Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЗАСЕДАНИЕ 7 ИЮНЯ (вечернее) 2 страница




х) В подлиннике: «законодательной меры». —2) В подлиннике: «предприятия».

 

относительно охраны женского и детского труда в предприятиях, работающих на оборону, и в каменноугольных копях, и законопроект, проведенный старым режимом в порядке 87 ст.

Есть еще целый ряд мелких мероприятий—относительно обеспечения нормального отдыха приказчиков и служащих в ремесленных предприятиях, даже на основании того старого закона, при помощи старой инструкции урезанного; восстановив все старые законы по охране труда, мы приступили к разработке их на новых началах. Эта работа обширная и закончена она в ближайшее время быть не может. 4)

Мы сейчас заняты разработкой наших собственных органов на местах, наших отделов труда и наших инспекторов труда. В области социального страхования выдвинут специальный отдел; мы сделали целый ряд. конкретных шагов, ликвидировавших все те дефекты старого страхования, которые обнаруживались за время их существования, в частности, разработали проект положения об обеспечении рабочих на случай болезни, разработали проект реформ о совете и о присутствии по делам страхования. Закончилась разработка законопроекта о повышении пенсии рабочим, получающим пенсию от страховых товариществ (читает), ведется разработка на случай инвалидности и старости и целый ряд других конкретных мероприятий [104].

Что касается области ближайшей нашей политики и тех изменений, которые могут быть в порядке административном сделаны в действующих законах о страховании, то в основу нашей деятельности положена резолюция о социальном страховании, вынесенная на Всероссийском Совещании Советов Р. и С. Д., происходившем здесь на пасхе; разработанные еще частью в старом отделе труда, частью законченные и вновь выработанные уже в министерстве труда следующие законопроекты: законопроект о примирительных камерах, о третейских судах, при чем проект этот построен в тесной связи с предположением закона о государственном контроле над промышленностью; законопроект о бирже труда, обязующий все органы местного самоуправления вводить эти институты; законопроект об урегулировании безработицы и помощи безработным; законопроект о введении 8-часового рабочего дня, требующий очень серьезной и детальной обработки, ибо принцип введения 8-часового рабочего дня был провозглашен не Временным Правительством, а революцией. Временному Правительству, как органу не только исполнительному, а и законодательному, приходится разрабатывать проведение в жизнь этого принципа, а это, товарищи, не так просто. Применение принципа не только на принципе, но на мероприятиях, гарантирующих действительно 8-часовой рабочий день для работников отдельных категорий труда, очень сложно, в особенности если мы переходим из области чисто промышленного труда в область ремесленного труда, в область подсобного вида труда, в виде труда прислуги в различных предприятиях, которые общественно необходимы, и т. д.

Везде необходимо обеспечить максимальный 8 часовой рабочий день. Везде необходимо обеспечить недельный отдых. Все это должно пройти без-ущерба интересов трудящихся, без ущерба самих предприятий. Конкретизация этих вопросов значительно сложнее, чем может показаться с первого взгляда. Кроме этих разработанных законопроектов, уже находится в разработке законопроект о нормальной заработной плате, о временных местных органах, об инспекции и местных советах. Предпринята разработка законопроекта

1 Далее в подлиннике следует: «В частности мы приступили к частичному пересмотру... (Читает)».

 

о договоре найма, пересмотр законодательства об охране женского и детского труда.

Наконец, несколько слов о деятельности самого последнего отдела. Я не буду говорить о канцелярии и статистике, которая является подсобным учреждением для этих основных органов. Самый обширный по своей обстановке, это — отдел рынка труда, регулирование рынка труда в смысле передвижения свободных рук из одной области в другую, в смысле обеспечения безболезненности этого процесса, и поэтому этот отдел распадается на несколько отделов: отдел по учету и распределению рабочих сил, отдел биржи труда, который будет ведать технической и организационной областью, отделение по безработице, организующееся с целью проведения в жизнь различных форм помощи безработным путем субсидирования профессиональных союзов, страховые отделения, отделение продовольственной помощи, отделение несвободного труда, где сосредоточиваются все сведения о военнообязанных и военнопленных, законтрактованных инородцев и иностранцев, и, наконец, отделение по демобилизации промышленности и армии ставит задачу разработки плана демобилизации в связи с другими ведомствами.. Здесь начинается та сфера, где министерство труда непосредственно соприкасается с областью деятельности других министерств.

Нельзя регулировать рынок труда, нельзя передвигать свободных рабочих, не зная, в каком направлении идет реконструкция самой промышленной жизни, не зная, в каком направлении идет демобилизация промышленности. Этот процесс даже вне субъективной воли Временного Правительства уже происходит. Фактически мы вступили стихийно в область демобилизации промышленности и реконструкции всего хозяйства, и здесь нам приходится исходить из вопиющих фактов действительности. К нам приезжают рабочие из глухой и неглухой провинции с целым рядом вопросов, которые, казалось бы, меньше всего касались рабочих и министерства труда в частности. Одни заявляют, что их предприятия закрываются, потому что у предпринимателя нет средств, и они остаются без работы. Кроме того, они руководствуются государственными соображениями и считают, что данное учреждение необходимо. Другие говорят, что они предъявили требования, но хозяин, в виде скрытого локаута на это, отвечает закрытием предприятия. Затем приезжают представители местных комитетов, Совета Р. и С. Д. или местных заводских комитетов и заявляют, что предприятию грозит остановка из-за отсутствия сырья и топлива, и, таким образом, даже перед всеми теми, кто хотел закрывать глаза на необходимость решительного государственного вмешательства, эти вопросы встают во всей широте.

Если государственная власть до сих пор уклонялась от этого и считала, что не в интересах дальнейшего развития промышленной жизни вмешательство государства, то местные органы, местные живые силы страны, в порядке революционного почина, сами это делают, и перед властью стоит задача организовать эти процессы, выработать однообразные нормы, создать единый институт для этого урегулирования, ибо не всякое вмешательство в область хозяйственной жизни действительно ее регулирует. Были случаи, что рабочие, видя, что нет топлива, забирают у соседа или выходят на железные дороги и захватывают к себе на завод вагоны с топливом. Это вмешательство не только не регулирует, но еще больше углубляет расстройство, и единственно мыслимое урегулирование — это только в порядке государственной инициативы создание общегосударственных мероприятий. И, таким образом, ставши перед этим фактом, нам, в частности министрам-социалистам, не было надобности сталкиваться с этим фактом.

Мы себе представляли, что в обстановке войны немыслимо ведение промышленной и хозяйственной жизни страны без вмешательства государства, но, наглядно ставя этот вопрос перед министром военным, финансов и торговли, мы убедили Временное Правительство в необходимости такого решительного вмешательства государственной власти. Как я уже сообщал, Временное Правительство постановило разработать проект о создании центрального государственного органа для регулирования хозяйственно-промышленной жизни и труда и для выработки общего плана всех финансовых предприятий и всей хозяйственно-экономической политики. Сегодня эти шесть министров, которым было это поручено, собрались в лице своих представителей для того, чтобы приступить к разработке проекта создания такого органа. В частности министерство труда выступило со своим проектом, основные положения которого считаю долгом огласить. Мы мыслим всеобъемлющее вмешательство Временного Правительства, как государственной власти, во всю хозяйственную жизнь. Для намечения перспектив нашего хозяйственного развития, для использования в этих целях всех научных сил, всего опыта отдельных классов населения мы предлагаем Временному Правительству создать Экономический совет при Временном Правительстве, в котором будут представлены заинтересованные министерства, все революционно-демократические организации, все профессиональные организации, классовые организации, участвующие в хозяйственном процессе страны, и представители научных организаций [10В]. Я не буду подробно перечислять [положений] законопроекта, — он будет опубликован.

В таком экономическо-совещательном парламенте, где будут использованы все наличные ресурсы науки, мы мыслим организацию, которая сможет вывести страну из той хозяйственной разрухи, которая усилилась еще до дней революции. Это нужно признать. Для осуществления этого плана, который будет представляться необходимым Временному Правительству для проведения в жизнь, мы мыслим создание так называемого комитета снабжения, состоящего из специально делегированных от семи министров, участвующих в процессе хозяйственной жизни: от министра земледелия, финансов, торговли и промышленности, труда, продовольствия и путей сообщения; с их согласия будут делегированы Временным Правительством специальные представители, и эта коллегия в 7 — 8 человек будет являться тем учреждением, которое будет исполнительным органом, осуществляющим, во-первых, всю ту программу, которую намечает Экономический совет, и, во-вторых, связывающим деятельность отдельных министров во имя общих единых программных мероприятий. Затем, вокруг него будет совещание, составленное из тех организаций, которые фактически на местах существуют.

Война даже старый режим и старую промышленность заставила внести кое-какую регулировку и создать целый ряд институтов по топливу, металлу, кожевенные и пр. Все эти институты, которые заняты регулировкой, которые построены на старых бюрократических началах, сейчас демократизируются по составу и будут привлечены к комитету снабжения. Затем эти комитеты, пополненные представителями научных и революционных организаций, которые входят в совет, создадут местные органы по образу и подобию своему, и таким образом будет создан аппарат, входящий в толщу и в глубину всей хозяйственной жизни страны. И только так мы мыслим действительно разумное вмешательство государственной власти во весь сложный механизм.

Что касается отдельных предприятий, то во имя обязательства их осуществлять эту единую государственную волю и подчинять интересы этих отраслей промышленности и отдельных предприятий общему плану, то Временное Правительство через свои органы вынуждено будет подойти близко к самому*) предприятию, раскрыть его книги, ввести контроль над целесообразностью мероприятий в техническом и коммерческом порядке. Это легко сделать по отношению тех областей промышленности, которые достаточно развились и уже синдицировались, как металлургическая промышленность и целый ряд других отраслей, где синдицирование окончательно завершено. Здесь достаточно подвинуть аппарат государственной власти к центру, который создался самой промышленностью, и через этот центр регулировать ее.

Что касается регулирования средней и мелкой промышленности, здесь вопрос значительно сложнее, и мы должны будем в отдельных случаях, по мере надобности, к отдельным предприятиям подходить, создавая органы контроля над этими предприятиями. Конечно, в этих местных аппаратах контроля будут принимать участие не только представители Временного Правительства, но и представители революционного общественного мнения, революционно-демократических организаций и, конечно, заинтересованные классы в этих предприятиях, — предприниматели, как ведущие предприятие, и рабочие, как отдающие свой труд.

Вот в общем и целом те мероприятия, к которым уже приступлено, но ни одно еще в полной мере не осуществлено. Осуществлены лишь мероприятия, которые направлены были к устранению тех аппаратов, которые старая власть наладила2). Создание новых законов еще в процессе. Даже те законы, которые разработаны министерством труда, еще не могут быть внесены во Временное Правительство, потому что, считая, что законодательная инициатива должна осуществляться в демократической обстановке, министерством создан комитет, в котором представлены рабочие и предприниматели, и все законодательные нормы, которые касаются взаимоотношений труда и капитала, в этом комитете рассматриваются. Мы делаем попытки найти с ними общий язык и только после тщательной разработки, единственно гарантирующей безболезненное прохождение этих мероприятий, мы тогда входим с этим законодательным предложением во Временное Правительство.

Я сказал, что целый ряд мероприятий уже начат, и осуществление будет зависеть от того, будет ли Временное Правительство в состоянии творить организационную, революционную работу, или ближайшая эпоха революции чревата еще большими потрясениями, еще большими осложнениями, чем в первые ее дни. Мы верим в революционную мощь и творчество русской демократии. Мы знаем, что ничего не сделаем без решительной поддержки, не только без доверия, товарищи, — доверия одного мало, — без решительной поддержки, без сознания демократии, что самодеятельность на месте, если она не координируется всей самодеятельностью в других местах, если не централизуется центральной революционной властью, — эта самодеятельность, на которую затрачивают много сил, она не принесет всех тех плодов, а зачастую самодеятельность, совсем порывающая связь с самодеятельностью другой части, наносит ущерб революции, и поэтому самое главное условие осуществления всех этих мероприятий не в доброй воле Временного Правительства, не в его личных способностях и намерениях, а в той мере, в какой революционная демократия окажется сорганизованной снизу доверху.

В подлиннике: «своему». 2) В подлиннике: «положила».

 

Конечно, если даже все эти широкие мероприятия в области регулирования промышленной жизни, в области оздоровления нашей финансовой системы Временному Правительству удастся в ближайшее время осуществить, то не надо скрывать от себя, что непосредственные результаты в смысле благосостояния, в смысле улучшения положения каждого гражданина в отдельности, не произойдут, — товарищи, это надо прямо сказать,, ибо это регулирование и организация, они только упорядочат то, что сейчас есть, но нового не создадут. Само собой разумеется, что в более упорядоченном производстве, в более упорядоченном хозяйстве и производительность увеличится и целесообразность распределения будет большая, но-все-таки основная причина, истощившая хозяйственную жизнь, с одной стороны, лежит вне пределов министерства труда и даже того Экономического совета и даже будущего комитета снабжения. Это — вопрос внешней политики, это вопрос войны и мира.

Мы можем только упорядочить и задержать процесс разрушения хозяйственного организма, но истощения хозяйственного организма нельзя задержать волей Временного Правительства, ибо основной фактор, истощающий хозяйственный организм, — война, и до тех пор, пока она существует, никакие мероприятия самого разумного порядка не могут устранить этого истощения. Здесь, конечно, мы непосредственно в нашей деятельности, внутри хозяйственной политики, соприкасаемся со всей политикой Временного Правительства и не скрываем от себя, что все эти мероприятия еще не запоздают и принесут свои плоды в той мере, в какой день мира будет приближаться. Чем более затянется эта война, чем опустошительнее она будет, тем бессмысленнее будут все эти мероприятия. Они останутся добрыми пожеланиями, добрыми намерениями, и проведение их в жизнь отстанет от самой жизни.

Товарищи, поэтому вопросы хозяйственной жизни и вопросы внутренней политики в смысле административно-политической реконструкции страны непосредственно упираются в этот злополучный вопрос войны и мира. Мы вертимся в заколдованном кругу. Для того, чтобы спасти хозяйственный организм, для того, чтобы прекратить процесс обнищания и истощения страны, необходима возможность скорейшей ликвидации войны, а для того, чтобы приблизить день ликвидации войны необходимо, чтобы революционная страна, находящаяся в состоянии войны, была в хозяйственном и экономическом отношении здорова и сильна. Это — заколдованный круг, товарищи, но выход из него есть, — для революции есть выход даже из заколдованного круга. Этот выход — решительная внешняя политика и столь же решительные хозяйственные мероприятия внутри страны, опирающиеся на организованную волю революционной демократии. (Продолжительные рукоплескания. )

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. По предложению президиума объявляю перерыв на полчаса.

(Перерыв объявлен в 8 час. 5 мин. вечера.

 

Заседание возобновляется в 8 час. 50 мин. под председательством Н. С. Чхеидзе. )

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Объявляю заседание открытым. Слово принадлежит тов. Сухову. (Отсутствует. ) Слово принадлежит тов. Басинову.

БАССИНОВ. Товарищи, мы возвращаемся к вопросу о проблеме временной революционной власти, проблеме, которая встала в момент таких условий внутреннего состояния страны и такой международной конъюнктуры, которая бросает зловещие зарницы на самое разрешение этого вопроса и, быть может, на дело будущего русской революции. Казалось бы, что при таких условиях каждый, выходящий на эту кафедру, должен был бы особенно мучительно чувствовать ответственность за каждое слово, которое он отсюда произносит, ибо оно раздастся по всей России, и каждый, выставляющий то или иное положение, должен был бы аргументировать его, проверяя предварительно всею сложною совокупностью конкретной действительности русской жизни. И вот это последнее я, к глубокому моему сожалению, не всегда видел в выступлениях нашего крайнего левого сектора.

Стоит только на минуту вдуматься в ту аргументацию, которую предлагают нам в защиту положений, выставляемых нашими товарищами большевиками интернационалистами, чтобы, отметая все хитросплетения тонкой диалектики, определить, что в их распоряжении имеются два аргумента, защищающих положение. Первый аргумент гласит: так как повсеместно в России существуют и функционируют, как правомочные и полновластные органы революционной власти, Советы Р. и С. Д., то в центре должен быть организован такой же орган, на той же основе сорганизованный, ибо, в противном случае, центр встанет в непримиримое противоречие с местными силами и будет служить не регулятором революционных сил, а будет служить тормозом революции. Это — первое положение, осново-положение. Второе положение гласит: доколе в составе Временного Правительства останутся представители буржуазии, до той поры все начинания министров социалистов в составе Временного Правительства будут. . . (неслышно), и действительной фактической руководительницей внутренней и внешней политики России окажется буржуазия. Вот два положения: первое — положительное, второе — отрицательное.

Я вполне соглашаюсь с логической аргументацией первого положения большевизма, но есть маленькое «но», заключающееся в том, что их фундамент, их базис, гласящий о том, чтобы всеместно в России должны образовываться органы полноправной, правомочной революционной власти в лице солдатских и рабочих депутатов, — неверно. На основании всего того, что приходилось слышать в прениях, во фракциях, на основании того, что приходилось слышать из личных разговоров с делегатами с мест, я утверждаю, что Советы Солдатских и Рабочих Депутатов отнюдь не являются во всей России теми органами, которым добровольно подчинилось бы на местах большинство демократии, большинство населения, а ведь это, г. г., основное условие демократической власти — добровольное подчинение большинства. Мы знаем, что Советы Солдатских и Рабочих Депутатов на местах объединяют не большинство населения, а они объединяют и их поддерживает активное, но все же меньшинство. На это нельзя закрывать глаз, с этим приходится считаться, это-—первое.

Во-вторых, не нужно никаких доказательств, так как это все знают, что многомиллионное русское крестьянство далеко не во всей России успело сорганизоваться и войти в организационную связь с Советами С. и Р. Д., — то многомиллионное крестьянство, голос которого в разрешении судеб России должен, по существу, играть решающую роль. Вот эти два обстоятельства, которые докажут это положение с неопровержимостью. Они говорят, что первая основная предпосылка большевизма о том, что Советы С. и Р. Д. являются полновластными и правомочными органами революционной власти, — к счастью или к несчастью, это все равно, — объективно неверна.

Что касается второго положения, что доколе в составе Временного Правительства будут существовать представители буржуазии, доколе фактической руководительницей судеб России будет буржуазия, относительно этого мы, представители активного социализма, привыкли думать, что действия правительства, особенно действия революционного правительства, они своей равнодействующей определяются отнюдь не портфелем, находящимся в руках той или иной партии, а определяются всецело фактическим соотношением в стране.

В этом отношении знаменательными являются некоторые факты русской революции. Вспомните, когда Милюков явился перед Петроградским Советом С. и Р. Д. и заявил, что он — министр, голос из толпы спросил: «а кто вас выбрал? », то Милюков ответил: «меня в частности выбрала русская революция! » Вот, г. г., ответ, достойный революционного момента, ответ, действительно соответствующий фактическому соотношению сил страны, ибо ясно, что революционная демократия в тот момент была абсолютна несорганизована. Она представляла собой силу только в Петрограде, а отнюдь не во всей стране. Поэтому те, которые были раньше сорганизованы, должны были раньше выдвинуться, т. -е. должна была выдвинуться буржуазия. Вспомните, что в составе Временного Правительства Керенский сказал: мой голос должен мощно звучать среди ваших голосов, потому что мой голос есть голос представителя демократии, ибо хотя; демократия не сорганизована в стране, она все же представляет собой огромную силу, и эта сила должна, хотя бы посредством одного моего голоса, сказать свое решающее слово.

По существу, каковы же условия, при наличности которых можно было бы сказать, что вот уже наступил момент, когда возможно участие в составе Временного Правительства только социалистических элементов? Этот момент, г. г., определяется следующими условиями: во-первых, чтобы, под знаменами революционной демократии России было сорганизовано подавляющее большинство революционной демократии, а во-вторых, чтобы: в распоряжении революционной демократии были все организационные и все технические элементы, без наличия которых управление народо-хозяйственными функциями жизни страны, управляемыми в настоящее время-буржуазией, невозможно.

Когда мне скажут, что огромное, подавляющее большинство революционной демократии уже сорганизовано, сорганизовано под знаменами революции, когда мне скажут, что пролетариат обладает достаточным количеством представителей, которые могут взять в свои руки управление финансами, управление народо-хозяйственными функциями страны, тогда я скажу: да, наступил тот момент, когда можно отгородиться от буржуазии окончательно и решительно и всю власть взять целиком в свои руки без примеси, буржуазного правительства.

Я утверждаю, что этого момента нет. Доказывать это не приходится. Все, что мы слышали отсюда, вся дезорганизация, которая вносится в промышленность благодаря некоторым действиям вольных казаков революции, доказывает с несомненностью, что это положение абсолютно верно; но не для полемики взошел я на кафедру, я хотел обратить внимание Съезда на другое обстоятельство, которое грозной тучей нависло над делом революции: это — разруха, одна из тех многочисленных разрух, которая грозит России такой страшной опасностью. Это разруха революционного сознания.

Товарищи, все вы не новички в деле революции, и если не все ее-проделали, то все старались вдуматься в ее силу, и вы знаете, что, по существу, подготовка всякой революции направляется двумя путями: не только сознания и организации сил революционных, но путем организации революционного настроения, революционной психики, революционного сознания. И вот, с этой точки зрения, как раз я вижу, что делу русской революции грозит огромная, непоправимая беда, заключающаяся в том, что это революционное сознание на местах раскалывается, разрушается с каждым днем все более и более. Я не имею времени, чтобы обосновать это, и мне придется выставить только голое положение: причина этого заключается в том, что огромное количество демократии, принимающей участие в первой революционной работе, не смогло войти в пределы партии; партии не смогли переработать в своем составе, не смогли дисциплинировать их волю, их сознание. В результате получилось, что эта огромная масса без единой [воли], направляющей революционное сознание, колеблется в отношении к явлениям жизни; она идет зыбью, с уклонениями; она нерешительно вырабатывает свои мнения. К этому еще прибавляется плюс то обстоятельство, что известные партии, пользуясь наличностью революционного настроения, недостатком революционного сознания, толкают эту массу на розничные выступления и тем выбивают ее из единого русла организационной революционной деятельности. Что же мы видим в результате этого? Мы видим следующее явление: в тот момент, когда необходимо в центре принимать энергичные, решительные меры, не терпящие никаких отлагательств, Временному Правительству приходится, прежде чем принять какую-нибудь решительную меру, ждать, когда со всей страны последует одно за одним проявление определенного отношения революционной демократии; только-тогда, когда скопятся понемногу, день ото дня, эти определенные настроения и мнения, только тогда Временное Правительство имеет возможность предпринять что-нибудь решительное и часто, быть может, слишком часто, этот решительный шаг оказывается несколько запоздалым. (Рукоплескания. )

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Слово принадлежит тов. Лебскому.

ЛЕПСКИЙ. Товарищи, мы должны выяснить свое отношение к Временному Правительству: идет ли речь о том, чтобы выразить безоговорное доверие нашим представителям, даем ли мы им «карт-бланш», говорим ли мы, что такое безоговорное, такое полное доверие удовлетворило бы нас и их? Я утверждаю, — что нет, что о таком доверии и не может быть речи. Доверие будет иметь тем больший вес, чем сознательнее будем мы относиться к их деятельности.

В этом смысле нужно признать, что те доклады, которые были прослушаны нами здесь, показали нам, что если на местах мы недостаточно организованы, если там революционная демократия не создала никаких крепких 2) органов, которые позволили [бы] успешно 8) демократизировать страну, то и здесь, в центре, имеется также много дефектов, много пробелов в организации центральной власти. И наши представители этого не скрывали. Мы должны прежде всего, на мой взгляд, поставить вопрос ребром: каким образом можно установить тесную связь между революционной демократией на местах и центральной властью, которой мы доверяем.

Мы можем облекать полнотой власти наших представителей, мы можем говорить, что они являются ответственными, делегированными лицами революционной демократии, но это обязывает нас к определенному, точному ответу на вопрос: каким образом связать провинцию с этой центральной властью? Вы знаете, и здесь тов. Церетели это признал, что посылки комиссаров на места были неудовлетворительны и не отвечали неотложным нуждам ни провинции, ни центральной власти. Вы знаете поэтому, что если на этом Съезде не будет избран такой всероссийский центр, который связал бы эту провинцию с центральной властью, если не будет той опоры

’) В подлиннике далее следует: «их». —2) В подлиннике: «липких». —3) В подлиннике: «неуспешно».

 

для центральной власти и для нас, при которой деятельность правительства была бы ясна и понятна, и при которой то, что мы делаем на местах, было бы понятно нашим представителям здесь, то Съезд цели не достигнет.

Товарищи, нам министры говорили, что они нуждаются в опоре. Но мы знаем, что и мы нуждаемся в опоре: мы нуждаемся в том, чтобы политика Временного Правительства была бы последовательна, чтобы эта политика была бы ясна массам, чтобы декларация правительства действительно проводилась в жизнь. С другой стороны, мы знаем прекрасно, — я могу говорить о своем городе, но каждый из вас это знает, — как хаотично идет работа на местах, как неорганизована эта революционная демократия.

И вот, я думаю, что до созыва Учредительного Собрания всероссийский центр должен быть такой опорой, должен служить тем передаточным пунктом, который будет знакомить страну с деятельностью Временного Правительства и будет нашим товарищам передавать то, что мы делаем там, на местах.

Я думаю, товарищи, что если те, которые слева говорят о создании коалиционного парламента, если бы они считались с тем фактом, что даже при условии осуществления плана, если бы мы решились объявить себя таким революционным парламентом, то и тогда, с их точки зрения, в виду того, что огромная масса представителей далека от их взглядов, они, разумеется, ничего бы от этого не выиграли, ибо ясно, что раз мы отказываемся вместе с ними потворствовать, вернее, внушать массам определенные лозунги о возможности какой-то специфической рабочей революции, о которой сегодня говорится в «Правде», [106] и если, с другой стороны, сегодня Милюков в «Речи» вполне определенно заявляет, что, по его мнению т. т. Ленин и Троцкий действительно не имеют права свободно разгуливать по Петрограду, [107] то это значит, что, во-первых, мы должны создавать оплоты русской демократии на местах, мы должны требовать от революционного правительства энергичной борьбы с контр-революцией посредством тех же организаций.

Когда у нас в Самаре началась так называемая алкогольная революция, |108| когда в продолжение нескольких дней громили винные склады, то только путем сильной власти, употребляющей те методы борьбы, которые теперь в Томске и в других местах употребляются, можно бороться не только с проявлением анархии, но и с проявлением контр-революции. Я думаю поэтому, что создание такого всероссийского центра должно прежде всего всем нам указать определенный путь в смысле сплочения тех расщепленных, распыленных частей революционной демократии, которая находится на местах; а с другой стороны, выражая доверие нашим товарищам, мы -должны им прямо сказать, что там, в глуши, в провинции, многие имеют весьма неточное и очень смутное представление о том, что делает это Временное Правительство, какие реформы оно проводит.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...