ЗАСЕДАНИЕ 7 ИЮНЯ (вечернее) 1 страница
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Объявляю заседание открытым. Товарищи, прошу заслушать приветствия. (Оглашаются приветствия. ) Слово принадлежит тов. Скобелеву. Так как ему, вероятно, не хватит времени, отведенного регламентом, а именно, полчаса, желательно было бы не ограничивать времени его речи. (Голоса: «Просим! » Рукоплескания. ) СКОБЕЛЕВ. Товарищи, ваши прения вступили во вторую стадию: вопросы о конструкции и реконструкции власти сменились критикой отдельных мероприятий и действий правительства в нынешнем его составе. Поэтому я считаю своим долгом сделать вам более подробное сообщение и дать более подробные разъяснения относительно нашей деятельности и в частности деятельности министерства труда. Но те сведения, которые предполагалось раньше сделать в секциях, я считаю своим долгом сделать в общем собрании, если вам будет угодно их выслушать. (Голоса: «Просим, просим». ) Итак, доклад мой будет касаться сферы компетенции министерства труда и неразрывно с ним связанных вопросов нашей хозяйственной жизни вообще и главным образом регулирования промышленной жизни. Тот и другой вопрос может получить надлежащее освещение лишь при свете всей финансовой политики Временного Правительства, и я себе позволю свое слово начать с кратких сообщений о нашем финансовом положении. Очень многим из вас известно, товарищи, что финансовая политика старого режима базировалась главным образом в его доходных частях, на косвенном обложении и на сравнительно слабом прямом обложении. Что же касается финансирования войны, то, в виду того, что наш нормальный бюджет еле-еле сводился бездефицитно, все расходы на войну своим источником не могли, конечно, иметь наш нормальный бюджет, а если принять во внимание, что отмена винной монополии старым режимом во время войны доходную часть старого бюджета сократила почти на миллиард рублей, то в этом смысле финансовые затруднения, которые наблюдались в России с возникновением войны, еще более осложнились.
Еще старым режимом введен был целый ряд косвенных налогов и некоторых прямых налогов, что, до некоторой степени, залатало брешь, нанесенную бюджету военными мероприятиями; что касается финансирования войны, то главный источник для всех расходов, вызываемых войной за пределами России, был во внешних займах; для расходов же, вызываемых внутри страны, был во внутренних займах, а главным образом этим источником служил выпуск бумажных денег. В грубых округлениях на долю выпуска бумажных денег приходилось иногда до 40% всех средств, получаемых старым правительством для ведения войны. Само собой разумеется, русская победоносная революция стремительно могла свергнуть только политический режим, но с такой же стремитель 0 Заседание 7 июня печатается по тексту д. № 6.
ностью не могла ни реорганизовать всех основ нашей хозяйственной жизни, ни изменить все основы финансовой политики, и Временное Правительство первого состава должно было унаследовать все приемы старой финансовой политики. Если вы примете во внимание, что революционные потрясения на некоторое время бросили в летаргию хозяйственный организм, если припомните, что в первые дни революции замерла, в сущности, вся хозяйственная жизнь, — не потому, что демократия перестала работать, а потому, что капиталистическое хозяйство может протекать нормально лишь только в мирных условиях спокойного бытия, и всякие политические потрясения немедленно отражаются на всей хозяйственной жизни и в первую очередь на финансовом рынке, — если примете все это во внимание, если примете во внимание, что денежное обращение замедлилось еще больше, чем до революции, в первые дни революции, если примете во внимание, что расплата в товарообмене, которая в обычное время производится не только денежными знаками, но и разными другими способами в области кредитных операций, если примете во внимание, что за время войны расплата в большинстве случаев стала за наличные, а в первый период революции, период неуверенности промышленного и финансового мира, период неуверенности всего торгового класса в завтрашнем дне, все расчеты начали производиться за наличные, если принять во внимание, что с первых же дней наблюдался стремительный рост заработной платы, если принять во внимание, что новые мероприятия государства в смысле создания новых аппаратов государственного управления вызвали новые расходы, — то вам станет понятно, что Временному Правительству первого состава пришлось в первое время еще больше налечь на станок экспедиции заготовления государственных бумаг, чем старому режиму [10°].
Мы, бывшие постоянными критиками всей финансовой политики старого режима до революции, должны были констатировать, еще оставаясь в Совете Р. и С. Д., что та политика станка экспедиции заготовления государственных бумаг, чреватая последствиями и прямо разрушительная для хозяйственного организма, она уже не может быть изменена в первые дни революции, и, скрепя сердце, мы должны были с этим мириться. И в первые дни революции Временное Правительство первого состава разрешило министру финансов новый выпуск кредитных билетов на два миллиарда рублей. А затем, когда мы вошли во Временное Правительство и были посвящены в картину финансового положения, то мы увидели, что в первое время *) выпуск денежных знаков из Государственного банка на рынок денежного обращения с каждой неделей рос и увеличивался. Это явление продолжалось до самых последних дней, и были недели, были даже месяцы, когда размер выпущенных на рынок новых кредиток доходил до ужасающих цифр и превышал в несколько раз обычный средний выпуск денежных знаков за последний год войны. С одной стороны, это явление есть отражение всех тех обстоятельств, о которых я здесь говорил, с другой стороны, это свидетельствует о том, что, к сожалению, в первый период революции новая власть, занятая по преимуществу лишь политическими вопросами, мероприятиями преимущественно по ликвидации старого политического режима, не уделяла своего времени вопросам хозяйственноэкономическим.
В этом стремительном росте количества выпускаемых денежных знаков отражался стремительный процесс разложения государственного хозяйства х) В подлиннике: «в первую неделю»
и он же вопиял к Временному Правительству о необходимости самых решительных мероприятий в области регулирования производства и хозяйственной жизни и вмешательства государства в область хозяйства. Но революционный процесс не подчинен, конечно, воле даже самых решительных и мудрых руководителей, стоящих во главе Временного Правительства, и этот естественный процесс революционной не только политической и хозяйственной стихийной реконструкции всего производства, но стихийного отмирания отраслей производства, — вся эта пертурбация на рынке труда, вся эта ломка старых хозяйственных отношений явилась выражением отмирания старого государственного организма, его дальнейшего разложения. В целом этот процесс выражался в этом стремительном росте все большего числа денежных знаков, которые денежный оборот, денежные каналы выбирали из Государственного банка. И до сих пор в распоряжении Временного Правительства нового состава, в котором имеем честь и мы быть, нет никакого другого способа непосредственно сейчас же, на завтра и послезавтра, заполучить [в] свое распоряжение денежные знаки, как орудие регулирования хозяйственной жизни, нет более надежного и более верного источника, как все тот же злосчастный станок экспедиции заготовления государственных бумаг, конечно, потому, что и по сие время Временное Правительство нового состава не внесло, —не потому, что не хотело, а потому, что не могло внести, —серьезных изменений в основу нашей финансовой политики. Поэтому перед нами стоит во весь рост в первую очередь вопрос об изменении самой основы финансовой политики, именно об усилении не косвенного обложения, а прямого обложения.
Это самый правильный рычаг, при помощи которого можно изменить финансовую систему. И такое изменение быстро отражается на более правильном циркулировании денежных знаков в каналах денежного обращения. И такое изменение финансовой политики скоро отражается на более здоровом развитии всех производительных сил страны и, в частности, промышленности. Это 1) изменение финансовой политики и в социальных отношениях даст -большой плюс для трудящихся масс. Поэтому перед Временным Правительством нового состава стоит в первую очередь вопрос о введении целого ряда новых прямых налогов и очень значительное усиление всех уже введенных. В наследие от старого режима нам осталась робкая попытка к введению обложения военной сверх - прибыли и робкая попытка применения подоходно - прогрессивного налога. На-днях министр финансов представил Временному Правительству значительное увеличение ставок прогрессивно - подоходного налога, —в частности он действует уже, —и по налогу на военную сверх-прибыль, введенному старым режимом в порядке 87 ст., есть уже поступления, насчитывающие несколько сот миллионов рублей за счет военной сверх - прибыли за 1915 и 1916 годы. Однако, мы считаем необходимым ставки этого налога на военную сверх - прибыль значительно повысить. Как я сказал, для подоходно-прогрессивного налога министр финансов уже ввел увеличение этих ставок; в отношении высших ставок обложения процент обложения увеличен в два с половиной раза. Однако, Временное Правительство не удовлетворилось этим и предложило министру финансов вернуть этот законопроект для новой переработки в сторону еще большего *) В подлиннике: «Этакое».
увеличения ставок обложения вверх и для увеличения прожиточного минимума. Законопроект о подоходно-прогрессивном налоге, доставшийся нам от старого режима, начинает облагать личные доходы лиц, получающих 850 руб. в год. Мы считаем, что при теперешней дороговизне, при теперешних реальных ценах денежных знаков очень мало граждан осталось, которые зарабатывали бы меньше 850 руб. Поэтому естественно, что главный смысл подоходного прямого прогрессивного обложения, состоящий в том, что он минует неимущие классы и главным образом обрушивается на имущие классы, здесь несколько искажен. И поэтому министру финансов предложено прожиточный минимум значительно повысить и повысить ставки обложения высших категорий дохода. Министру финансов предложено принять меры в отношении коренной реформы наследственного налога, направленного-в ту сторону, что процент отчисления государственного казначейства с имуществ значительно увеличивается. Затем категория наследников, имеющих: право на наследство, значительно сокращается в смысле колен родства.
Эти законопроекты уже в основе своей готовы и в ближайшие дни будут окончательно рассмотрены Временным Правительством. Министр финансов, развивая перед Временным Правительством свою деловую программу финансовых мероприятий, указал нам, что приступил к выработке более жестокого для имущих слоев населения налога, именно, поимущественного налога и его неразрывного спутника — налога на прирост дохода, являющегося самым ярким отражением современной системы прямого обложения. В русских условиях мы наталкиваемся на огромные препятствия в осуществлении этого мероприятия, ибо мы удивили Европу нашей блестящей и победоносной революцией, но мы до сих пор поражаем Европу своей хозяйственной и государственной отсталостью. Для введения же этих налогов необходима большая статистическая работа, а, как вы знаете, у нас статистика, к сожалению, даже до последнего времени не пользуется большим уважением. Итак, введение этих налогов всегда предусматривает наличие другого вида прямых налогов, как подоходного, и при помощи этих только налогов можно построить стройную систему, дающую возможность обложить более справедливо и гарантировать, что от обложения не ускользнет ни одно имущество. Но все эти финансовые мероприятия, во-первых, оздоровляющие самую финансовую политику, во-вторых, несомненно, обещающие государству новые средства, являющиеся для государственного казначейства новым изысканием источника, реального результата, в смысле получения денежных знаков государственным казначейством, не могут дать непосредственно, — это дело только лишь осени, ближайших месяцев, ибо, как вы знаете, декларация о введении подоходно - прогрессивного налога уже сделана, но платежи будут поступать только с 1 сентября. Что касается поимущественного налога, при помощи которого будет взиматься не доход, а будет взиматься самый основной источник дохода— капитал, основной капитал, заложенный в имуществе, его результаты могут сказаться еще позже. И этот налог, решительно ударяющий по всей основе хозяйства, он, вероятно, поступит к тому времени, когда мы вступим в полосу окончательной ликвидации войны, связанной с еще большим потрясением, чем теперешнее. Что же остается в распоряжении Временного Правительства в виде источника для непосредственного пополнения государственного казначейства? Я уже вам сказал: станок экспедиции заготовления государственных бумаг.. Это очень милый [источник] для министерства финансов в смысле легкости добычи средств, но и очень опасный для всей финансовой системы и для хозяйственной жизни страны. Это сладкий яд, при помощи которого можно, упиваясь, лишь только отравляться. Даже и в этом отношении, к сожалению, Временное Правительство исчерпало все возможности для дальнейшего увеличения выпуска кредитных знаков на рынок. Экспедиция заготовления государственных бумаг работает полным ходом. Это единственное промышленное предприятие, за время революции не сократившее ни интенсивности труда, ни продуктов производства. Наши товарищи - рабочие и главным образом работницы, работающие в экспедиции заготовления государственных бумаг, могут служить примером гражданской доблести 2). Там введена непрерывная работа в три смены, абсолютно нет прогулов, тщательность работы не оставляет желать ничего лучшего и производительность доведена до максимума. Экспедиция заготовления государственных бумаг выпускает до 32 с лишним миллионов рублей в день. И если мы останемся при старой финансовой политике, мы вынуждены будем предъявить к экспедиции загототовления государственных бумаг новые требования, которые она и технически и физически удовлетворить не сможет: нужно будет поставить или новые станки или нужно будет заказывать у ближайших соседей для изготовления кредитные бумаги. Мы прибегли к весьма рискованному способу, — упростили процесс производства денежных знаков для того, чтобы еще увеличить производительность. Но, товарищи, я это все говорю вам не для того, чтобы доказывать, что тенденция Временного Правительства продолжается в эту сторону только для того, чтобы напрячь все свои усилия для получения средств. Не обманывая себя относительно этих прямых налогов, [я] считаю абсолютно невозможным в дальнейшем еще более налегать на станок экспедиции заготовления государственных бумаг ради отыскания средств государственного казначейства. А что в них чувствуется недостаток, лучшим доказательством может служить то обстоятельство, что министерство финансов получает из целого ряда своих провинциальных отделений, из провинциальных отделений Государственного банка запросы [с требованием] присылать им все новые и новые денежные знаки в таком размере, что центральное кредитное учреждение, Центральный Государственный банк, не может их удовлетворить. И поэтому в целом ряде мест в провинции были случаи, когда Государственные банки не могли кредитным учреждениям и своим отделениям-клиентам отпускать столько денег с текущих счетов, сколько это было необходимо. И у Временного Правительства остался единственный источник для немедленного пополнения своих ресурсов, это — экономия. Я уже вам докладывал, что целый ряд непроизводительных расходов на сооружения, которые не имеют непосредственного интереса для ближайшей судьбы революции, ликвидируются. Затем, расходы на армию, расходы на обстоятельства, вызываемые войной, до сих пор, как вы знаете, при старом режиме производившиеся при исключительной обстановке из так называемого военного фонда, не подлежащие никакому контролю, не только Государственного банка, но даже и министра финансов, они были предоставлены целиком усмотрению военного ведомства и своих собственных генералов, очень много, может быть, смыслящих в стратегии, но плохих финансистов. *) Слово: «доблести» вписано над зачеркнутым: «работы и внимания к своей работе всем остальным».
Военное ведомство в порядке полевого управления войска распоряжалось средствами фонда, не давая никакого отчета. Временное Правительство считает такое положение абсолютно недопустимым, и военный фонд, как неприкосновенный кладезь для удовлетворения всех потребностей войны, ликвидируется, и отныне все государственные ресурсы, все средства находятся в непосредственном распоряжении министра финансов и под контролем Временного Правительства. И здесь мы имели случай убедиться, что есть необъятное поле деятельности для государственного контроля, точно также и для министра финансов: возможны громадные сокращения по ассигновкам, возможно устранение целого ряда расходных статей и пр. Отсюда мы ждем некоторой толики сокращения денег, а этим самым и некоторого облегчения финансового положения государства. Вот единственный реальный, не словесный и не с завтрашнего дня, а сегодняшнего дня, наш источник. Этот источник тоже только перспектива: эти сокращения должны быть произведены и они производятся. Это не дает нам обратно никаких средств, это лишь не усиленный нажим на станок экспедиции заготовления государственных бумаг. А положение, товарищи, таково, что страна, что ее хозяйственная жизнь все больше и больше приходят в расстройство. Я вам сказал о наших планах в области прямого обложения, но не должен скрыть от вас об одном мероприятии, скорее приближающемся к косвенному налогу, проведение которого происходит почти немедленно. В этом и несчастие прямых налогов, что они не дают таких скорых результатов, какие дают косвенные налоги. На-днях правительство увеличило железнодорожный тариф для грузов и для пассажирского движения. Это по существу есть как бы косвенный налог, [но] это обложение можно также назвать прямым налогом, — новое увеличение платы пассажирских билетов. Это единственное утешение. Чем же вызвано это обстоятельство: хозяйственная разруха, расстройство транспорта, некоторая летаргия в хозяйственном обороте, значительное сокращение доходов от железнодорожной сети, — здесь просто отразились те мероприятия Временного Правительства, которые сводились к улучшению экономического положения служащих, выразившиеся в ассигновании нескольких миллионов рублей, но главным образом расстройство транспорта, разруха, расстройство движения по нервам хозяйственной жизни, по железным дорогам товаров. Невозможность в виду расстройства средств передвижения усилить это передвижение было главной причиной того, что за последнее время железнодорожная сеть России ежедневно давала до 5 миллионов убытка, а повышение тарифа было рассчитано в тех пределах, что оно только лишь сбалансировало бы этот дефицит. Еще один источник непосредственного получения средств государственным казначейством из страны, это — заем. Как вы знаете, Временное Правительство, еще прежнего состава, выпустило заем свободы, и процесс его развития был недавно в интервью министра финансов оглашен в печати, — надеюсь, вы все его читали, — и характерно, что на судьбе займа отражалась политическая жизнь страны. Если бы вы проследили ход подписки на заем, вы заметили бы, что в первые недели его выпуска медленно, но все-таки продолжался рост поступлений, дошедший в последнее время до 200 с лишним миллионов в неделю, затем стремительный скачок вниз, в неделю после кризиса власти, — за эту неделю всего 54 миллиона поступило, и затем, когда опять наступило некоторое политическое равновесие страны, опять подписка на заем стала происходить успешнее и за каждую неделю поступало все больше и больше. Отсюда ясно, это единственно чистый, единственно безвредный, безупречный способ заполучения финансовых ресурсов, целиком связанный с политической конъюнктурой, с авторитетом власти, с ее способностью справиться со всеми вопросами момента и со зрелостью самой демократии, от которой в большей мере, чем от зрелости членов Временного Правительства, зависит более безболезненное течение всего процесса революции. Конечно, заем этот преимущественно может быть пополняем из избытков, находящихся в распоряжении всех имущих классов, но нужно сказать, что статистика министерства финансов показывает, что это море денежных знаков, которые выпущены были за время войны, оно залило всю страну, докатилось до самых уголков деревни, ибо война, забравши из деревни реальные продукты, действительные живые рабочие руки, именем правительства компенсировала денежными знаками, и денежные бумажки в несметном числе, в нескольких миллиардах, расплылись по всей стране, и заем, на который можно рассчитывать, что он даст реальные, осязательные результаты и выразится в нескольких миллиардах рублей, может иметь место в том случае, если к подписке будут привлечены не те обычные категории граждан имущих, которые живут в атмосфере денежного обращения на бирже, в банках, но и та демократия, которая никогда не слышала о займе и только тогда, когда она будет привлечена к делу займа, в государственное казначейство может вернуться несколько денежных знаков, а это явится самым лучшим способом оздоровления всей финансовой системы и упорядочения нашей хозяйственной жизни. И поэтому я думаю, что Всероссийский Съезд выскажет свое отношение к этому вопросу точно так же, как высказал свое отношение к займу, правда, с некоторым замедлением, наш Петроградский Совет Р. и С. Д. [101]. Далее, есть другой способ не добровольного, а принудительного займа... (Шум). (Председатель. Товарищи, я покорнейше прошу соблюдать тишину и не вести частных разговоров. ) Уже не дивидендом в 5 — 6%, приносимым облигациями займа, привлекаются граждане к покупке этих облигаций, а путем государственного принуждения. Этот способ более решительный, товарищи, более убедительный и для революции, может быть, более подходящий, но аппарат, который мог бы эту решительность и убедительность осуществить без разрушения самой денежной системы, без разрушения всего денежного обращения, гораздо сложнее, чем тот аппарат, который необходим для проведения свободного займа, и Временное Правительство озабочено этим. Вы знаете, что одно сообщение в печати о том, что может быть поставлен на очередь вопрос о принудительном займе, всполошило революционного обывателя, — к сожалению, и революция знает обывателя. С текущих счетов обыватель начал снимать свои вклады для того, чтобы обезопасить их от принудительного возвращения в государственное казначейство. И обеспечить успешность этого мероприятия, когда Временное Правительство вынуждено будет прибегнуть к принудительному займу, можно только оздоровлением революционной атмосферы, созданием более устойчивого революционного порядка и воспитанием граждан, в особенности имущих, в сторону обеспечения сознания их обязательств перед революционной родиной. Само собой понятно, что на фоне этой хозяйственной разрухи и на фоне все растущей дороговизны во всю ширь и глубь развернулось движение в пользу улучшения экономического положения своего в демократических кругах и в рабочем классе в особенности. С первых дней революции революционным органам пришлось иметь дело с конфликтом между трудом и капиталом, и мне, пришедшему в министерство труда, где, кроме небольшого отдела труда, выделенного из министерства торговли и промышленности, и нескольких скромных работников, ничего еще не было, нам сразу пришлось столкнуться с грандиозным экономическим конфликтом. И теперь, когда министерство в центральном своем учреждении еще не налажено и штаты даже не пополнены, я должен констатировать, что у русской демократии не оказывается достаточно сил, достаточно работников, чтобы в течение месяца можно было сразу пополнить необходимый штат хотя бы для центрального учреждения министерства труда. Я надеюсь, что мы справимся с этой задачей и, уже организовавши центральное учреждение, приступим к созданию наших местных органов. Но вся деятельность министерства труда с первых дней моего приезда туда главным образом выражалась в его участии в сфере регулирования взаимоотношений труда и капитала и вмешательства в конфликты. Это является основным делом министерства, —вмешательство в борьбу и взаимоотношения труда и капитала; оно поглощает работу не только управляющего этого отдела, не только товарища министра Гвоздева, который этим ведает, но и все мое время, которое я могу уделять министерству. Нам пришлось на опыте установить методы и принципы, которые министерство труда в качестве органа государственной власти, вмешиваясь в экономические конфликты между трудом и. капиталом, вносило а). Нам пришлось благополучно разрешить большой конфликт здесь, в Петрограде, между служащими всех технических промышленных предприятий и предпринимателями, конфликт, который, если бы он дошел до открытого разрыва, угрожал приостановкой всей металлообрабатывающей промышленности в Петрограде, ибо без конторских работников, без технических руководителей немыслима была бы работа на этих заводах [102]. Мы предоставили течение конфликта самому себе, наблюдая, как стороны делали попытки согласиться, и когда мы убедились, что соглашение сторон без нашего содействия невозможно, когда мы стали перед фактом, когда союз служащих в конторских учреждениях заявил, что они предъявили требования в ультимативной форме и назначили предпринимателям срок, то мы считали своим долгом вмешаться в этот конфликт и авторитетом государственной власти пригласили и ту и другую сторону в министерство и выступили в качестве арбитров, в качестве посредников между ними вначале, пытаясь при нашем посредничестве привести к соглашению. В некоторых детальных пунктах расхождения нам это удалось сделать в порядке арбитража, но в некоторых пунктах нам этого достигнуть не удалось; остался один пункт, по которому соглашения достигнуть не удалось, и мы впервые прибегли к дискреционной власти революционного Временного Правительства: мы от имени министерства труда заявили, что одна сторона должна сделать уступки в таком-то размере, другая сторона должна сделать уступки в таком-то размере, это — воля министерства труда, как представителя Временного Правительства, и не подчиняющаяся сторона берет на себя моральную ответственность за неблагополучное окончание. Этот опыт привел к благополучному результату: согласие было достигнуто, и конфликт был устранен. *) В подлиннике: «выяснило».
Этот инцидент дает нам основание и в дальнейшей деятельности руководствоваться основным принципом. И нам пришлось примирять целый ряд мелких конфликтов: сейчас протекает конфликт текстильной промышленности Московского района и в недалеком будущем, невидимому, нам придется вмешаться. Мы имели случай вмешаться в еще более грандиозный конфликт промышленности Донецкого бассейна, где обеими сторонами, к чести рабочих Донецкого бассейна, очень долго обсуждались условия взаимоотношений наших товарищей рабочих в рудниках и копях, которые всегда считались самыми отсталыми, самыми малосознательными рабочими, и они показали себя, может быть, более сознательными и более способными к той организованной самодеятельности рабочими, они показали, что они достаточно зрелы. Грандиозные массы в несколько десятков тысяч, а может быть, в несколько сотен тысяч рабочих, от простых углекопов до квалифицированных рабочих на металлургических заводах, объединились в одну организацию, созвали конференцию и разговаривали как сторона со стороной и, не придя к соглашению, явились к нам сюда и при нашем посредничестве пытались до чего-нибудь договориться; но расхождение было настолько велико, основные пункты их настолько диаметрально противоположны, что немыслим был сговор. Ясно было, что раз промышленники заявляют, что удовлетворение требования в тех размерах, которые предъявлены рабочими, грозит крахом промышленности, а представители рабочих заявили, что никаких других требований они предъявлять не могут, они никаких полномочий на это от своих товарищей не получили, и они обратились к Временному Правительству, чтобы оно разрешило конфликт своей властью, а мы можем разрешить конфликт только изучивши дело на месте, поэтому, по моему предложению, Временное Правительство постановило образовать специальную комиссию и отправить ее на место, в Донецкий район, где представители центральной власти с одной стороны, представители труда с другой, с третьей представители предпринимателей должны будут обследовать всю финансовую и хозяйственную структуру промышленности, ее хозяйственное положение, положение рабочих, обеспечение дальнейшего развития промышленности, и только тогда мы с полным сознанием ответственности можем сказать нашим товарищам: вот в каких пределах возможно улучшение экономического положения рабочих и за этими пределами уже начинаются интересы государства, интересы целого, а мы, как охранители интересов государства, не можем допустить нарушения и потому мы открыто заявляем: стоп вашим притязаниям [103]. Эти примеры развернули перед нами всю необъятную область нашей деятельности и наметили основной принцип нашей деятельности, которым мы должны руководствоваться. Кроме отдела взаимоотношений труда и капитала, кроме отдела регулировки отношений рабочих, в ведении министерства труда есть самая благодарная, самая достойная работа, — это область охраны труда в виде законодательных мер х) охраны труда в смысле техническом, гигиеническом и в смысле обеспечения имущественно слабых классов в виде социального страхования; и в этой области нам от старого режима кое-что досталось. Сейчас мы заняты разработкой целого ряда крупных новых законодательных мероприятий, которых не знал старый режим и которые известны всем европейским странам. Сейчас нам приходится в этой области ликвидировать лишь те варварские мероприятия, 2) которые были предприняты старым режимом; в частности мы успели восстановить все статьи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|