мнения; Ø обеспечение тренером соблюдения временных рамок каждого этапа тренинга; Ø обеспечение эффективного сочетания теоретического материала и интерактивных упражнений; Ø обязательность подведения итогов тренинга по его окончании. Тренинг может состоять из одного или нескольких занятий, иметь различную продолжительность – от одного часа до нескольких дней. Структура и этапы для проведения тренингов: 1. Вначале тренер (преподаватель) должен обязательно сообщить участникам тему тренинга. 2. Затем проводится ознакомление участников с целью и задачами тренинга. Хорошо, если цели и задачи написаны и вывешены на видном месте. 3. Материалы и оборудование, необходимые для проведения тренинга готовятся заранее. К подготовке можно привлекать участников тренинга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|