Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

21.Формы организации процесса обучения. Общие и конкретные формы орг-ии обучения




Главными инструментами по достижению наивысшего результата служат современные методы, средства и формы обучения, также немаловажную роль отводят формам организации обучения. Выбор форм организации обучения зависит от основных задач образования, особенностей содержания предмета, конкретных целей занятия, учебных возможностей обучающихся, способов руководства преподавателя.

Формы организации обучения - специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.

Классифицируются по:

Количеству учащихся - массовые, групповые и индивидуальные.

Месту учебы - школьные и внешкольные.

Продолжительности - классический урок 45 минут, пара 90 минут.

 

История развития школы знает разные формы организации обучения:

индивидуально-групповые (репетиторство, гувернерство);

дифференцированного обучения по способностям - Мангеймская система Зиккенгера;

Белл-ланкастерская (Англия, Индия), где разновозрастные группы и старшие учат младших;

Бригадное обучение (советская школа в 20-е годы);

американский «план Трампа» - 40% времени в больших группах, 20% в малых, 40% самостоятельная работа.

Классно-урочная система – самая распространенная форма организации обучения во многих странах ее суть заключается в том, что преподаватель проводит учебную работу с группой обучающихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки (учебная группа) в течение определенного времени и по установленному расписанию. Возникла в 17 веке, теоретические основы разработал и воплотил в массовую практическую технологию Я. А. Коменский.

Ее особенности:

постоянный состав учащихся одного уровня подготовки и возраста - класс;

каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;

учебный процесс осуществляется в виде уроков, каждый из которых посвящен одному предмету;

постоянное чередование уроков;

руководящая роль учителя.

Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, возможности для воспитания и развития. Недостатки: ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы.

Урок – это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственного в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

 

Типы уроков: комбинированный (смешанный); изучения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации изученного; контроля и коррекции знаний, умений; практического применения знаний, умений

Форма обучения – это целенаправленное, четко организованное, содержательно насыщенное и методически оснащенное общение и взаимодействие учителя и учащихся. Формы организации обучения конструируются и используются для того, чтобы создать наилучшие условия активного взаимодействия и сотрудничества учителя и учащимися по решению педагогических задач.

 

Все формы организации учебного процесса можно разделить на общие и конкретные.

К общим формам относятся следующие:

1. Фронтальная форма – совместная деятельность группы для реализации учебных задач. Обучающиеся под руководством педагога одновременно выполняют общую для всех работу, обсуждают, сравнивают и оценивают ее результаты.

2. Групповая форма – разделяет их на группы для решения одинаковых или разных задач. При разделении на группы следует учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, его учебные возможности для выполнения задачи. Количество обучающихся в группах должна составлять 3-6 человек. Работа в группе формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому как со стороны преподавателя, так и со стороны одногруппников. Групповая форма работы наиболее целесообразна при проведении практических и лабораторных работ.

3. Индивидуальная форма – постановка перед каждым обучающим специально подобранного в соответствии с уровнем его подготовки и учебных возможностей задачи для самостоятельного решения. Такие задания направлены на работу с учебной и методической литературой, источниками информации (справочники, словари), на решение задач, написание эссе, рефератов, докладов. Индивидуальную работу часто используют в процессе программированного обучения. В дидактической литературе различают индивидуальную и индивидуализированную форм и организации обучения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...