Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IX. Итог. Закрепление вне занятия. 1.  Игра «4-й лишний». План занятия. папа —  младший брат —. бабушка —  старшая сестра —




IX. Итог.

Закрепление вне занятия

1.       Игра «4-й лишний».

2.   Игра «Подбери признаки» (одежда, обувь, головные уборы).

3.   Игра «Подбери предметы» (осеннее, - яя, - ий; зимний, - яя, - ее; летний, - яя, - ее; детский - ая, - ое).

4.   Игра «Назови ласково» («Большой-маленький»).

5.   Счет — 1--10 (туфля, сапог, кед, сандалия... ).

6.   Спряжение (надевать меховую шубу, цветную панаму; одевать малыша).


Тема.


Занятие 9 Понятие ПРИЗНАК


Цель: 1. Знакомство с понятием признак. Соотнесение с вопросами какой? какая? какое?

2. Подбор признаков к предметам с помощью вопросов.

3. Выделение признаков с помощью вопросов в отрывках из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина.

4. Развитие диалогической речи: постановка вопросов к предметным картинкам и ответы на них.

Оборудование: Серии предметных картинок:

от младенца до старушки; от младенца до старичка.

Сюжетная картина «Семья».

Текст «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина.

План занятия

I. Называние членов своей семьи. Уточнение, что это предметы (живые) и отвечают на вопрос кто? Подбор действия к каждому предмету.

II. Сообщение о том, что кроме слов-предметов (отвечают на вопросы кто? что? ) и слов-действий (отвечают на вопрос что делает? ), есть еще слова-признаки (отвечают на вопросы какой? какая? какое? ).

Любимая мама (какая? ) любимая признак.

Строгий папа (какой? ) строгий признак.

Маленькое дитя (какое? ) маленькое — признак.

III. Игра «Расставим картинки по возрасту людей»:

а) от девочки до бабушки (старушки) — I полоска;

б) от мальчика до дедушки (старичка) — II полоска;

в) постановка вопросов и ответы на них (к картинкам на I полоске вопросы задает логопед, на II — по аналогии дети).

Вопросы к серии предметных картинок:

Кто здесь самый маленький?

 


Кто молодой?

Какая девочка?

Какая женщина?

Какая бабушка?

Кто большой?

Кто взрослый?

Кто самый старший?

Кто самый младший?

Упражнение в развитии логического мышления, диалогической речи, употреблении признаков.

IV. Отгадывание персонажей сюжетной картины «Семья» по данным признакам.

1.   Рассматривание картины, называние членов данной семьи, уточнение, что это предметы (живые).

2.   Отгадывание членов семьи по данным признакам:

заботливая, трудолюбивая, самая красивая

сильный, строгий, большой

добрая, ласковая, старенькая

маленький, забавный, веселый

старый, мудрый, серьезный

грамотная, старательная, аккуратная

V.   Физкультминутка.

VI. Подбор признаков к предметам (с помощью вопросов):

а) знакомым по предыдущему упражнению:
мама —                            дедушка

папа —                             младший брат —

бабушка —                     старшая сестра —

б) ученик —

ученица —

воспитательница —

учительница —

в) квартира —                                     крыльцо —

дом —                                                       забор —

двор —                                                     дверь —

лестница —                                             потолок —

VII. Выделение признаков в отрывках из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» с помощью вопросов. Узнавание сказки по отрывкам.

В синем небе звезды блещут, (В каком небе? )

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет...

 

Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом...


Глядь — поверх текучих вод

Лебедь белая плывет...

 

Лишь ступил на двор широкий — Что ж?

Под елкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех...

VIII. Итог.

Закрепление вне занятия

1.   Игра «Подбери признаки».

2.   Игра «Отгадай предмет по признакам».

3.   Игра «Запомни, повтори» (по 4 признака к предмету).

4.   Выделение признаков из сказок А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке». Заучивание признаков.

Занятие 10

Тема. Признаки предметов, выраженные прилагательными

Цель: 1. Закрепление понятия признак.

2. Согласование признаков-прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

3. Подбор признаков к предметам из литературных текстов и добавление из личного опыта.

Оборудование: Демонстрационные игрушки: разноцветный резиновый мяч, плюшевый и резиновый мишка (2 размеров), кубик, матрешка. Текст стихотворения С. Я. Маршака «Мяч». Текст сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

План занятия

I. Подбор каждым ребенком признаков к предмету (кубик или матрешка), исключая повторение.

II. Подбор признаков к мячу из стихотворения С. Я. Маршака «Мяч».

1.    Чтение (желательно наизусть) логопедом стихотворения «Мяч» С. Я. Маршака.

2.    Выделение признаков к мячу из текста этого стихотворения {веселый, звонкий, желтый, красный, голубой).

3.    Добавление из личного опыта детей (рассматривание и действия с мячом): круглый, резиновый, упругий, мягкий, пустой внутри, прыгучий, большой (маленький).

III. Подбор признаков к мишке.

1. Припоминание и проговаривание стихотворения:

Мишка милый,                                               Весь из плюша

Мишка славный,                                            Мишка сшит,

Неуклюжий и забавный.                              Ватой пышною набит.

 


2.   Выделение из текста признаков к мишке: милый, славный, неуклюжий, забавный.

3.   Выделение (образование) не названных в тексте признаков:

Какой мишка, если он сшит из плюша? Плюшевый.

Какой мишка, если он набит ватой? Набитый ватой, ватный.

4.    Дополнение признаков из личного опыта (рассматривание двух мишек):

большой (маленький), толстый, коричневый, резиновый, мягкий, красивый, пушистый.

IV. Физкультминутка.

V.   Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

VI. Подбор признаков к предметам (по содержанию сказки).

Рыбка                                      — золотая, добрая, справедливая.

Старуха                                  — злая, грубая, сварливая, жадная, алчная.

Старик                                    — добрый, трусливый, безвольный, ленивый.

Землянка                              — ветхая, старая, дряхлая, дырявая.

VII. Игра «Потерялись слова» — добавление признаков-прилагательных в отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Жил старик со своею старухой

У самого {синего) моря;

Они жили в {ветхой) землянке

Ровно тридцать лет и три года...

 

Вот прошел он к {синему) морю.

Стал он кликать {золотую) рыбку...

 

Он в другой раз закинул невод —

 Пришел невод с травой {морскою)...

 

Как взмолится (золотая) рыбка!

 Голосом молвит {человечьим)...

 

Глядь: опять перед ним землянка.

На пороге сидит его старуха,

А пред нею {разбитое) корыто...

VIII. Итог.

Закрепление вне занятия

1.   Игра «Подбери признаки».

2.   Игра «Подбери предметы к признакам».

3.   Чтение сказок А. С. Пушкина.

4.   Подбор признаков к героям сказок А. С. Пушкина.

5.   Заучивание отрывков-рефренов из сказок А. С. Пушкина.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...