Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

методы организации и осуществленияучебно-познавательной деятельности;




методы организации и осуществленияучебно-познавательной деятельности;

методы стимулирования и мотивацииучебно-познавательной деятельности;

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

 

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Источники Логика Мышление Управление
словесные, (Рассказ. Учебная лекция. Беседа). наглядные(метод иллюстраций -показ иллюстративных пособий. Метод демонстраций- демонстрация приборов, опытов, видеофильмов)и практические.   Индуктивные и дедуктивные- выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы —от частного к общему или от общего к частному. Репродуктивные и проблемнопоисковые Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя

методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению (охватывают методы учебной дискуссии, обеспечение успеха в обучении; познавательных игр, создание интересных ситуаций, создание ситуации новизны учебного материала, использование жизненного опыта учащихся)

Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении (Предполагается объяснение школьникам, студентам общественной и личной значимости учения; выдвижение требований, соблюдение которых означает выполнение ими своего долга; поощрения добросовестного выполнения учебных обязанностей; оперативный контроль за выполнением требований и, в случае необходимости, -указание на недостатки, замечания)

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Методы устного контроля и самоконтроля            Методы письменного контроля и самоконтроля           

Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля

 

Индуктивное Индуктивным методом решаются многие физические задачи, особенно когда учитель считает необходимым самостоятельно подвести учащихся к усвоению некоторой более обобщенной формулы. Недостаток индуктивных методов обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.

Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений. Такой подход позволяет ученикам раньше усваивать знания общего и абстрактного характера и уже из них выводить более частные и конкретные знания.

Репродуктивный метод предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем или другим источником учебной информации. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу.

Проблемно-поисковые методы применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно-поисковых методов обучения учитель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Ученики, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.

 

 

18. Критерии выбора и сочетания методов обучения.

Выбор методов обучения в современной дидактической системе зависит от целей и задач обучения, степени сложности, новизны и содержательности учебного материала, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе, профессиональных возможностей самого учителя.

 

КРИТЕРИИ ВЫБОРА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕМ.

Выбор методов обучения не может быть произвольным. Выбирая тот или иной метод обучения, учителю необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Прежде всего определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс.

В педагогической литературе выделены следующие факторы, влияющие на выбор методов обучения:

1) цели и задачи обучения;

2) возраст учащихся;

3) уровень подготовленности учащихся и мотивации учения;

4) количество и сложность учебного материала, время обучения;

5) материально-технические и организационные условия обучения;

6) взаимоотношения между учителем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда;

7) уровень подготовленности учителя.

Например, в начальных классах предпочтительнее использовать такие методы как рассказ, беседу, метод демонстрации; в средних классах – беседу, предметную наглядность, схемы, диаграмы, графики. со значительной степенью обобщенности. По мере взрасления у учащихся изменяются особенности протекания познавательной деятельности. Абстрактно-теоретическрое мышление начинает доминировать над логическим. Репродуктивный характер познавательной деятельности начинает эволюционировать в проблемно-поисковую. Это требует введения в урок методов самостоятельного добывания знаний, методов творческого поиска ответов и решений на поставленные вопросы. Зная сравнительные возможности методов обучения, учитель с целью усиления творческой деятельности учащихся может в процессе урока осуществлять замену одних методов другими.

 

Связь средств и методов обучения неоднозначна: средства обучения чаще всего могут использоваться в сочетании с различными методами. И наоборот, для использования одного метода можно подобрать несколько различных дидактических средств. В заключение отметим, что успех обучения не достигается каким-то одним методом или средством: требуется их комплексное применение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...