II.Игра «Подбери признаки» —обогащение лексики прилагательными и причастиями.
II. Игра «Подбери признаки» —обогащение лексики прилагательными и причастиями. Зима — холодная, суровая, морозная, метельная, вьюжная, длинная... Снег — белый, пушистый, мягкий, падающий, серебристый, сверкающий... Мороз — жгучий, трескучий, крепкий, сильный, злой... III. Игра «Подбери действия»— обогащение лексики глаголами. Снег — падает, кружится, лежит, покрывает, скрипит, хрустит, сверкает, искрится, тает... Ветер — дует, воет, свистит, бушует, завывает... IV. Рассматривание пейзажной картины «Зима». Вопросы: Какое это время года? Как вы догадались, что это зима? Какие приметы зимы вы видите на картине? V. Составление короткого рассказа «Зима». 1. Составление предложений по опорным словам с последующим распространением их определениями-прилагательными. Наступила зима. — Наступила (холодная, суровая, снежная... ) зима. Земля покрыта снегом. — Земля покрыта (белым, мягким, пушистым... ) снегом. Дети — мороз. — Дети не боятся (трескучего, жгучего, сильного... ) мороза. 2. Составление предложений по опорным предметным картинкам. Дети(девочка, мальчик) — снеговик. — Дети лепят снеговика. Дети — санки. — Дети катаются на санках. Девочка — коньки. — Девочка катается на коньках. Мальчик — лыжи. — Мальчик катается на лыжах. 3. Преобразование 4 предложений в одно с однородными членами с помощью вопроса Что делают дети? Дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, на коньках. 4. Определение эмоционально окрашенной концовки.
Детям весело зимой! VI. Заучивание рассказа. Наступила холодная, снежная, суровая зима. Земля покрылась белым, мягким, пушистым снегом. Дети не боятся трескучего мороза. Они катаются на санках, на лыжах, на коньках, лепят снеговика. Детям весело зимой! VII. Игра «Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем» (отгадывание зимних забав по имитации действий). VIII. Подбор родственных слов — игра в мяч. Снег — снежок, снежинка, Снегурочка, снеговик, снежный, снегопад, снегирь, подснежник. Зима — зимушка, зимний, зимующие, зимородок, зимовать. (При необходимости логопед помогает путем словотолкования. ) IX. Игра «Подбери предметы к признакам». Зимний — Зимняя — Зимнее — X. Итог. Закрепление вне занятия 1. Игра «Назови признаки». 2. Игра «Назови действия». 3. Игра «Телефон» (зимующие птицы). 4. Игра «Подбери предметы» (снежный, снежная, снежное, зимний, зимняя, зимнее). 5. Игра «Подбери родственные слова» (снег, зима, мороз). 6. Отгадывание и заучивание загадок о зиме. 7. Повторение стихов о зиме. Тема. Занятие 5 Предлоги НА, ПОД Цель: 1. Закрепление употребления и различение предлогов НА, ПОД. 2. Развитие слухового внимания и памяти. 3. Составление предложений по сюжетной картине и опорным предметным картинкам. Оборудование: Сюжетная картина «Дерево и птицы» (зимующие птицы на дереве и под деревом). Предметные картинки: стол — собака, хлеб; стул — кошка, мышка; кровать — подушка, туфли; диван — кукла, мяч; скамейка — шапки, коньки и т. д. Текст «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина. План занятия I. Сложная инструкция: положить ладони на голову, быстро вытянуть руки вперед ладонями вверх, положить левую ладонь под правую.
II. Игра «Бегите ко мне» — составление предложений по картине «Дерево и птицы» с помощью вопроса логопеда Где сидела птица? (после отбора предметных картинок): а) с предлогом ПОД; б) с предлогом НА. III. Составление предложений с предлогами НА и ПОД по 2 опорным предметным картинкам. IV. Физкультминутка с упражнением на развитие слухового внимания и памяти «Слушай, смотри — выполняй, не ошибайся! »: Ладони — на стол, под стул, на голову, под стол! И т. д. (Действия логопеда не совпадают с инструкцией. ) V. Выделение предлогов НА, ПОД из связного текста. Образец: В лесу метет метелица, По лесу снегом стелется. Зайцы бегали в лесу, Там заметили лису. Под сосной стоит лисица, На сосне сидит синица. Где стоит лисица? Где сидит синица? Отгадывание по отрывкам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Три девицы под окном Пряли поздно вечерком...
Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах...
За морем житье не худо, В свете ж вот какое чудо: Остров на море лежит, Град на острове стоит...
Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живет ручная, Да затейница какая!..
В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря...
Зажужжал он и как раз Тетке сел на левый глаз. Полетела над волнами И на берег с высоты Опустилася в кусты, Встрепенулась, отряхнулась И царевной обернулась: Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит...
Вот на берег вышли гости. Царь Салтан зовет их в гости.
Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце, С грустной думой на лице... Под окном Гвидон сидит, Молча на море глядит... VI. Итог. Закрепление вне занятия 1. Игра «Путаница» (замена предлогов в тексте). 2. Игра «Потерялись маленькие слова» (договаривание предлогов). 3. Упражнения с деформированной фразой. 4. Чтение «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина.
5. Игра «Подбери признаки» (царевна Лебедь —; князь Гвидон — и т. д. ). Тема. Родительный падеж множественного числа существительных Цель: 1. Закрепление образования и употребление родительного падежа множественного числа существительных. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие диалогической речи. 4. Закрепление словообразования названий детенышей домашних животных. Оборудование: Предметные картинки: кошки, собаки, свиньи, кони, козы, олени, коровы, овцы, верблюды, ослы, кролики. Шапочки с изображением домашних животных и их детенышей (можно заменить соответствующими картинками). Колокольчик.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|