Фронтальные. Логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. (3-й уровень). В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко
Серия «Практическая логопедия»
В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко
ФРОНТАЛЬНЫЕ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
(3-й уровень)
II период (декабрь, январь, февраль, март)
Москва
Издательство ГНОМ и Д 2002
ББК74. 3 К 64
В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко
К 64 Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. II период. Методическое пособие для логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. — 56 с. (Практическая логопедия)
ISBN 5-296-00165-6
В пособии представлены 28 планов фронтальных занятий: 14 по развитию речи и формированию лексико-грамматического строя и 14 по произношению и подготовке к обучению грамоте.
Занятия рассчитаны на детей 5-летнего возраста с ОНР 3-го уровня, но могут быть использованы в старших группах для детей с ЗПР.
В приложении дается минимальное количество наглядного материала, который обязательно дополняется «Дидактическим материалом по исправлению недостатков речи у дошкольников» Т. Б. Филичевой и Г. А. Каше.
ББК 74. 3
Рецензенты:
Борякова Н. Ю. — кандидат психологических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики и логопедии МГОПУ.
Чебуркова Н. К. — логопед ДОУ № 1622, логопед высшей категории, старший логопед-муниципального района Перово г. Москва.
ISBN 5-296-00165-6
© Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., 1999 © Оформление, рисунки ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2002
Издатель — А. Казаков
Ответственный за выпуск — М. Вишневская
Редактор — Е. Алифанова
Художник — Ю. Швецова
Оригинал-макет — С. Карасев
Обложка — В. Воскресенский
ООО «Издательство ГНОМ и Д»
103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 4, стр. 1, Тел. /факс (095) 207-13-96, 207-27-37, 282-71-30
Лицензия ИД № 00619 от 22. 12. 1999 г. Сдано в набор 10. 01. 99. Подписано в печать 30. 01. 2002. Печать офсетная. Объем 7 п. л. Формат 60x90/8. Тираж 20000 экз. (1 -ый завод 7000) Заказ № 4410
Отпечатано в ДПК, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, корп. 1
Введение
Уважаемые коллеги!
Данное пособие является продолжением «Фронтальных логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР 3-го уровня (I период)» и представляет собой попытку авторов последовательно изложить материал в соответствии с программным документом Министерства образования РСФСР «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» Т. Б. Филичевой и Г. И. Чиркиной.
Мы предлагаем вашему вниманию планы 28 фронтальных занятий на II период обучения. В зависимости от состояния речи детей, их интеллектуальных возможностей, познавательной активности, эмоционально-волевых особенностей материал фронтальных занятий II периода может укладываться как в одно двадцатиминутное занятие, так и быть разделен на два и даже три занятия, и предполагает предварительную подготовку и последующее закрепление.
В качестве наглядных средств максимально используются:
• «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у дошкольников» Т. Б. Фили-
чевой и Г. А. Каше;
• иллюстрации русских художников к русским народным сказкам и сказкам А. С. Пушкина;
• «Приложения» к фронтальным занятиям I u II периодов (номера картинок соответству-
ют номерам занятий). К занятиям по развитию речи номера картинок обведены кружком , к фонетическим — квадратом
Логопеду совместно с воспитателями и родителями желательно изготовить шапочки или маски к сказке «Три медведя» (занятие 7 по развитию речи ), предметные картинки к занятию 13 ( «Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» ) лучше заменить настольным театром, а вместо фланелеграфа в занятии 3 ( «Предлоги НА, С» ) можно использовать панно «Зимний парк», изготовленное коллективно детьми на комбинированном занятии по изодея-тельности (аппликация с рисованием).
Занятия II периода прошли первоначальную апробацию в старшей логопедической группе для детей с ОНР 3-го уровня (поступивших с ОНР 1 -го и 2-го уровня в среднюю группу ДОУ № 527) и в старшей группе для детей с ЗПР (ДОУ № 908).
Занятия проводились автором (КоноваленкоВ. В. ) и группой студентов-практикантов V курса дефектологического факультета отделения логопедии МГОПУ (Батыревой С. В., Гальчевс-кой Т. В., Донниковой И. В., Дъячковой АЛ., Еварафовой И. В., Зайцевой О. А., Лобановой М. Н., Музи-ной Н. Ю., Монаховой Е. А., Полей Я. Б., Сидоровой И. А.., Сухоненковой ИМ., Хамзиной Г. Р. ).
Надеемся, что пособие окажет помощь в практической работе начинающим логопедам дошкольных учреждений.
Желаем успехов! Авторы.
Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (II период)
Мес.
| №
| Тема занятия
| Лексико-грамматические игры и упражнения
| Связная речь
| Оборудование
|
Д е к а б р ь
|
| Количественные числительные два, две
| «Парные картинки», «Эхо», «Телеграф», «Что прибавилось? », «Телефон»
| Преобразование предложений по сюжетным картинкам. Договаривание предложений по предметным картинкам и карточке с цифрой 2
| Демонстрационная карточка с цифрой 2. Предметные картинки: снежинка, снеговик. Снегурочка, снегирь, синица, снежный ком, ель, сосна, заяц, медведь, шишка, подснежник, сова. Сюжетные картинки (парные)
|
| Предлог НА
| «Кого не стало? », «Путаница», «Скажи дальше», «Улетают — не улетают», «Подбери действия»
| Договаривание предложений по демонстрации действий с картинками на панно. Преобразование деформированной фразы. Самостоятельное составление предложений по 2 опорным предметным картинкам. Постановка вопросов к сюжетной картинке
| Предметные картинки: зимующие птицы; предметы-обстоятельства места: сугроб, трава, сосна, крыша, труба, пень, ветка, забор, скамейка, кормушка, крыльцо (на столах у детей). Сюжетная картинка (панно) «Зимний парк»
|
| Предлоги НА, С
| «Прилетели птицы в парк», «Кто с кем поменялся местами? », «Птицы улетают из парка»
| Договаривание предложений. Самостоятельное составление предложений с предлогами на, с по 2 опор-ным предметным картинкам с приставочными глаголами. Постановка вопросов с опорой на предметные картинки по образцу
| Предметные картинки: зимующие птицы (на столе у логопеда); предметы-обстоятельства места: крыша, сосна, земля в снегу, трава, труба, пень, ветка, кормушка, скамейка, забор, крыльцо (на столах у детей). Панно «Зимний парк» или флане-леграф
|
| Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам
| «Подбери признаки», «Подбери действия», «Подбери родственные слова», «Телефон», «Подбери предметы к признакам»
| Составление предложений по опорным словам. Составление предложений по 2 опорным предметным картинкам. Распространение предложений определениями. Заучивание короткого рассказа
| Пейзажная картина «Зима». Предметные картинки: мальчик, девочка, лыжи, санки, коньки, снеговик
|
Мес.
| №
| Тема занятия
| Лексико-грамматические игры и упражнения
| Связная речь
| Оборудование
|
Январь
|
| Предлоги НА, ПОД
| «Путаница», «Потерялись маленькие слова», «Подбери признаки», «Бегите ко мне»
| Составление предложений по картине с помощью вопроса Где сидела птица? Составление предложений по опорным предметным картинкам (самостоятельное). Выделение предлогов из отрывков из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина
| Сюжетная картина с прорезями «Дерево и птицы» (зимующие птицы в прорезях на дереве и под деревом). Предметные картинки на столах у детей (блок из 3 картинок): стол — собака, хлеб; стул — кошка, мышка; кровать — подушка, туфли; диван — кукла, мяч; скамейка — шапки, коньки. Текст «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина
|
| Родительный падеж множественного числа существительных
| «Запомни, повтори», «Кого не стало? », «Путаница», «Один — много», «Потерялись животные». Счет —Ь 40 (дом. животные и детеныши)
| Полные ответы на вопрос игры «Кого не стало! » Ответы с отрицательным словом нет. Догова-ривание предложений (дом. животные и их детеныши в родит, пад. множественного числа)
| Предметные картинки: кошки, собаки, свиньи, кони, козы, олени, коровы, овцы, верблюды, ослы, кролики.
Шапочки с изображением домашних животных и их детенышей. Колокольчик
|
| Пересказ сказки «Три медведя» с
опорой на серию картинок с элементами драматизации
| «Расставим картинки по порядку», «Кто где живет? », «У кого кто? », «Чего не хватает? », «Подбери признаки», «Подбери родственные слова». Счет— 1 ++ 10 (дикие животные и детеныши)
| Имитация голосов медведей (отраженно). Полные ответы на вопросы по содержанию сказки. Составление предложений (или подбор из текста) к каждой картинке из серии. Инсценирование отрывка из сказки
| Иллюстрации к сказке «Три медведя» с закрытыми деталями. Маски (шапочки) трех медведей и Маши. Текст сказки «Три медведя»
|
Мес.
| №
| Тема занятия
| Лексико-грамматические игры и упражнения
| Связная речь
| Оборудование
|
Февраль
|
| Род имен существительных
| «Что с чем поменяли местами», «Разделим пары», «Подбери картинку». Спряжение по образцу глаголов надевать (пальто), одевать (малыша)
| Составление предложений по предметной картинке, карточке с цифрой 1 с данным глаголом
| Предметные картинки: пальто, платье, шуба, костюм, рубашка, кофта, шарф, майка, плащ, халат; валенки, сапоги, туфли, тапки, сандалии, калоши, мужские шляпы, кепки, ушанка, вязаная шапочка, панамы, женская шляпка. Демонстрационная карточка с цифрой 1
|
| Понятие признак
| «Расставим картинки по возрасту людей», «Подбери признаки». Отгадывание персонажей по признакам. Выделение признаков из текстов с помощью вопросов. Узнавание сказки по отрывкам
| Постановка вопросов к предметным картинкам из серии и ответы на них
| Предметные картинки: серия от младенца до старушки, серия от младенца до старичка. Сюжетная картина «Семья». Текст «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина
|
| Признаки предметов, выраженные прилагательными
| «Потерялись слова», «Подбери признаки». Подбор признаков к предмету. Выделение признаков из текстов
| Договаривание предложений. Заучивание отрывков из стихов
| Демонстрационные игрушки: разноцветный резиновый мяч, плюшевый и резиновый мишка (двух размеров), кубик, матрешка. Текст стихотворения С. Я. Маршака «Мяч». Текст «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
|
| Пересказ отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке»
А. С. Пушкина с опорой на серию картинок
| «Расставь по порядку», «Отгадай, кто это». Отгадывание персонажей по отрывкам из сказки
| Ответы на вопросы к сказке. Пересказ отрывка с опорой на предметные картинки. Заучивание отрывков из сказки
| Предметные картинки: старик, старуха, невод, рыбка, прялка, корыто, землянка, изба.
Портрет А. С. Пушкина. Текст «Сказки о рыбаке и рыбке».
Серия иллюстраций к отрывку из сказки (заканчивается новой избой, полученной от рыбки)
|
Мес.
| №
| Тема занятия
| Лексико-грамматические игры и упражнения
| Связная речь
| Оборудование
|
Март
|
| Относительные прилагательные
| «Кто какой построил дом? », «Эхо». Счет— 1++ 10 — ледяная изба, каменное здание
| Развитие диалогической речи: полные ответы на вопросы, самостоятельная постановка вопросов
| Предметные картинки: бобры, Дед Мороз, поросята Ниф-Ниф и Наф-Наф; каменный дом, бревенчатый дом, ледяной дом, соломенная хижина.
|
| Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка»
по опорным предметным картинкам
| «Назови ласково», «Подбери признаки»
| Развитие диалогической речи (ответы на вопросы). Заучивание песенки петуха. Пересказ по цепочке с опорой на картинки
| Предметные картинки: лиса, заяц, собака, медведь, петух; избушка лубяная, избушка ледяная. Иллюстрации к сказке. Текст русской народной сказки «Заюшкина избушка»
|
| Относительные прилагательные
| «Соберем овощи в корзину, фрукты — в вазу», «Что с чем поменяли местами? », «Приготовим сок для Сони и Сани», «Напоим соком Соню и Саню»
| Составление предложений с относительными прилагательными в винительном и творительном падежах и использованием предлога из
| Предметы: ваза, корзина (на столе логопеда); муляжи фруктов и овощей; посуда: стеклянный стакан, бумажный стаканчик, фаянсовая чашка, глиняный кувшин, металлическая кружка. Предметные картинки: девочка Соня, мальчик Саня
|
Тема.
Занятие 1
Количественные числительные ДВА, ДВЕ
Цель: 1. Согласование количественных числительных два, две с существительными в роде.
2. Преобразование предложений по сюжетным картинкам.
3. Договаривание предложений по предметным картинкам и демонстрационной карточке с цифрой 2.
Оборудование: Демонстрационная карточка с цифрой 2 (выставлена на доске).
Предметные картинки: снежинка, снеговик, подснежник, снежный ком, снегирь, синица, сова, заяц, медведь, шишка, сосна, ель (I период), Снегурочка (пос. Т. Б. Филичевой).
Сюжетные картинки (пос. Т. Б. Филичевой и I период): парные:
Мальчик заливает каток. — 2 мальчика заливают каток.
Девочка пьет сок. — 2 девочки пьют сок.
Мальчик поливает цветы. — 2 мальчика поливают цветы.
Дельфин плавает в море. — 2 дельфина плавают в море.
Пингвин стоит на льдине. — 2 пингвина стоят на льдине.
Самолет летит в небе. — 2 самолета летят в небе.
Лебедь плавает в озере. — 2 лебедя плавают в озере.
одиночные:
Мальчик катается на лыжах. Паук плетет паутину.
Девочка катается на коньках. Мальчик катает девочку на санках.
План занятия
I. Припоминание и называние примет зимы в природе и зимних забав детей (сложная инструкция).
Воспользуйтесь поиском по сайту: