6.Особенности развития и воспитания детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
6. Особенности развития и воспитания детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Полный цикл индивидуального развития человека в течение всей его жизни называется онтогенезом. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определённого периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Педагогическая периодизация 1. Младенчество (от рождения до 1 года) – этап «доверия к миру». Характеризуется интенсивным ростом, развитием и совершенствованием всех систем организма. 2. Преддошкольный возраст, или раннее детство (от 1 года до 3 лет) – этап «самостоятельности». Ребёнок осваивает моторные акты – ходьбу, бег, прыжки. К трём годам у него формируется активное отношение к предметам окружения, бурно развивается речь и закладывается словарный запас. 3. Дошкольный возраст, или первое детство (от 3 до 6 лет) – этап «выбора инициативы». Ребёнок осваивает элементы абстрактного мышления, начинает помнить себя. Ведущая деятельность – игровая. Испытывает сильную потребность в саморазвитии, активно познаёт мир. 4. Младший школьный возраст, или второе детство (6-10 лет) – этап «мастерства». Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни. Замедляется рост, заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению; интенсивно развивается мышечная система; совершенствуется нервная система, развиваются функции больших полушарий головного мозга, быстро развивается психика, преобладает процесс возбуждения.
Познавательная деятельность преимущественно проходит в процессе обучения. Мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому, во взаимосвязи с речью. Память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Младшие школьники податливы, внушаемы, доверчивы, склонны к подражанию. 5. Средний школьный возраст, подростковый (10-15 лет) Бурное развитие организма, усиленный рост тела в длину, повышенная возбудимость, вспыльчивое и раздражительное поведение, неуклюжесть. Внимание избирательно, мышление становится критичным, чувства преднамеренны и сильны. Это возраст катастроф. 6. Юношеский возраст (15-21 год) – этап самоопределения «мир и я». Заканчивается половое созревание, идёт активный процесс социализации, характерны процессы «акселерации» и «ретардации».
Акселерация – ускоренное физическое развитие и физиологическое созревание. Ретардация – отставание в умственном развитии, его несоответствие уровню физической зрелости. 7. Педагогическая культура педагога. Аксиологический компонент в структуре педагогической культуры.
Педагогическая культура педагога (воспитателя) - это такая обобщающая характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками. Культура педагога (воспитателя) выполняет ряд функций, включающих: -передачу знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения; -развитие интеллектуальных сил и способностей, -формирование эстетического отношения к действительности; -укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.
Профессиональные умения включают: информационные, организаторские, коммуникативные, прикладные, умения владения педагогическими техниками,
постановки цели, анализа и самоанализа, воспитательная работа. Одной из основных целей образования является компетентность человека. Компетентность ─ способность человека адекватно и глубоко понимать реальность, правильно оценивать ситуацию, в которой приходится действовать, и правильно применять свои знания. В сфере образования различается профессиональная и общекультурная компетентность. Профессиональная компетентность ─ способность человека решать проблемы в своей профессиональной области. Общекультурная компетентность ─ это компетентность человека за пределами его профессиональной сферы. К важным профессиональным качествам педагога можно отнести: владение методикой преподавания учебной дисциплины (предмета); психологическая подготовка; педагогическое мастерство и владение технологиями педагогического труда; организаторские умения и навыки; владение технологиями общения и ораторского искусства; научная увлеченность; любовь к своему профессиональному труду (радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущие требования к себе, к своей педагогической компетентности); высокая эрудиция; высокий уровень культуры; информационная культура; профессиональный потенциал; стремление постоянно повышать качество своего труда; К личностным качествам педагога относятся: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, организованность, настойчивость, человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, справедливость, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм.
Составляющими компонентами профессионально-педагогической культуры является аксиологический, технологический и личностно-творческий. Аксиол -направлен на понимание и значимости пед труда. Включает: проф знания, интеллектуальный уровень, рост и развитие педагога, овладение зн умен технологиями. Личн творч- проявляется в способностях, интересах, внешнего вида, культуры
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|