29. Воспитание и самовоспитание: взаимосвязь и взаимообусловленность.
29. Воспитание и самовоспитание: взаимосвязь и взаимообусловленность. Воспитание и самовоспитание — две стороны единого процесса формирования личности. Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями Цель воспитательного процесса – ориентация школьников на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию. Предпосылка для возникновения потребности самовоспитания – умение реально анализировать и оценивать свои качества и поступки. Это создает мотив для самовоспитания. Влияет: 1) общественное мнение, 2) критика и самокритика, 3) знание как заниматься самовоспитанием. Задача шк. воспитания – стимулировать внутренние силы ученика и направлять их на интеллектуальное, духовное, физическое развитие, оказывать педагогическую поддержку и помощь в работе растущего человека над собой. Мотивами самовоспитания могут быть: стремление достичь поставленной цели; желание не отстать от других; чей-либо пример, желание стать похожим на авторит. человека, литературного героя; Этапы: 1 этап- осознание необходимости работать над собой. Это этап самопознания. Применяются следующие методы самопознания (самовоспитания): самонаблюдение, сравнение себя с другими, самоанализ, самоконтроль, самооценка. Эти методы позволяют человеку дать объективную характеристику себе. Роль педагога на этом этапе состоит в том, чтобы помочь воспитаннику осуществлять самонаблюдение и самооценку. Важно подготовить учащихся к самопознанию, предоставив им необходимые психологические знания, для чего проводятся специальные беседы, дискуссии, тренинги и т. п.
2 этап - выработка программы (плана) работы над собой на основе поставленных целей. Такая программа предполагает определение возможных изменений в личности, ведущих к формированию необходимых для нее качеств и свойств. После составления программы следует перейти к планированию самовоспитания, то есть определению конкретных задач, содержания, средств, методов решения поставленных задач. 3 этап - реализация программы самовоспитания. Педагог помогает воспитаннику осуществлять деятельность, в которой и происходит становление необходимых свойств личности. Важно, чтобы он давал педагогическую оценку усилий воспитанника. 4 этап - оценка результатов самовоспитания. Это, по сути, этап самопознания («чего я достиг? »), заканчивающийся постановкой новых задач самовоспитания. Методы и приемы самовоспитания: самоубеждение, самопринуждение, самовнушение (аутогенные упражнения, способствующие овладению собственным организмом и эмоциями), самообязательство (добровольное задание самому себе целей и задач саморазвития, решение воспитать у себя те или иные качества), осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач), самоконтроль (способность следить за своими поступками и действиями в процессе деятельности, фиксировать свое состояние с целью предотвращения нежелательных последствий), самоотчет (ретроспективный взгляд на события, произошедшие с личностью за определенное время).
Приемы самовоспитания: - самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); - осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); - самоконтроль (систематическая фиксация своего поведения с целью предотвращения нежелательных последствий). Методы самовоспитания:
· самопознание, которое включает (самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение) · самообладание, которое опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение; · самостимулирование, котрое предполагает самоутверждение, самоодобрение, самопоощерение, самонаказание, самоограничение Этапы процесса самовоспитания: 1. Осознание необходимости работать над собой. Этап самопознания. 2. Выработка программы работы над собой на основе поставленных целей (после составления программы следует перейти к планированию самовоспитания, определению конкретных задач, содержания, средств, методов решения поставленных задач). 3. Реализация программы самовоспитания 4. Оценка результатов самовоспитания. Это снова этап самопознания (Чего я достиг? заканчивается постановкой новых задач самовоспитания). Наиболее распространенными приемами самовоспитания школьников являются самообязательства, самоотчеты, самоанализ, самоконтроль и самооценка. 30. Закономерности и принципы воспитания. Реализация принципов воспитания в практической деятельности педагога.
Специфика и закономерности процесса воспитания
Процесс воспитания является многофакторным процессом. Воспитание осуществляется не только в школе, но и в семье, в различных внешкольных учреждениях. На личность ребёнка оказывают влияние средства массовой информации, друзья, улица и т. п.
Процесс воспитания является длительным процессом. Воспитание начинается до школы и продолжается после неё. Оно длится всю жизнь. В этом длительном процессе дошкольные и школьные годы оставляют наиболее глубокий след в сознании человека.
Для определения результатов воспитательного процесса, уровня воспитанности школьников используются различные методы и специальные диагностические методики (наблюдение, беседа, анкетирование, ранжирование, «недописанный тезис» и т. д. ). К показателям воспитанности можно отнести: 1) внешний вид ребёнка; 2) речь; 3) поведение, складывающееся из отдельных поступков; 4) отношение школьника к другим людям, к близким и родным, к коллективу, учёбе и труду и т. д.; 5) идеалы.
Процесс воспитания характеризуется целостностью. Если в процессе обучения имеет место определённая очередность и последовательность в усвоении знаний и выработке умений и навыков, то в процессе воспитания ребёнок развивается как целостная личность, все его качества формируются постепенно, но почти одновременно. Для воспитания определённых качеств нельзя установить календарные сроки.
Процесс воспитания, как и процесс обучения, является двусторонним.
Ребёнок - субъект и объект воспитания. Воспитание есть в сущности самовоспитание. Воспитание, как педагогическая деятельность, есть организация среды и создание оптимальных условий для самовоспитания.
Процесс воспитания динамичен, подвижен и изменчив. Бывает так, что один и тот же подход по отношению к одному и тому же воспитаннику в одном случае оказывает сильное воздействие, а в другом – не дает никакого эффекта.
Закономерности воспитания – это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.
Закономерности процесса воспитания, как и закономерности процесса обучения, условно можно разделить на две группы: 1) общие закономерности и 2) частные.
Общие закономерности – это объективно существующие связи и отношения между основными компонентами процесса воспитания, к ним относятся:
1) зависимость целей воспитания от общественных потребностей: при изменении последних изменяются и цели воспитания; 2) задачи и содержание воспитания находятся в тесной связи с целями воспитания, они ими обусловлены и от них зависимы; 3) методы воспитания зависят от целей, задач и содержания воспитания; 4) формы воспитания находятся в тесной связи со всеми другими компонентами процесса воспитания и от них зависят.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|