Теоретическая и технологическая функции педагогики.
Теоретическая и технологическая функции педагогики. Теоретическая функция: изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень); выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень); проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень)
Технологическая функция: - разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др. ), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень); -внедрение достижении науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень); -анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень) 2. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Педагогика — это разветвленная система наук о воспитании. Общая педагогика — отрасль педагогических знаний, исследующая фундаментальные законы обучения и воспитания. Она формирует методы воспитания и обучения, которые являются общими для всех возрастов и учебных учреждений. Ее составные части: общие основы, теория обучения (дидактика), теория воспитания, теория управления и организации в системе образования. Дошкольная педагогика — изучает закономерности в воспитании дошкольников. Школьная педагогика — исследует содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников. Педагогика высшей школы — разрабатывает изучение процесса воспитания и обучения в условиях вуза, специфика получения высшего образования. Специальная педагогика — дефектология. Особенности развития и закономерности воспитания и обучения детей с аномальным развитием, с психическими и физическими недостатками. Сурдопедагогика — обучение глухих, тифлопедагогика — слепых и слабовидящих детей, олигофренопедагогика — умственно отсталых детей, логопедагогика — исправление речи.
Педагогика развивается в тесной связи с философией. Философские науки помогают в определении смысла и целей воспитания, снабжают информацией о переменах в науке и обществе, что позволяет корректировать направленность воспитания. Анатомия и физиология помогают понять биологическую сущность человека, развитие высшей нервной деятельности. Огромно значение связи педагогики и психологии. Психологию интересует развитие психики, а педагогику — эффективность воспитательных воздействий, приводящих к намеченным изменениям в поведении и внутреннем мире человека. Каждый раздел педагогики опирается на соответствующий раздел психологии: дидактика — на теорию познавательных процессов и умственного развития; теория воспитания — на психологию личности. Это привело к появлению пограничных отраслей — педагогической психологии и психопедагогики. Очевидна связь педагогики с литературой, историей, географией, антропологией, медициной, экономикой и др. На стыке точных наук и педагогики возникли новые перспективные отрасли — кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика, и др.
3. Методология педагогики и её уровни. Наука сможет развиваться только при накоплении новых фактов. Для такого накопления необходимо наличие научно обоснованных методов исследований, на которые влияют комплекс теоретических принципов, именуемых методологией. Соответственно методологию педагогической науки рассматривают как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области педагогической теории и практики. Методология отвечает на вопрос, как достичь того или иного результата в познавательной или практической деятельности, ориентируясь на некоторую систему ценностей. Следовательно, это совокупность норм поведения, приводящих к определенным результатам в соответствии с целями, которые требуется достичь. Она может быть дескриптивной, изучающей, или нормативной.
Методология педагогики – это учение о педагогических знаниях (что изучать? ) /предмет, функции педагогики, взаимосвязь с др. науками, основные направления и перспективы развития/, учение о процессе познания (как изучать? ) /методы научно-педагогического исследования/, учение о процессе использования знаний (как применять? )/конкретные цели изадачи, разработка законов и закономерностей пед процесса, разработка принципов пед процесса, разр содержания воспитания и обучения, разр методов и приемов обуч и воспит/ Метод обучения (от др. -греч. μ έ θ ο δ ο ς — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Методология - учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета. Иссле́ дование — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения, воспитания и развития; методике организации учебно – воспитательной работы.
Источниками знаний, позволяющих обеспечить исследование методологически, являются: Выделяют 4 уровня методологии: Философия. Общие науки. Конкретные науки. Технологический уровень. – общефилософские положения и категории, дающие возможность рассматривать проблему через призму философских знаний; – общенаучная методология; – знания, полученные в результате методологических исследований в области педагогики; – специально-научные теории, которые могут стать средством методического обеспечения конкретного исследования;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|