Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Методы контроля и самоконтроля в воспитании




4. Методы контроля и самоконтроля в воспитании

- Задачи: обеспечение информации о ходе и результативности воспитания; своевременное выявление возникающих противоречий и проблем; формирование оценки и самооценки поведения.

 Педагогическое наблюдение, беседа, педконсилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций.

5. Методы самовоспитания

- Задачи: формирование потребности в самовоспитании и самообразовании, формирование способности к адекватной самооценке, к рефлексии, выработка умений и навыков самовоспитания.

Рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение.

33. Условия выбора и эффективного применения методов воспитания.

Воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.

 

На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший -- оптимальный. Выбор метода -- это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели.

Методы воспитания – это способы воздействия воспитателя (педагога) на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков.

 

Выбор методов воспитания -- высокое искусство. Искусство, опирающееся на науку. Рассмотрим общие причины, определяющие выбор методов воспитания. В первую очередь должны быть учтены следующие:

 

1. Цели и задачи воспитания. Цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.

 

3. Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников. Возраст, как уже отмечалось, это не просто число прожитых лет. За ним приобретенный социальный опыт, уровень развития психологических и нравственных качеств

 

4. Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

 

5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Общие методы, общие программы лишь канва воспитательного взаимодействия. Необходима их индивидуальная и личностная корректировка. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, сберечь свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».

 

6. Условия воспитания. К ним кроме рассмотренных выше -- материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических -- относятся и отношения, складывающиеся в классе: климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.

 

7. Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. Например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации -- необходимое подспорье для эффективного применения методов. К средствам воспитания относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т. д. ), средства, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность учителей и учеников.

 

8. Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил: незаинтересованные педагоги предпочитают обходиться без них. Следствие -- гораздо более низкая эффективность воспитания, чем она могла бы быть при использовании разнообразных и адекватных целям, задачам и условиям методов.

 

9. Ожидаемые последствия. Выбирая метод (методы), воспитатель должен быть, уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

 

Выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия для осуществления. Нельзя выбирать метод, который в данных условиях неприменим.

 

 

34. Формы воспитания, их многообразие. Взаимосвязь содержания и форм воспитательной работы.

 

Формы воспитания («формы воспитательной работы») - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

 

Форма воспитания как педагогический феномен выполняет ряд функций.

 

Первая функция – организаторская, поскольку любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора могут выступать как педагог, так и учащиеся. Организация любого дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Многие педагоги используют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д. ).

Вторая функция – регулирующая, поскольку использование той или иной формы позволяет регулировать отношения как между педагогами и учащимися, так и только между детьми. Различные формы воспитательной работы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников.

Третья функция – информативная. Ее реализация предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.

 

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы, которые классифицируются по различным основаниям:

1) в зависимости от количества вовлеченных в нее участников: индивидуальные (для одного воспитанника), групповые (для нескольких воспитанников), коллективные (для всего класса), массовые (общешкольные, городские).

2) в зависимости от преимущественно используемого средства: игровые (имитации, соревнования и др. ), формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения, индивидуальный труд, работа в составе временных групп и др. ), формы общения (прямое, опосредованное и др. );

3) в зависимости от преимущественно используемых методов : словесные (информации, собрания, митинги и т. п. ); наглядные (выставки, стенды и др. ); практические (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея и т. п. ).

4) в зависимости от времени проведения: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

5) в зависимости от времени подготовки: экспромтные (проводимые без участия детей в предварительной подготовке); предусматривающие предварительную работу и длительную подготовку учащихся;

6) в зависимости от способа влияния педагога: непосредственные и опосредованные;

7) в зависимости от субъекта организации: организаторами выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;

8) в зависимости от результата: направленные на информационный обмен; направленные на выработку общего решения; направленные на создание общественно значимого продукта.

 

Все формы воспитательной работы можно объединить общим термином – мероприятия, понимая под ними конкретные воспитательные действия, выступающие как отрезки воспитательного процесса, характеризующиеся целевым, содержательным и организационным единством и оказывающие непосредственное воспитательное воздействие на коллектив и личность.

 

Методика организации и проведения воспитательных мероприятий может осуществляться двумя путями:

1) традиционно, когда основная часть работ по подготовке и проведению мероприятия выполняется педагогом, а ученики либо не участвуют в его подготовке вообще, либо эпизодически привлекаются на разных этапах;

2) на основе методики коллективного творческого дела (подробнее об этом см. тему 2), когда все этапы разработки, подготовки и проведения мероприятия реализуются на основе совместного творческого поиска педагогов и воспитанников.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...