Документы, определяющие содержание школьного образования
Документы, определяющие содержание школьного образования К основным документам, в которых находит своё материальное выражение содержание школьного образования, относятся: 1) образовательный стандарт; 2) учебный план; 3) учебная программа; 4) учебники. Компетентностный подход к обучению в отличие от традиционного системно деятельностного подхода отражает требования не только к содержанию образования (что должен знать, уметь и какими навыками владеть выпускник), но и к способностям применять знания, умения и навыки для решения задач профессиональной деятельности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятель-ность. Основные характеристики творческого урока: Исследовательский метод и вид деятельности; Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний конт-роль; 10. Документы, определяющие содержание школьного образования на разных уровнях. Основными документами, определяющими содержание образования, являются гост учебный план, учебная программа, учебная литература. Гос образов стандарт- включает максимальный объём учебной нагрузки уч-ся, требования к уровню подготовки выпускников. Учебный план - это утвержденный министерством образования документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок прохождения предметов по годам обучения, количество часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах. На основе учебного плана по всем предметам составляются учебные программы.
Учебная программа - это утвержденный министерством образования документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся. Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе (школьные учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений и т. д. ) Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре соответствует учебной программе и предмету. Функции учебника (Д. Д. Зуев): - информационная функция - обеспечение школьников необходимой и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение. - трансформационная функция состоит в том, что материал в учебнике, преобразуясь с учетом возрастных особенностей учащихся и дидактических требований, становится доступным для них, но не исключает проблемности и возможности его творческого освоения; - систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета; - функция закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля проявляется в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов; - интегрирующая функция заключается в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук; - координирующая функция способствует привлечению в процессе работы над материалом других средств обучения (карт, иллюстраций, диапозитивов, натур);
- развивающе-воспитательная функция состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на учащихся, формировании в процессе работы над ним таких качеств как трудолюбие, мыслительная активность, способность к творчеству; - обучающая функция учебника проявляется в том, что работа с ним развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для саморазвития. 11. Предмет и задачи дидактики. Предпосылки и условия становления дидактики. В широкое употребление термин «дидактика» ввел великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), опубликовавший в 1657 г. в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика». Я. А. Коменский определял дидактику как «всеобщее искусство всех учить всему». Дидактика Коменского построена на идее природосообразности воспитания (человек есть часть природы и, следовательно, подчиняется ее универсальным законам). Главная задача дидактики, по Коменскому, заключалась в том, чтобы раскрыть тот «естественный порядок вещей» в обучении, который всегда приводит к успеху. Предметом дидактики является обучение, понимаемое как единый процесс преподавания и учения. Задачи дидактики: описание и объяснение процесса обучения, условия его реализации; разработка и организация процесса обучения; новые обучающие системы и технологии. Основные понятия дидактики: преподавание — деятельность педагога; учение — деятельность обучающихся; обучение — взаимодействие педагога с учениками. Дидактика – это теория обучения, которая исследует содержание, методы и формы организации обучения. Предметом дидактики является обучение, понимаемое как единый процесс преподавания и учения. Дидактика рассматривает процесс обучения в его неразрывном единстве с воспитанием учащегося.
Дидактика отвечает на 2 основных вопроса: «Чему учить? » «Как учить? » Этот вопрос касается отбора содержания принципов, методов, обучения, разработки форм и средств образовательных стандартов, обучения, технологий учебных планов и программ обучения. Для чего обучать? — определяет Цели образования, Чему обучать? — Определение содержания образования, разработка образовательных стандартов, учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу. Как обучать? — Отбор дидактических принципов, методов и форм обучения, способствующих эффективности педагогической деятельности. Основные категории дидактики: Преподавание – процесс деятельности преподавателя в ходе обучения, направленный на передачу учащимся знаний, умений и навыков. Учение – процесс познавательной деятельности ученика в ходе обучения. Обучение – такая познавательная деятельность, в которой учащиеся по руководством учителя овладевают ЗУН, развивают свои познавательные способности, формируют мировоззрение. Обучение рассматривается как единство двух процессов – преподавания и учения. Образование - система приобретенных в процессе обучения ЗУН, способов мышления. Знания – это усвоенная учебно-познавательная информация (факты, правила, законы, закономерности). Умения – сформированная у учащихся способность совершать действия на основе полученных знаний. Навыки – автоматизированные умения (быстрое и безошибочное выполнение). Форма обучения – способ внешней организации процесса обучения (это урок, лекция, семинар, экскурсия, домашняя работа). Цель обучения – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены усилия. Содержание обучения (образования) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения. Метод обучения – способ достижения цели и задач обучения. Средства обучения – предметная поддержка учебного процесса; это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения; это разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения (учебники, компьютеры и т. д. ). -- Результаты обучения – это то, к чему приходит обучение, следствие учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|