Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.Особенности развития и воспитания детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.




6. Особенности развития и воспитания детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Полный цикл индивидуального развития человека в течение всей его жизни называется онтогенезом. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития.

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определённого периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.

Педагогическая периодизация

1. Младенчество (от рождения до 1 года) – этап «доверия к миру».

Характеризуется интенсивным ростом, развитием и совершенствованием всех систем организма.

2. Преддошкольный возраст, или раннее детство (от 1 года до 3 лет) – этап «самостоятельности».

Ребёнок осваивает моторные акты – ходьбу, бег, прыжки. К трём годам у него формируется активное отношение к предметам окружения, бурно развивается речь и закладывается словарный запас.

3. Дошкольный возраст, или первое детство (от 3 до 6 лет) – этап «выбора инициативы».

Ребёнок осваивает элементы абстрактного мышления, начинает помнить себя. Ведущая деятельность – игровая. Испытывает сильную потребность в саморазвитии, активно познаёт мир.

4. Младший школьный возраст, или второе детство (6-10 лет) – этап «мастерства».

Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни. Замедляется рост, заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению; интенсивно развивается мышечная система; совершенствуется нервная система, развиваются функции больших полушарий головного мозга, быстро развивается психика, преобладает процесс возбуждения.

Познавательная деятельность преимущественно проходит в процессе обучения.

Мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому, во взаимосвязи с речью.

Память имеет по преимуществу наглядно-образный характер.

Младшие школьники податливы, внушаемы, доверчивы, склонны к подражанию.

5. Средний школьный возраст, подростковый (10-15 лет)

Бурное развитие организма, усиленный рост тела в длину, повышенная возбудимость, вспыльчивое и раздражительное поведение, неуклюжесть.

Внимание избирательно, мышление становится критичным, чувства преднамеренны и сильны. Это возраст катастроф.

6. Юношеский возраст (15-21 год) – этап самоопределения «мир и я».

Заканчивается половое созревание, идёт активный процесс социализации, характерны процессы «акселерации» и «ретардации».

 

Акселерация – ускоренное физическое развитие и физиологическое созревание.

Ретардация – отставание в умственном развитии, его несоответствие уровню физической зрелости.

7. Педагогическая культура педагога. Аксиологический компонент в структуре педагогической культуры.

 

Педагогическая культура педагога (воспитателя) - это такая обобщающая характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками.

Культура педагога (воспитателя) выполняет ряд функций, включающих:

-передачу знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения;

-развитие интеллектуальных сил и способностей,

-формирование эстетического отношения к действительности;

-укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.

 

Профессиональные умения включают: информационные, организаторские,

коммуникативные, прикладные, умения владения педагогическими техниками,

постановки цели, анализа и самоанализа, воспитательная работа.

Одной из основных целей образования является компетентность человека.

Компетентность ─ способность человека адекватно и глубоко понимать реальность,

правильно оценивать ситуацию, в которой приходится действовать, и правильно

применять свои знания.

В сфере образования различается профессиональная и общекультурная

компетентность. Профессиональная компетентность ─ способность человека решать

проблемы в своей профессиональной области. Общекультурная компетентность ─ это

компетентность человека за пределами его профессиональной сферы.

К важным профессиональным качествам педагога можно отнести: владение

методикой преподавания учебной дисциплины (предмета); психологическая подготовка;

педагогическое мастерство и владение технологиями педагогического труда;

организаторские умения и навыки; владение технологиями общения и ораторского искусства; научная увлеченность; любовь к своему профессиональному труду (радость при

достижении воспитательных результатов, постоянно растущие требования к себе, к своей

педагогической компетентности); высокая эрудиция; высокий уровень культуры;

информационная культура; профессиональный потенциал; стремление постоянно повышать качество своего труда;

К личностным качествам педагога относятся: трудолюбие, работоспособность,

дисциплинированность, ответственность, организованность, настойчивость, человечность,

доброта, терпеливость, порядочность, честность, справедливость,

доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм.

 

Составляющими компонентами профессионально-педагогической культуры является аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Аксиол -направлен на понимание и значимости пед труда. Включает: проф знания, интеллектуальный уровень, рост и развитие педагога, овладение зн умен технологиями.
техноло- использован информационных и образовательн технологий.

Личн творч- проявляется в способностях, интересах, внешнего вида, культуры

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...