Критерии выбора методов обучения
Критерии выбора методов обучения При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями: 1. Соответствие методов принципам обучения. 2. Соответствие целям и задачам обучения. 3. Соответствие содержанию данной темы. 4. Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); 5. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения. 6. Соответствие возможностям самих учителей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, личностными качествами учителя и пр. 19. Средства обучения: назначение, характеристика, классификация. Методы обучения реализуются с помощью определенных средств. Под средствами обучения (дидактическими средствами) понимаются источники и носители учебной информации, а также приспособления, облегчающие ее передачу учащимся. Средства обучения, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также служат для побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся. Средства обучения подразделяются на средства преподавания (для учителя) и средства учения (для учащихся). Первые представляют собой предметы, которыми пользуется учитель для более эффективной реализации целей образования. Вторые – это необходимые орудия учебного труда учащихся, например, школьные учебники, тетради, письменные принадлежности. Все средства обучения разделяются на материальные и идеальные.
Идеальные средства обучения Материальные средства обучения
На уровне урока И- произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература); - средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи) - учебные компьютерные программы по теме урока; М- отдельные тексты из учебника, пособий и книг; - отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников На уровне предмета И - система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др. ); - искусственная среда для накопления навыков по данному предмету (бассейн для плавания, М- учебники и учебные пособия; - дидактические материалы; - методические разработки На уровне всего процесса обучения - система обучения; - методы обучения; - система общешкольных требований - кабинеты для обучения; библиотеки; столовые, буфеты; медицинский кабинет; помещения для администрации и педагогов; раздевалки;
20. Характеристика классно-урочной системы. Сущность урока как основного элемента классно-урочной системы. Классно-урочную систему обучения отличают следующие особенности:
- постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); - каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения); - учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); - каждый урок посвящается только одному предмету (монизм); - постоянное чередование уроков (расписание); - руководящая роль учителя (педагогическое управление); - применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Классно-урочная система обучения имеет несомненные достоинства: отличается строгой организационной структурой: регламентированным режимом учебной работы; экономической выгодностью, поскольку учитель работает одновременно с большой группой учащихся и создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, развития и воспитания обучающихся. Вместе с тем эта система организации обучения не лишена недостатков, главные среди которых – ориентация на «среднего» ученика, невозможность систематического разноуровневого обучения и усвоения знаний.
В настоящее время обучение в рамках классно-урочной системы совершенствуется за счет применения наряду с уроком различных форм организации учебных занятий (факультативов, консультаций, экскурсий, практикумов, лабораторных занятий, олимпиад и т. д. ), дифференцированного подхода к учащимся на уроке при выполнении домашних задний, использования современных технологий обучения и т. д.
Урок является основной формой организации педагогического процесса, так как предполагает не только организацию учебно-познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование их потребности в знаниях, мировоззрения, активности, самостоятельности, трудолюбия, дисциплинированности. Урок всегда многопланов, так как в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения: педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, приемы, средства.
шесть типов уроков. Уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом: а) цель – ознакомление учащихся с конкретными явлениями и понятиями; б) цель – осмысление и усвоение учебного материала; в) уроки, на которых сообщается ряд фактов и выводов. Уроки закрепления знаний: а) уроки повторения пройденного в начале учебного года, после длительного перерыва (каникулы); б) уроки текущего повторения. Уроки обобщения и систематизации изученного. Уроки формирования и закрепления умений и навыков. Уроки проверки знаний: а) уроки устной проверки; б) уроки письменной проверки; в) уроки с проверочными заданиями практического характера; г) уроки разбора проверочных (контрольных, самостоятельных) работ. Комбинированные уроки, которые включают в себя элементы всех предыдущих типов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|