1.4. Порядковая (ранговая, ординарная) шкала.
1. 4. Порядковая (ранговая, ординарная) шкала. Особенность шкалы – вся совокупность измеренных признаков расчленяется на такие множества, которые связаны между собой отношением сравнения («больше – меньше», «выше – ниже», «сильнее – слабее» и т. д. ). Примеры: школьные оценки от 1 до 5; судейские оценки во время конкурсов и соревнований; значимость ценностей для индивида и т. д. В порядковой (ранговой) шкале должно быть не меньше 3-х классов, чтобы можно было расставить измеренные признаки по порядку. От классов просто перейти к цифрам, если считать, что низший класс получает ранг (код или цифру) 1, средний – 2, высший – 3 (или наоборот). Числа в ранговых шкалах обозначают лишь порядок следования признаков, а операции с числами в этой шкале – это операции с рангами. В ранговой шкале применяется множество разнообразных статистических методов. Наиболее часто применяются: 1) коэффициенты корреляции Спирмена и Кэндалла; 2) разнообразные критерии различия. 1. 5. Шкала интервалов (интервальная шкала). Особенность шкалы – каждое из возможных значений измеренных величин отстоит от ближайшего на равном расстоянии; нет естественной точки отсчёта (нуль условен и не указывает на отсутствие измеряемого свойства). Главное понятие шкалы – интервал (доля или часть измеряемого свойства между двумя соседними позициями на шкале). Размер интервала – величина фиксированная и постоянная на всех участках шкалы. Для измерения посредством данной шкалы устанавливают специальные единицы измерения; в психологии это стены и стенайны. В интервальной шкале может считаться проведённым исследование по строго стандартизированной тестовой методике.
Пример: стандартизированные тесты интеллекта, где условная единица измерения IQ эквивалентна как при низких, так и при высоких значениях интеллекта. К экспериментальным данным, полученным в данной шкале, применимо достаточно большое число статистических методов.
1. 6. Шкала отношений (шкала равных отношений). Особенность шкалы – наличие твёрдо фиксированного нуля, который означает полное отсутствие какого-либо свойства или признака. Шкала отношений близка к интервальной шкале. Она наиболее информативная, допускает любые математические операции и использование разнообразных статистических методов. В этой шкале производятся точные и сверхточные измерения в физике, химии, математике, микробиологии и т. д., а также в близких к психологии науках: психофизика, психофизиология, психогенетика.
1. 7. Правила ранжирования. Особенности ранжирования числовых характеристик: 1) Наименьшему числовому значению приписывается ранг 1. 2) Наибольшему числовому значению приписывается ранг, равный количеству ранжируемых величин. 3) В случае если несколько исходных значений оказываются равными, то им приписывается ранг, равный средней величине тех рангов, которые эти величины получили бы, если они стояли по порядку друг за другом и не были бы равны. 4) Общая сумма реальных рангов должна совпадать с расчётной, определяемой по формуле: Сумма рангов = 5) Не рекомендуется ранжировать более чем 20 величин (признаков, качеств, свойств и т. п. ), поскольку в этом случае ранжирование оказывается малоустойчивым. 6) При необходимости ранжирования достаточно большого количества объектов их следует объединить по какому-либо признаку в достаточно однородные классы (группы), а затем уже ранжировать полученные классы (группы).
Пример 1. 1. У 11-ти испытуемых получены показатели невербального интеллекта, которые представлены в таблице. Проранжируйте эти показатели. Сделайте проверку правильности ранжирования.
Решение: Необходимо заполнить третий столбец таблицы. Числа в скобках – вспомогательные записи в случае равных значений. В нашем случае – это значение 117. Оно встречается дважды (восьмым и девятым по порядку). Следовательно, ранг этого значения равен среднему арифметическому чисел 8 и 9, т. е. 8, 5.
Проверка: 1) Сумма рангов: 6+4+11+10+8, 5+8, 5+3+5+7+1+2=66 2) По формуле: = =11 6 = 66 3) Сравниваем результаты: 66 = 66, следовательно, ранжирование проведено верно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|