16.Закономерности и принципы процесса обучения.
16. Закономерности и принципы процесса обучения. Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные. Закономерности, охватывающие своим действием всю дидактическую систему, называются общими. Те же, действие которых распространяется на отдельный компонент (аспект) системы, — частными (конкретными). Закономерности общие и частные К общим закономерностям обучения современная педагогика относит следующие:
Закономерность цели, Закономерность содержания: нельзя преподавать алгебру детям младшего школьного возраста, поскольку содержание алгебры как математической области базируется на знаниях арифметики, которая на данном этапе детьми еще не полностью изучена. Закономерность качества обучения: качество обучения – это удовлетворение потребностей обучающихся как будущих профессионалов и общества, Закономерность методов обучения (или дидактическая закономерность) предполагает зависимость от владения педагогом методов и приемов обучения, постановки его целей и задач, критериев отбора учебного материала, а также изучаемого предмета, возраста учащихся и уже имеющегося у них уровня подготовки. Закономерность стимулирования обучения Такими стимулами могут, к примеру, быть желание овладеть той или иной профессией, углубить свой уровень владения иностранным языком, поступить по окончании школы в то высшее учебное заведение, которое ученик желает, К частным закономерностям обучения современная педагогика относит следующие: Дидактические Гносеологические закономерности Организационные закономерности: Эффективность обучения зависит от организации. Лишь такая организация обучения является хорошей, которая развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность.
Принципы обучения – положения, на которые надо опираться при преподавании основ наук. Они отражают основные требования к организации обучения, деят-сти уч-ля и уч-ся. Принципы — основные положения, определяющие содержание, формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями. Основополагающие принципы обучения. 1. Принцип научности опора на науку как источник системы фактов, понятий и зако-ей, изучаемых в школе по соответствующим предметам. 2. Принцип проблемности обусловлен учебно-познавательной деятельностью. 3. Принцип наглядность обучения основан на особенностях развития мышления. виды наглядности: естественная наглядность; иллюстративные пособия; графические пособия; различные аудиовизуальные средства. 4. Принцип активности и сознательности обусловлен двусторонним характером процесса обучения, когда активен и деятелен ученик. 5. Принцип доступности обучения. Сущность данного принципа сводится к тому, чтобы изучаемый материал был доступен по уровню трудности, но требовал определенных усилий для его усвоения. 6. Принцип систематичности и последовательности обучения усвоение знаний в таком порядке, когда новая информация опирается на предшествующую, уже усвоенную, и в свою очередь определяет следующий этап познавательной работы. 7. Принцип прочности обучения предполагает такую проработку учебного материала, когда он становится достоянием учащихся: частью их сознания, основой поведения. 8. Принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Необходимость тщательного продумывания конкретных образовательных, развивающих и воспитательных задач; подбор фактического материала, позволяющего глубоко осмысливать изучаемый материал, развивать мышление и творческие способности, способствовать формированию мировоззрения и нравственно-эстетической культуры; выбор методов обучения, которые активизировали бы мышление, самостоятельность, обеспечивали бы глубокое овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями; реализация тесной связи теории с практикой, обучения с общественно-полезной деятельностью и производительным трудом.
Принципы обучения выполняют нормативную функцию. Это означает, что они не просто советуют или подсказывают учителю, как ему действовать, а являются руководством к действию через правила. Правило – это описание деятельности учителя и ученика в определенных условиях, это алгоритм действий в конкретной ситуации для достижения намеченной цели. 17. Понятие о методах, приемах обучения. Подходы к классификации методов обучения. Учебный процесс – это единство содержания, приемов, методов и других организованных форм обучения. Метод -способ деятельности, направленной на достижение определенной цели. Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение комплексных задач учебного процесса.
Метод обучения состоит из методических приемов. Методический прием – это структурный элемент метода, его деталь. Так, например, лекция – это метод обучения, а вот приемы, активизирующие внимание учащихся и облегчающие восприятие учебного материала: сообщение плана лекции; запись учащихся базовых понятий темы; показ учителя; риторический вопрос и т. п. Существуют различные подходы к классификации методов обучения. Наиболее известные классификации методов обучения – это классификации: 1) по источнику знаний; - наглядные; словесные; практические. 2) по дидактическим задачам; - приобретения знаний; формирования умений и навыков; применения знаний на практике; закрепления знаний; проверки знаний, умений. 3) по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся- объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый; исследовательский.
Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю. К. Бабанским. В ней выделяются три большие группы методов обучения:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|