26. Диагностика в обучении.
В процессе обучения педагог использует различные методы и средства обучения с целью усвоения информации. Чтобы узнать, насколько понят и освоен материал, можно ли переходить к следующей теме, необходима регулярная проверка знаний обучающихся. От верной постановки проверки знаний зависит успех процесса обучения.
Одним из важнейших компонентов учебного процесса, наряду с содержанием, методами, организационными формами учения и преподавания, средствами обучения, является контроль и оценка результатов, достигаемых обучаемыми в образовательном процессе. Учет объема и уровня сформированных знаний и умений является обязательной процедурой в образовании.
В разные исторические этапы были недостатки в контроле и оценке знаний, поскольку не все педагоги знали методы проверки знаний, допускали субъективный подход к оценке, были слабо знакомы с контингентом учащихся. До революции в России была принята шестибалльная система оценки знаний от нуля до пяти. После упразднения «нуля» все реже ставили «единицу», а потом и «двойку». Вместо пятибалльной системы оказалась трехбалльная. Российская академия образования предложила двенадцатибалльную систему оценок, в которой «1» – «спасайте», а «12» – «ура», появился одаренный ученик. Затянувшаяся на двадцать лет образовательная реформа вряд ли скоро внедрит новую шкалу оценок, поэтому педагоги ищут стимулы повышения роли пятибалльной системы оценок:
выставление оценок с «плюсом» и «минусом»; к цифровым оценкам добавляются словесные; в дневнике пишется обращение к родителям. Диагностика — это процедура точного определения результатов образовательного процесса. Диагностирование определяет направления предполагаемых изменений дидактического процесса.
Диагностика включает в себя: контроль, проверку знаний, оценивание; сбор и накопление статистических данных, их анализ; прогнозирование дальнейших результатов учебной деятельности, выявление динамики, предполагаемых изменений в дидактическом процессе.
контроль – выявление, измерение и оценивание знаний и умений. Проверка – часть контроля для выявления и измерения уровня и качества обученности, объема учебного труда учащихся. В понятие контроля входит оценивание (как процесс), и оценка (результат) Оценка – средство стимулирования и влияния на личность. Систематический контроль способствует воспитанию дисциплинированности, организованности обучающихся, помогает прийти к установленному темпу и ритму, развивает волевые качества.
Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность и наглядность. Объективность – это дружеское отношение педагогов ко всем обучаемым при объективном оценивании знаний. Систематичность – контролирование на всех этапах дидактического процесса всех обучаемых при комплексном использовании форм, методов и средств контроля. Наглядность – открытые испытания всех обучаемых по одинаковым критериям с наглядной, публичной оценкой знаний.
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.
Система проверки знаний состоит из следующих звеньев: предварительное выявление уровня знаний в начале учебного года; текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы; повторная проверка, как и текущая, должна быть тематической для укрепления знаний;
периодическая проверка знаний по разделу курса для диагностирования качества усвоения и обобщения; итоговая проверка и учет знаний в конце обучения; комплексная проверка способности применять знания ряда предметов для решения практической задачи. Три основные функции проверки: Контролирующая – основная для выявления состояния знаний, умений, навыков перед продвижением в обучении. Обучающая – сопутствующая контролирующей, поскольку при ответе товарища идет самоконтроль, повышается активность в повторении материала и появляется возможность для дополнительного объяснения педагога. Воспитывающая – тоже сопутствующая, так как приучает к систематической работе, дисциплинирует, вырабатывает волю и привычку к самостоятельной подготовке, уверенность в себе и ответственность. Эти три функции дают основные требования к выбору методов проверки знаний.
Современные виды модульного обучения используют рейтинговый контроль, который имеет ряд преимуществ: – контроль одновременно средства обучения и обратной связи; – развернутая оценка результатов отдельных звеньев контроля обеспечивает его надежность; – реализует мотивационную и воспитательную функции.
В настоящее время широкое распространение получило тестирование, что позволяет вырабатывать быструю реакцию на вопросы, ускоряет процесс проверки, обеспечивает высокую объективность, развивает логическое мышление, целенаправленность, точность, лаконичность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|