Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.Логика педагогического исследования. Методы педагогического исследования.




4. Логика педагогического исследования. Методы педагогического исследования.

Педагогическое исследование представляет собой особый научно-исследовательский процесс, призванный улучшить систему образования усовершенствовать существующие методики обучения, повысить качество образования на всех ступенях (от ДОУ и школы до СУЗов и ВУЗов).

Любое исследование имеет определенную логику, включающую в себя последовательность задач и способов их решения.

Логика педагогического исследования

Данная категория призвана упорядочить все действия исследователя. Логика педагогического исследования предполагает, что организатор осуществляет все мероприятия в строгой последовательности. Притом каждое из реализованных действий привносит свои особенности, условия и изменения. Все запланированные сценарии должны быть логичными, следовать одно за другим.

 

Логика педагогического исследования строится по следующему алгоритму:

 

Подготовительный шаг.

На этом этапе автор научного изыскания должен определиться с темой, выделить интересующую его и в то же время актуальную проблему, ознакомиться с популярными и действующими методиками, теоретическими аспектами, а затем выдвинуть собственное предположение-решение.

 

В ходе «подготовки» необходимо обосновать выбранную тему, подчеркнуть проблему исследования и необходимость ее решения.

 

Исследовательский шаг.

Здесь автор научной работы должен ознакомиться с существующими принципами и теориями, а затем провести собственный эксперимент для подтверждения или опровержения выдвинутой им гипотезы. Важно, чтобы ход исследования был подробно расписан, а все полученные информационные данные приложены к работе в полном объеме.

 

Здесь организаторы чаще всего прибегают к практическим (эмпирическим) методикам исследования: наблюдение, эксперимент, опрос, математическое моделирование, статистическая обработка материалов и пр. Важно собрать максимально полную теоретическую и практическую базу.

 

Аналитический шаг.

Данный этап предполагает анализ полученных результатов, сравнение с действующими стандартами, подведение итогов относительно проверки гипотезы, а также разработка рекомендаций.

 

Здесь исследователю важно описать ход научного изыскания, отметить наиболее важные моменты, указывающие на истинность или ложность его идеи.

 

Метод –путь познания, способ построения и обоснования научного знания.

Методы педагогического исследования – способы (приемы, операции) изучения педагогических явлений, получения новой информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Подразделяются на три группы: на эмпирические (методы изучения педагогического опыта-сбор информ: анкетирование, изучение работ уч-ся, шк документации, пед эксперемент), теоретические (методы теоретического исследования- логические методы обобщения информ полученных эмпирич путём: индукт дедукт) и математические методы (статистические) ранжирование, регистрация, шкалирование.

 

 

Традиционно-педагогическими методами, которыми пользовались ещё Платон, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, считают наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, беседы.

Методы исследования, заимствованные из других отраслей знания, – это эксперимент, тестирование, анкетирование, социометрический метод, ранжирование, шкалирование, моделирование.

 

Наблюдение – наиболее доступный метод изучения педагогической практики. Под ним понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение бывает научным и обыденным (житейским).

Признаки научного наблюдения: целенаправленность, систематичность, комплексность, аналитический характер.

Наблюдение может быть непрерывное и дискретное; широкое и узкоспециальное.

Достоинства метода:

- возможность изучать предмет в естественных условиях;

- возможность изменить ситуацию или намеренно создать новую.

Недостатки метода:

- трудоёмкость и продолжительность;

- влияние субъективных факторов.

 

5. Личность как субъект образования и развития. Факторы и условия развития личности.

Предметом педагогики как науки является личность. Поэтому большое значение для данной науки имеет, прежде всего, уяснение сущности таких понятий как «индивид», «человек», «личность», «развитие», «формирование», «социализация».

Индивид (от лат. единичность) — это отдельный представитель человеческого рода безотносительно к его качествам, как бы частное от общего.

Индивидуальность - включает в себе то особенное, что отличает одного человека, от другого, одну личность от другой, что придает ей своеобразную красоту и неповторимость, и обуславливает специфический стиль её деятельности и поведения.

Личностью становятся в процессе развития. Как личность человек формируется в социальной среде, в результате целенаправленного воспитания.

Исходя из рассмотренных понятий, содержание развития человека мы можем представить следующим образом:

Содержание развития человека
Индивид
Биологическое становление: – анатомо-физический рост организма; – развитие нервной системы, мозга; –половое созревание; – проявление темперамента; – развитие задатков
Индивидуальность
Психическое развитие: – развитие восприятия; эмоций; интеллекта, мышления; потребностей; воли, характера; склонностей
Личность
Социальное становление: – интересов; – переживаний и стремлений; – сознания и речи; – мотивация; – способностей

 

Процесс развития человека сложен, противоречив и длителен по времени.

Развитие – это взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, происходящих во всех структурных компонентах человека. (созревание человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его нравственности, мировоззрения, общественно-политических взглядов и убеждений).

Человек развивается и формируется как личность под влиянием следующих факторов:

-наследственности (биологический фактор)

-среды

-воспитания (социальные факторы)

-собственной деятельности человека

 

К. Д. Ушинский. Он высказал мнение о том, что человек сам принимает участие в формировании своего характера, своей личности; участвуя в различных видах деятельности (умственной, трудовой, общественной, техническо-творческой и т. д. ) человек преобразует окружающую действительность и самого себя. Для педагогической практики это положение имеет чрезвычайно важное значение: если педагог хочет обучить или воспитать ребенка, он должен привлечь его к соответствующей учебной, трудовой, художественно-эстетической и т. д. деятельности. Деятельность может быть активной и пассивной. Из этого следует, что процесс развития личности по существу является процессом саморазвития, а все внимание (воспитательные и средовые воздействия) это лишь средство, механизм запуска этой активности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...