Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Частные закономерности. Принципы воспитания. 31. Цель, задачи и содержание воспитания в современных условиях (Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь).




Частные закономерности

К частным закономерностям относятся:

1) эффективность процесса воспитания личности зависит от макро- и микросреды: чем благоприятнее среда (социально-экономические условия, ближайшее окружение, семья, коллектив школы, класса и т. д. ), тем успешнее протекает воспитательный процесс;

2) существует закономерная взаимосвязь между образованностью и воспитанностью человека: чем выше уровень образованности, тем выше уровень воспитанности человека;

3) эффективность процесса воспитания зависти от эффективности процесса обучения;

4) чем разнообразнее и активнее деятельность учащихся, тем успешнее и эффективнее протекает процесс воспитания. Развитию и формированию личности содействует лишь творческая, созидательная деятельность;

5) единство и взаимосвязь процессов воспитания и самовоспитания;

6) существует связь между позицией педагога и эффективностью его педагогического воздействия на воспитанников: чем незаметнее для ребёнка педагогическое воздействие, тем успешнее протекает воспитание.

 

Принципы воспитания.

Принцип - это основополагающее или исходное положение, которым

руководствуется учитель при организации воспитательного процесса.

Принципы отражают общие закономерности воспитательного процесса.

Принципы воспитания:

1. Целенаправленность воспитательных воздействий.

2. Связь воспитания с жизнью.

3. Воспитание происходит в процессе деятельности.

4. Личностный и индивидуальный подход.

5. уважение к личности ребенка.

6. Опора на позитивное в воспитании.

8. Соответствие воспитания возрастным и индивидуальным

особенностям детей.

31. Цель, задачи и содержание воспитания в современных условиях (Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь).

Целью воспитания является формирование разносторонне развитой творческой личности. Его назначение состоит в обеспечении успешной социализации личности в современном обществе, подготовке подрастающего поколения к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности; в содействии саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений.

Достижение цели воспитания предполагает решение следующих основных задач:

формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания детей и

учащейся молодежи на основе государственной идеологии;

подготовка к самостоятельной жизни и труду;

формирование нравственной, эстетической и экологической культуры личности;

овладение знаниями, ценностями и навыками здорового образа жизни;

формирование культуры семейных отношений;

создание условий для актуализации предприимчивости, инициативы, успешного

саморазвития и самореализации личности.

Основные требования к организации воспитания детей и учащейся молодежи:

осуществление воспитания на уровне, обеспечивающем его высокое качество;

соответствие содержания, форм и методов воспитания его целям и задачам;

системность и единство педагогических требований;

создание условий для развития творческих способностей детей и учащейся молодежи,

включение их в различные виды социально значимой деятельности;

применение интерактивных форм и методов работы в соответствии с возрастными

особенностями обучающихся, реализация подхода «равный обучает равного»;

   

Содержание воспитания, представлено в концепциях и программах

воспитания. Концепция воспитания – совокупность идей и принципов, определяющих

подходы к процессу воспитания, цель и основные направления воспитания детей и учащейся

молодежи, а также содержание, способы взаимодействия воспитателей и воспитанников в

педагогическом процессе.

Программа воспитания – содержание воспитания (то есть деятельности педагога и

учащихся по достижению поставленных целей и задач), сформулированное и распределенное

в соответствии с возрастными периодами. В программах воспитания выстраивается

постепенное освоение ребенком ценностей культуры путем постановки ведущих задач для каждого возрастного периода.

32. Метод воспитания как способ педагогического взаимодействия. Классификация методов воспитания.

Классификация методов воспитания (Г. И. Щукина)

Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение): упражнение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;

Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация ): соревнование, поощрение, наказание.

Рассмотрим кратко некоторые из них.

 

Лекция – это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции – теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат иллюстрацией или исходным отправным моментом.

 

Диспут – столкновение мнений с целью формирования суждений, оценок. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступать от этических норм и требований.

 

Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию. Особое значение имеет личный пример педагога-воспитателя.

 

Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.

 

Стимулирование – это побуждение, толчок к мысли, чувству, действию.

 

Соревнование Главная задача педагога – не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов, развитие ответственности и инициативы.

 

Поощрение –Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения – возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытать это состояние психического комфорта как можно чаще. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех.

 

Наказание –Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Педагогические требования к применению мер наказания следующие:

 

нельзя наказывать за неумышленные поступки;

нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного;

сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;

строго соблюдать педагогический такт;

опираться на понимание и поддержку общественного мнения;

учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...