14.Структурные компоненты процесса обучения.
14. Структурные компоненты процесса обучения. Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, часть целостного пед. процесса. Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся и призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающую функции. Функции: образовательная (ЗУН), воспитательная (мировозрение), развивающая. Образовательная функция – усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков. Воспитательная функция – формирование системы ценностно-эмоциональных отношений личности к миру и совокупности ее качеств. Развивающая функция – развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов. Данные функции процесса обучения недопустимо рассматривать как изолированно реализуемые. Они находятся в сложно переплетенных причинно-следственных связях, когда одна из функций является следствием другой и одновременно причиной третьей. Так, воспитание дисциплинированности, общественной активности создает условия для эффективности обучения. А обучение в свою очередь способствует воспитанию этих качеств. Структура. Процесс двусторонний: 1) преп-ние (д-ть уч-ля) 2) учение (уч-ка) Составные компоненты процесса обучения: Целевой (цели и задачи) Содержательный (определяется уч программой). Деятельностный (деятельность педагогов и учащихся) Результативный (оценка, самооценка) Все компоненты необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи. ==================================================================== Компоненты педагогического процесса: цель, содержание, деятельность и результат
Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего, и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, Деятельностный компонент - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество. Это организационно-управленческий компонент. Результативный компонент отражает эффективность протекания педагогического процесса, указывает на достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью. 15. Виды обучения и их характеристика. Вид обучения – это общий способ организации учебно-воспитательного процесса. Основными видами обучения являются: объяснительно-иллюстративное; проблемное; программированное; компьютерное. Объяснительно-иллюстративное обучение: объяснение в сочетании с наглядностью – его главные методы – слушанье и запоминание – ведущие виды деятельности учеников, точное воспроизведение изученного – главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение также называют традиционным. Проблемное обучение – его отличает организация обучения путём самостоятельного добывания знаний учениками в процессе решения учебных проблем. Важным элементом проблемного обучения является создание проблемной ситуации – мыслительного затруднения, которое переживают ученики, которое характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия. Проблемное обучение реализуется с помощью изложения сути проблемы, частично поискового (эвристического), поискового и исследовательского методов. I) учитель сам ставит проблему (задачу) и сам её решает при активном слушанье и обсуждении учениками (проблемное изложение материала).
II) учитель ставит проблему, а ученики самостоятельно или под его руководством решают ее (частично-поисковый метод). III) ученик ставит проблему, учитель помогает ему её решить. IV) ученик сам ставит проблему и сам её решает. Программированное обучение – (от термина «программа», что обозначает систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату). Основная цель ПО – улучшение управления учебным процессом. Особенности ПО заключаются в следующем: 1) учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы); 2) учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению; 3) каждый шаг завершается контролем; 4) при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении; 5) при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения; 6) каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе; 7) результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются и становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь); 8) учитель выступает организатором обучения и консультантом при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход; 9) в учебном процесс широко применяются специфические средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства и т. д. ). Положительная сторона этого вида обучения состоит в том, что позволяет установить прочную и обратную связи, развивает самостоятельность. Недостатком является то, что данный вид обучения не вскрывает самого хода, не стимулирует творчества. С программированным обучением тесно связано компьютерное. С помощью компьютеров, снабженных специальными обучающими программами возможно решать различные дидактические задания: предъявление, выдача информации, управление ходом обучения, контроль и коррекция результатов, выполнение тренировочных упражнений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|