Вопросы для обсуждения. ТЕМА №2. Выборка. Формы учёта результатов измерений. 2.1. Выборка и её репрезентативность. Виды соотношений выборок
Вопросы для обсуждения 1. Что называется измерением, единицей измерения? Чем отличается измерение в психологии от измерения в естественных науках и технике? 2. Что такое кодирование? На каких этапах научного исследования психолог работает с числовыми кодами? 3. Какие типы измерительных шкал существуют? Каковы принципиальные различия между типами шкал? 4. Каковы особенности, примеры и частные случаи номинативной шкалы? Каковы другие названия данной шкалы? Какие статистические методы применимы к данной шкале? 5. Ранговая шкала: её особенности, примеры. Другие названия ранговой шкалы. Статистические методы, применимые в ранговой шкале. 6. Что такое ранжирование? Каковы правила ранжирования? 7. Как осуществить проверку правильности ранжирования? 8. Каковы рекомендации по ранжированию большого количества величин? 9. Шкала интервалов: особенности, примеры. Интервал и его размер. Применимость статистических методов к шкале интервалов. 10. Шкала отношений и её отличие от шкалы интервалов. Применимость шкалы отношений в психологии. 11. Вы измеряете согласие девятиклассников на продолжение обучения в профильном классе школы. Школьник может дать ответ «Да» или «Нет». В какой шкале осуществляется данное измерение? 12. Проводится измерение веса и роста младших школьников. В какой шкале осуществляется измерение? 13. Вы определяете быстроту реакции военных лётчиков. Для этого фиксируется время ответа испытуемого на световой сигнал. В какой шкале проводится данное измерение? 14. Какие измерения вы можете провести в своей группе, чтобы они были проведены: а) в шкале наименований; б) в ординарной шкале; в) в интервальной шкале;
г) в шкале равных отношений? 15. Какие психологические методики позволяют осуществлять измерение в шкале интервалов?
ТЕМА №2. Выборка. Формы учёта результатов измерений. 2. 1. Выборка и её репрезентативность. Генеральная совокупность – всеобъемлющая группа объектов какой-либо природы. Примеры: женщины; первоклассники; спортсмены; люди, побывавшие в космосе и т. д. Теоретически считается, что объём генеральной совокупности не ограничен. Практически – всегда ограничен и может быть различным. Полное (сплошное) исследование – психологическое исследование, в ходе которого подвергаются изучению все представители генеральной совокупности. Позволяет получить исчерпывающую информацию, но чаще всего нереально. Обычно проводится частичное (выборочное) исследование. Частичное (выборочное) исследование – психологическое исследование, в ходе которого подвергаются изучению только некоторые представители генеральной совокупности (выборка). Выборка – любая подгруппа элементов (испытуемых, респондентов), выделенная из генеральной совокупности для проведения исследования. Респондент – испытуемый, отдельный индивид из выборки, с которым работает психолог. Объём выборки - число респондентов в выборке. Обозначается буквой n (или N ). Различают малую выборку (до 30 респондентов), среднюю (от 30 до 100), большую (свыше 100 респондентов). Репрезентативная (представительная) выборка – такая выборка, в которой все основные признаки генеральной совокупности представлены приблизительно в той же пропорции и с той же частотой, с которой данный признак выступает в данной генеральной совокупности. (Это меньшая по размеру, но точная модель генеральной совокупности).
Виды соотношений выборок 1) Независимые (несвязные) выборки. Если процедура эксперимента и полученные результаты одной выборки не оказывают влияния на особенности протекания процедуры и результаты другой выборки.
2) Зависимые (связные) выборки. Если процедура эксперимента и полученные результаты одной выборки оказывают влияние на другую выборку. Одна и та же выборка, на которой дважды проводилось психологическое обследование (пусть даже разных психологических качеств, особенностей), является зависимой (связной).
2. 2. Формы учёта результатов измерений. Первичный экспериментальный материал нуждается в обработке. Она начинается с упорядочения и систематизации собранных данных, группировки. Она может осуществляться в виде статистических таблиц или статистических рядов. 1) Статистические таблицы. Бывают простыми и сложными. а) Простые таблицы. Применяются при альтернативной группировке, когда одна группа противопоставляется другой. Рекомендуется использовать при измерении в номинативной или ранговой шкале.
Пример 2. 1. Результаты обследования мануальной асимметрии у 110 учащихся 3-6-х классов могут быть представлены в виде простой таблицы:
Измерение проведено в дихотомической шкале. Противопоставляются группы праворуких и леворуких учащихся по их количеству в каждой параллели. Наличие строки и столбца «Сумма» позволяет наглядно представить общее число детей: по признаку мануальной асимметрии (87 праворуких и 23 леворуких); в параллели; общее число респондентов (объём выборки - 110). На основании данной таблицы можно сделать определённые выводы, в частности, что среди учеников обследуемых классов больше праворуких, нежели леворуких. б) Сложные таблицы – многопольные. Используются при выяснении причинно-следственных отношений между варьирующими признаками.
Пример 2. 2. Представлены данные, иллюстрирующие положительную зависимость между уровнем готовности к школьному обучению и уровнем адаптации первоклассников к школе. Таблица является девятипольной (3 · 3 так как рассматривается два параметра (готовность к школьному обучению и адаптация к школе) трёх уровней (высокий, средний и низкий). В результате таблица содержит три строки и три столбца. Кроме этого добавляются результирующие строка и столбец «Всего».
Таблица позволяет выявить тенденцию, заключающуюся в том, что первоклассники, подготовленные к школьному обучению, как правило, лучше адаптируются к школе. Таким образом, правильно составленные таблицы – большое подспорье в экспериментальной работе. Кроме таблиц (простых и сложных) группировка экспериментальных данных может осуществляться в виде статистических рядов.
2) Статистические ряды. Чаще всего используются вариационные ранжированные статистические ряды. Это двойной ряд чисел, в котором первая строка – значения признака (варианты, xi ), расположенные в порядке возрастания, а вторая строка – частоты вариант (сколько раз каждая варианта встречается в выборке, fi ). Сумма частот должна быть равна объёму выборки: Σ fi = n. Статистический ряд может содержать третью строку – относительные частоты вариант ni, которые определяются как отношение частоты к объёму выборки: ni = . Сумма относительных частот должна равняться 1. Относительные частоты могут быть представлены в процентах: ni = 100%.
Пример 2. 3. Психолог провёл тестирование интеллекта по тесту Векслера у 25 школьников, и сырые баллы по второму субтесту оказались следующими: 6; 9; 5; 7; 10; 8; 9; 10; 8; 11; 9; 12; 9; 8; 10; 11; 9; 10; 8; 10; 7; 9; 10; 9; 11. Записать данные в виде статистического ряда. Решение: n = 25. Статистический ряд имеет вид:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|