Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 11. 3. Развитие диалогической речи. План занятия. Кирпичная. Белокаменные.. Парчовая.




Занятие 11

Тема. Пересказ отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина с опорой на серию картинок

Цель: 1. Знакомство с А. С. Пушкиным.

2. Развитие логического мышления.

3. Развитие диалогической речи.

4. Обучение краткому пересказу отрывка с опорой на иллюстрации.

Оборудование: Портрет А. С. Пушкина на доске.

Текст «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Серия иллюстраций к отрывку из сказки (заканчивается новой избой).

Предметные картинки: старик, старуха, невод, рыбка, прялка, корыто,

землянка, изба.

План занятия

I. Припоминание и называние героев сказок А. С. Пушкина. II. Слово логопеда об А. С. Пушкине.

III.      Чтение логопедом «Сказки о рыбаке и рыбке» (желательно наизусть).

IV.      Беседа по содержанию сказки с целью усвоения главной мысли поэта:

О ком эта сказка? Назовите персонажей сказки. Кто из персонажей вам нравится? Почему? Кто не нравится? Почему? Как наказана старуха? За что золотая рыбка наказала старуху? А старик наказан или нет? Давайте подумаем, кто бы мог больше всех нравиться самому поэту?

V.   Повторное чтение отрывка из сказки (для пересказа).

VI.      Беседа с целью усвоения сюжета отрывка:

Где жили старик со старухой? Сколько лет они жили в ветхой землянке? Чем занимался старик? Чем занималась старуха? Сколько раз старик закинул в море невод? С чем пришел невод 1-й, 2-й, 3-й раз? Какое случилось чудо? Как поступил старик? Что сказал он золотой рыбке? Перескажите его рассказ старухе о чуде. Как старуха забранила старика? Куда пошел старик? Что он попросил у рыбки? Обрадовалась ли старуха корыту? Что потребовала старуха после получения корыта?

VII.    Работа с серией иллюстраций к отрывку — «Расставь по порядку» (расстановка в соответствии с сюжетом).

VIII.   Третье чтение отрывка с делением его на части в соответствии с иллюстрациями.

IX. Отгадывание по отрывкам — «Отгадай, кто это» — какому персонажу принадлежат слова:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе»...


«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось»...

 

«Не печалься, ступай себе с богом,

Будет вам новое корыто»...

X.   Пересказ отрывка по цепочке с опорой на предметные картинки.

XI. Итог.

Закрепление вне занятия

1.   Чтение сказки.

2.   Заучивание повторяющихся выражений.

3.   Пересказ последующих отрывков.

4.   Игра «Назови признаки» (старика, старухи, рыбки).

5.   Игра «Отгадай, кто это» (по отрывку).

6.   Рисование иллюстрации к сказке.

Занятие 12

Тема.     Относительные прилагательные

Цель: 1. Словообразование и употребление относительных прилагательных, обозначающих материал.

2. Согласование относительных прилагательных с существительными в роде,
числе и падеже.

3. Развитие диалогической речи.

Оборудование: Предметные картинки: бобры, Дед Мороз, поросята Ниф-Ниф и Наф-Наф; бревенчатый дом, ледяной дом, соломенная хижина, каменный дом.

План занятия

I.         Припоминание названия жилища старика и старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке», подбор признаков (сложная инструкция).

II.   Словообразование относительных прилагательных, обозначающих материал, с использованием лексики «Сказки о рыбаке и рыбке».

Почему жилье старика и старухи называлось землянкой? (Находится в земле. ) — Его можно назвать земляным домом.

Рыбка дала старухе избу из бревен. — Ее можно назвать бревенчатая изба.

На избе труба из кирпича. Какая труба на крыше избы?

Кирпичная.

Ворота перед избой из дуба. Какие они? Дубовые.

Царские палаты (дворец) из белого камня. Какие палаты (дворец)?

Белокаменные.

Шапка (кичка) у старухи-дворянки из парчи. Какая кичка у старухи?

Парчовая.


Душегрейка (жилет) из соболей. Какая душегрейка? Соболья.

III. Игра «Кто какой построил дом? » — упражнение в словообразовании относительных прилагательных с опорой на предметные картинки.

Бобры строят плотину и дом из бревен — бревенчатую плотину, бревенчатый дом.

Дед Мороз строит мосты и дом изо льда ледяные мосты, ледяной дом. Ниф Ниф смастерил себе хижину из соломы — соломенную хижину. Наф-Наф построил дом из камней — каменный дом, а дверь сделал из дуба — дубовую дверь.

IV. Упражнение в употреблении косвенных падежей существительных с прилагательными в диалогической речи (полные ответы на вопросы):

В каком доме живете вы?

Почему ваш дом называется каменным (деревянным, панельным, блочным, кирпичным )?

V.   Физкультминутка.

VI. Игра «Эхо» — закрепление словообразования относительных прилагательных.

Дворец из белого камня

Дом из кирпича

Дом из блоков

Дом из панелей

Ворота из железа

Ворота из дуба

Шалаш из соломы

Бассейн из мрамора

Памятник из бронзы

Фигурка из воска

Набережная из гранита

Скульптура из гипса

Дворец из железа и бетона

Посуда из глины —

VII. Счет — 1--10 — каменный дом, ледяная избушка, соломенная хижина и т. д.  Упражнение в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе,
падеже.

VIII. Итог.

Закрепление вне занятия

1.   Внимательно рассмотреть дома на своей улице.

2.   Игра «Эхо» (словообразование относительных прилагательных).

3.   Счет — 1--10 — мраморная лестница, дубовая дверь и т. д.

4. Уметь назвать, какая лестница, какие перила, какая дверь, какая крыша, какие стены в вашем доме.

5. Инсценирование сказки «Три поросенка».


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...