12.Процесс обучения как специально организационный процесс взаимодействия учителя и обучающихся.
12. Процесс обучения как специально организационный процесс взаимодействия учителя и обучающихся. Обучение – специально организованный процесс общения, управляемый педагогом. Процесс обучения является двусторонним: с одной стороны деятельность учителя как преподавание, с другой – деятельность учащихся как учение.
Преподавание определяется как система действий учителя, направленная на организацию условий для учебно-познавательной деятельности обучаемых. Учитель: – формирует конкретные задачи обучения; – определяет содержание учебного материала, подлежащего усвоению; – планирует свою деятельность и деятельность обучаемых по усвоению уч. материала; – выступает в роли важнейшего источника знаний и умений; – организует активную деятельность учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками, используя необходимые методы, приемы, средства; – стимулирует работу учеников; – контролирует, оценивает, корректирует совместную деятельность и результаты учеников.
Следовательно, учитель с помощью планомерно создаваемых разнообразных учебных ситуаций управляет процессом учения обучаемых.
Учение – это целенаправленная, мотивированная регулируемая деятельность по восприятию, осмыслению и применению системы знаний, в результате которой происходит развитие и воспитание обучающегося. Учебная деятельность предполагает: познавательную активность, интерес к познанию; самостоятельность (умение выбрать нужные действия); готовность проявить организованность, усидчивость, работоспособность; результативность (достижение цели, выполнение поставленных задач, удовлетворение потребности в познании).
Результаты учения: -приобретение знаний (усвоение новой порции учебной информации); -развитие умений (общеучебных и специальных); -развитие творческих способностей; -формирование личностных качеств (аккуратность, внимательность, дисциплинированность, уважительное отношение к другим людям, целеустремленность и т. д. ). Компоненты процесса обучения: целевой, содержательный, деятельностный, результативный.
В соответствии с этим положением основными категориями дидактики являются: цель, содержание, метод, средство, форма, результат. Цель – то, к чему стремится обучение, будущее, на достижение которого направлены его усилия. Содержание – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, норм эмоционально-оценочного отношения к миру, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения. Метод – путь, способ достижения цели и задач обучения. Средство – предметная поддержка учебного процесса (слово педагога, его речевая и экспрессивная культура, учебники, классные доски, раздаточный материал, наглядные пособия, и т. д. ). Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Результат – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели. Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. 13. Функции процесса обучения. Воспитание и развитие учащихся в процессе обучения. Сущность обучения заключается в передаче школьникам социального опыта, тех знаний, что накоплены человечеством. Но знания нельзя просто передать, их нельзя получить, они могут быть только приобретены в результате активной деятельности ученика. Необходимы активность и взаимодействие обоих участников учебного процесса, поэтому процесс обучения характеризуется двусторонностью. С одной стороны, в нём выступает учитель (педагог), который излагает программный материал, а с другой – учащиеся, для которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом. Между обучающими и обучающимися происходит активное, целенаправленное взаимодействие. Французский физик Паскаль верно подметил: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности.
Обучение – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений (И. Ф. Харламов). Функции обучения Образовательная функция состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений и навыков и ее использование на практике. Воспитательная функция обучения вытекает из его содержания, форм и методов и реализуется посредством организации общения учителя и учащимися. В процессе обучения при усвоении содержания образования формируются взгляды, убеждения, отношения, качества личности.
Правильно организованное обучение способствует реализации его развивающей функции, которая предполагает развитие речи, мышления, памяти, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Обучение как специфический процесс познания, управляемый педагогом, предполагает включение учащегося в познавательную деятельность. Для организации учебного процесса необходимо хорошо знать те внутренние структурные компоненты, из которых он состоит. Выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный. 1. Целевой – чёткое определение целей обучения. 2. Потребностно-мотивационный – формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения. 3. Содержательный – определение содержания учебных занятий. 4. Операционно-деятельностный – организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. 5. Эмоционально-волевой – придание процессу обучения эмоционально-волевого характера. Эмоциональность обучения означает такой характер организации учебной работы, при котором у учащихся пробуждается интерес и внутреннее влечение к активной учебно-познавательной деятельности. 6. Контрольно-регулировочный – регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности. 7. Оценочно-результативный – оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|