Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для обсуждения. ТЕМА №2. Выборка. Формы учёта результатов измерений. 2.1. Выборка и её репрезентативность. Виды соотношений выборок




Вопросы для обсуждения

1. Что называется измерением, единицей измерения? Чем отличается измерение в психологии от измерения в естественных науках и технике?

2. Что такое кодирование? На каких этапах научного исследования психолог работает с числовыми кодами?

3. Какие типы измерительных шкал существуют? Каковы принципиальные различия между типами шкал?

4. Каковы особенности, примеры и частные случаи номинативной шкалы? Каковы другие названия данной шкалы? Какие статистические методы применимы к данной шкале?

5. Ранговая шкала: её особенности, примеры. Другие названия ранговой шкалы. Статистические методы, применимые в ранговой шкале.

6. Что такое ранжирование? Каковы правила ранжирования?

7. Как осуществить проверку правильности ранжирования?

8. Каковы рекомендации по ранжированию большого количества величин?

9. Шкала интервалов: особенности, примеры. Интервал и его размер. Применимость статистических методов к шкале интервалов.

10. Шкала отношений и её отличие от шкалы интервалов. Применимость шкалы отношений в психологии.

11. Вы измеряете согласие девятиклассников на продолжение обучения в профильном классе школы. Школьник может дать ответ «Да» или «Нет». В какой шкале осуществляется данное измерение?

12. Проводится измерение веса и роста младших школьников. В какой шкале осуществляется измерение?

13. Вы определяете быстроту реакции военных лётчиков. Для этого фиксируется время ответа испытуемого на световой сигнал. В какой шкале проводится данное измерение?

14. Какие измерения вы можете провести в своей группе, чтобы они были проведены:

а) в шкале наименований;

б) в ординарной шкале;

в) в интервальной шкале;

г) в шкале равных отношений?

15. Какие психологические методики позволяют осуществлять измерение в шкале интервалов?

 

ТЕМА №2. Выборка. Формы учёта результатов измерений.

2. 1. Выборка и её репрезентативность.

Генеральная совокупность – всеобъемлющая группа объектов какой-либо природы.

Примеры: женщины; первоклассники; спортсмены; люди, побывавшие в космосе и т. д.

Теоретически считается, что объём генеральной совокупности не ограничен. Практически – всегда ограничен и может быть различным.

Полное (сплошное) исследование – психологическое исследование, в ходе которого подвергаются изучению все представители генеральной совокупности.

Позволяет получить исчерпывающую информацию, но чаще всего нереально. Обычно проводится частичное (выборочное) исследование.

Частичное (выборочное) исследование – психологическое исследование, в ходе которого подвергаются изучению только некоторые представители генеральной совокупности (выборка).

Выборка – любая подгруппа элементов (испытуемых, респондентов), выделенная из генеральной совокупности для проведения исследования.

Респондент – испытуемый, отдельный индивид из выборки, с которым работает психолог.

Объём выборки - число респондентов в выборке. Обозначается буквой n (или N ). Различают малую выборку (до 30 респондентов), среднюю (от 30 до 100), большую (свыше 100 респондентов).

Репрезентативная (представительная) выборка – такая выборка, в которой все основные признаки генеральной совокупности представлены приблизительно в той же пропорции и с той же частотой, с которой данный признак выступает в данной генеральной совокупности. (Это меньшая по размеру, но точная модель генеральной совокупности).

 

Виды соотношений выборок

1) Независимые (несвязные) выборки. Если процедура эксперимента и полученные результаты одной выборки не оказывают влияния на особенности протекания процедуры и результаты другой выборки.

2) Зависимые (связные) выборки. Если процедура эксперимента и полученные результаты одной выборки оказывают влияние на другую выборку. Одна и та же выборка, на которой дважды проводилось психологическое обследование (пусть даже разных психологических качеств, особенностей), является зависимой (связной).

 

2. 2. Формы учёта результатов измерений.

Первичный экспериментальный материал нуждается в обработке. Она начинается с упорядочения и систематизации собранных данных, группировки. Она может осуществляться в виде статистических таблиц или статистических рядов.

1) Статистические таблицы. Бывают простыми и сложными.

а) Простые таблицы. Применяются при альтернативной группировке, когда одна группа противопоставляется другой. Рекомендуется использовать при измерении в номинативной или ранговой шкале.

 

Пример 2. 1. Результаты обследования мануальной асимметрии у 110 учащихся 3-6-х классов могут быть представлены в виде простой таблицы:

Классы Праворукие Леворукие Сумма
Сумма

 

Измерение проведено в дихотомической шкале. Противопоставляются группы праворуких и леворуких учащихся по их количеству в каждой параллели. Наличие строки и столбца «Сумма» позволяет наглядно представить общее число детей: по признаку мануальной асимметрии (87 праворуких и 23 леворуких); в параллели; общее число респондентов (объём выборки - 110). На основании данной таблицы можно сделать определённые выводы, в частности, что среди учеников обследуемых классов больше праворуких, нежели леворуких.  

б) Сложные таблицымногопольные. Используются при выяснении причинно-следственных отношений между варьирующими признаками.

 

Пример 2. 2. Представлены данные, иллюстрирующие положительную зависимость между уровнем готовности к школьному обучению и уровнем адаптации первоклассников к школе.

Таблица является девятипольной (3 · 3 так как рассматривается два параметра (готовность к школьному обучению и адаптация к школе) трёх уровней (высокий, средний и низкий). В результате таблица содержит три строки и три столбца. Кроме этого добавляются результирующие строка и столбец «Всего».

 

Уровень готовности

к школьному обучению

Уровень адаптации к школе

Всего

Высокий Средний Низкий
Высокий
Средний
Низкий -
Всего

 

 Таблица позволяет выявить тенденцию, заключающуюся в том, что первоклассники, подготовленные к школьному обучению, как правило, лучше адаптируются к школе.

Таким образом, правильно составленные таблицы – большое подспорье в экспериментальной работе. Кроме таблиц (простых и сложных) группировка экспериментальных данных может осуществляться в виде статистических рядов.

 

2) Статистические ряды. Чаще всего используются вариационные ранжированные статистические ряды. Это двойной ряд чисел, в котором первая строка – значения признака (варианты, xi ), расположенные в порядке возрастания, а вторая строка – частоты вариант (сколько раз каждая варианта встречается в выборке, fi ). Сумма частот должна быть равна объёму выборки: Σ fi = n.

Статистический ряд может содержать третью строку – относительные частоты вариант ni, которые определяются как отношение частоты к объёму выборки: ni =  . Сумма относительных частот должна равняться 1. Относительные частоты могут быть представлены в процентах: ni =  100%.

 

Пример 2. 3. Психолог провёл тестирование интеллекта по тесту Векслера у 25 школьников, и сырые баллы по второму субтесту оказались следующими: 6; 9; 5; 7; 10; 8; 9; 10; 8; 11; 9; 12; 9; 8; 10; 11; 9; 10; 8; 10; 7; 9; 10; 9; 11. Записать данные в виде статистического ряда.

Решение: n = 25. Статистический ряд имеет вид:

 

Варианта xi Σ
Частота варианты fi
Относительная частота варианты ni  (или %) 0, 04 (4%) 0, 04 (4%) 0, 08 (8%) 0, 16 (16%) 0, 28 (28%) 0, 24 (24%) 0, 12 (12%) 0, 04 (4%) (100 %)
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...