Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификатор методов математической статистики




КЛАССИФИКАТОР МЕТОДОВ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ

Задачи Условия Методы
1. Выявление различий в уровне исследуемого признака Две несвязные выборки испытуемых   · Q- критерий Розенбаума · U -критерий Манна-Уитни · φ -критерий (угловое преобразование Фишера)
2. Оценка сдвига значений исследуемого признака Два замера на одной и той же выборке испытуемых · G -критерий знаков · Т -критерий Вилкоксона · φ -критерий (угловое преобразование Фишера) · t-критерий Стьюдента
3. Выявление различий в распределении признака Сопоставление двух эмпирических распределений · χ 2 критерий Пирсона · φ -критерий (угловое преобразование Фишера)  
4. Выявление степени согласованности изменений Выявление взаимосвязи между признаками · ρ коэффициент ранговой корреляции Спирмена · r коэффициент линейной корреляции Пирсона

ТЕМА №1. Понятие измерения в психологии. Измерительные шкалы.

1. 1. Понятие измерения.

Измерение – это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном, в результате чего получается численное выражение в определённом масштабе или шкале.

Единица измерения – условный эталон для осуществления тех или иных измерительных процедур.

В естественных науках и технике существуют стандартные единицы измерения (градус, метр, ампер и т. д. ). Психологические переменные (за единичными исключениями) не имеют собственных измерительных единиц. В психологии измерение осуществляется с помощью кодирования.

Кодирование – это такая операция, с помощью которой экспериментальным данным придаётся форма числового сообщения (кода).

Научно-исследовательскую работу психолога, проводящего эксперимент, можно представить по следующей схеме:

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ (психолог)

¯

предмет исследования (психические свойства, процессы, функции, …)

¯

испытуемый (группа испытуемых)

¯

эксперимент (измерение)

¯

данные эксперимента (числовые коды)

¯

статистическая обработка данных эксперимента

¯

результат статистической обработки (числовые коды)

¯

выводы (печатный текст: отчёт, диплом, статья и т. д. )

¯

ПОЛУЧАТЕЛЬ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ (руководитель курсовой, дипломной или кандидатской работы, заказчик, читатель статьи и т. д. )

 

 

1. 2. Измерительные шкалы.

Значение психологического признака определяется с помощью специальных измерительных шкал. Согласно С. Стивенсу (1951), существует 4 типа измерительных шкал (способов измерения):

1) номинативная, номинальная или шкала наименований;

2) порядковая, ординарная или ранговая шкала;

3) интервальная или шкала равных интервалов;

4) шкала равных отношений, или шкала отношений.

Все находящиеся в одной строке наименования являются синонимами и используются на равных основаниях. Применение процедуры измерения возможно только 4-мя перечисленными способами. Причём каждая шкала имеет собственную, отличную от других, форму кода, систему фиксации статистического материала, соответствующие статистические методы обработки.

Измерения, осуществляемые с помощью первых двух шкал, считаются качественными, а осуществляемые с помощью двух последних шкал, количественными.

Самое главное, о чём должен помнить психолог при выборе способа измерения, это то, что он должен соответствовать поставленной задаче.

1. 3. Номинативная шкала (номинальная, шкала наименований).

Особенность шкалы – при измерении осуществляется классификация или распределение объектов (например, особенностей личности) на непересекающиеся классы, группы; не подразумевается каких-либо количественных операций или сравнения (нельзя сказать, что какой-то признак больше или лучше).

Примеры: разбиение людей по четырём типам темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик); нумерация игроков спортивной команды; выбор варианта ответа на вопрос закрытой анкеты (а, б, в, г, д) и т. д.

Частный случай номинативной шкалы (самый простой): дихотомическая шкала. Измеряемые признаки кодируются двумя символами: цифрами (0 или 1), буквами (А или Б), любыми двумя отличающимися друг от друга символами («репка» и «вишенка»). В этой шкале все объекты разбиваются на 2 непересекающихся множества по признаку: проявился ли данный признак или нет (Да или Нет).

Примеры: мальчик или девочка; ребёнок из полной или из неполной семьи; экстраверт или интроверт и т. д.

Во всех этих случаях можно только подсчитать количество индивидов, обладающих тем или иным признаком, т. е. можно подсчитать частоту встречаемости признака. Единица измерения – количество наблюдений (испытуемых, свойств, реакций и т. п. ). Общее число наблюдений принимается за 100%, и тогда становится возможным вычисление процентного соотношения (например, мальчиков и девочек в классе).

Количество групп разбиения может быть больше, чем 2. В этом случае также можно подсчитать процентный состав. Кроме того, можно найти группу с наибольшей частотой измеренного признака. Эта группа носит название моды.

К результатам измерений, полученным в номинативной шкале, возможно применение лишь небольшого числа статистических методов:

1) критерий Макнамары;

2) критерий хи-квадрат (c2);

3) угловое преобразование Фишера «j»;

4) коэффициент корреляции «j».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...