8.Педагогический процесс как система и целостное явление. Специфика процессов обучения и воспитания.
8. Педагогический процесс как система и целостное явление. Специфика процессов обучения и воспитания. Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Сущность педагогического процесса состоит во взаимосвязанной совокупности обучения, образования и воспитания, направленной на достижение единой цели по формированию гармонично развитой личности. Все составляющие педагогического процесса находятся в тесной взаимосвязи. Так, доминирующей функцией воспитания является воспитание, функцией образования - образование, а функцией обучения, соответственно, обучение.
Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов: цель обучения (для чего учить); содержание учебной информации (чему учить); методы, приемы обучения, средства (как учить); преподаватель; учащийся. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь следующую структуру: Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы. Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и учащийся. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание – это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям.
Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы работы с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.
Педагогический процесс – это процесс трудовой, он осуществляется для достижения общественно значимых задач. Специфика данного процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников – педагогическое взаимодействие.
В педагогическом процессе очевидна общность процессов обучения и воспитания: процесс воспитания осуществляет функцию обучения, а процесс обучения невозможен без воспитания.
Они реализуют в единстве три основные функции: образовательную; воспитательную; развивающую.
Однако процессы обучения и воспитания имеют свою особенность. обучение идет впереди развития; Обучение и воспитание человека выполняют функции в формировании личности: в содержании обучения формирует знания умения и навыки; в содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил, идеалов, социально значимых отношений, ценностных ориентации, установок, мотивов, способов и правил поведения.
Процесс обучения, протекает в строго сформированной учебной группе, единой аудитории, по определенному учебному плану, строго по программам.
Процесс воспитания имеет лишь рекомендательное, примерное содержание и протекает в ходе общественной, политической, культурно-досуговой, спортивной, художественной,. В ходе воспитания чрезвычайно важное значение имеет влияние среды, средств массовой информации, которые нельзя учитывать при организации этого процесса.
9. Содержание образования и его социально-педагогические функции. Компетентностный подход к формированию содержания образования. Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, , которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.
Содержание образования является приоритетным структурным компонентом процесса обучения. Учитель взаимодействует с учащимися посредством содержания образования. От содержания образования зависят: 1) уровень культуры народа; 2) характер его мировоззрения; 3) общий уровень развития молодёжи; 4) подготовленность молодёжи к жизни и труду.
Важнейшие элементы содержания школьного образования
Одним из важнейших элементов содержания школьного образования являются научные знания о мире. Все знания (о природе, о культуре своего народа и всего человечества, о нормах морали, эстетике, труде, о самом себе) находятся в тесной взаимосвязи и все они в равной степени необходимы для успешной деятельности человека.
Второй элемент содержания школьного образования – умения и навыки. Умения подразделяются на три группы: 1) социальные (частные, предметные) умения, которые формируются в процессе изучения конкретных учебных предметов; 2) умения рациональной учебной деятельности (познавательные, навыки учебного труда); 3) интеллектуальные умения, представляющие ядро учебной деятельности. Это овладение операциями анализа и синтеза, обобщения и дифференциации и т. д.
Третий элемент содержания школьного образования – опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем. Этот элемент содержания образования обеспечивает развитие способностей у молодого поколения к дальнейшему развитию науки и культуры.
Четвёртый элемент – опыт эмоционально-ценностных отношений (убеждённость в истинности знания, мировоззренческих идей, положительное отношение к ним). Это сплав знаний, убеждений и практических действий.
Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|