Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации к выбору критерия различий




Рекомендации к выбору критерия различий

* Определить связность (несвязность) выборки.

* Определить однородность (неоднородность) выборки.

* Оценить объём выборки, выбрать критерий по данному признаку.

* Начать работу с наименее трудоёмкого критерия.

* Если использованный критерий не выявил различий, применить более мощный, но одновременно более трудоёмкий критерий.

* Если в распоряжении психолога имеется несколько критериев, то следует выбирать тот, который наиболее полно использует информацию, содержащуюся в экспериментальных данных.

* При малом объёме выборки следует увеличивать величину уровня значимости (не менее 1%), т. к. небольшая выборка и низкий уровень значимости приводят к увеличению вероятности принятия ошибочных решений.

 

5. 2. Непараметрические критерии для связных выборок.

1. Критерий знаков G. Предназначен для установления того, как изменяются значения признака при повторном измерении связной выборки: в сторону увеличения или уменьшения.

 

2. Парный критерий Т – Вилкоксона. Этот критерий является более мощным, чем критерий знаков G. Применяется для оценки различий экспериментальных данных, полученных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Позволяет выявить не только направленность изменений, но и их выраженность (насколько сдвиг показателей в каком-то одном направлении является более интенсивным, чем в другом).

 

3. Критерий Фридмана. Этот критерий можно рассматривать как распространение критерия Т – Вилкоксона на три и большее количество измерений связной выборки испытуемых. Позволяет установить уровень статистической достоверности различий сразу в нескольких измерениях (от 3 до 100), но не даёт возможности выявить направление изменений.

 

4. Критерий Пейджа (L критерий тенденций Пейджа). Можно рассматривать как эквивалент критерия Фридмана для сопоставления показателей, измеренных в 3 и более условиях на одной и той же выборке испытуемых. Однако этот критерий не только позволяет выявить различия, но и указывает на направление в изменении величин признака. Применение этого достаточно мощного критерия ограничено объёмом выборки – число испытуемых не может быть больше 12 и числом измерений признака – оно не может быть больше 6.

 

5. Критерий Макнамары. Предназначен для работы с данными, полученными в самой простой из номинальных – дихотомической шкале.

В данном пособии рассматриваются алгоритмы применения критерия знаков G и парного критерия Т – Вилкоксона. Критические значения данных критериев определяются по соответствующим справочным таблицам, приведённым в разделе «Таблицы критических значений».

 

5. 3. Критерий знаков G.

Назначение и описание критерия

Критерий знаков G предназначен для установления общего направления сдвига исследуемого признака. Он позволяет установить, в какую сторону в выборке в целом изменяются значения признака при переходе от первого измерения ко второму: изменяются ли показатели в сторону улучшения, повышения или усиления или, наоборот, в сторону ухудшения, понижения или ослабления.

При подсчёте данного критерия используется понятие «сдвиг». Сдвиг – это величина разности между значениями признака одного и того же участника «после» и «до» какого-либо воздействия (но не наоборот! ). Сдвиг может быть положительным, отрицательным или нулевым.

Смысл критерия состоит в анализе соотношения положительных и отрицательных сдвигов. При этом вводятся два обозначения:

- сумма сдвигов, получившаяся наибольшей (типичный сдвиг) - n. Gкр находится по Таблице 1;

- сумма сдвигов, получившаяся наименьшей (нетипичный сдвиг) - Gэмп.

Гипотезы при использовании критерия знаков G формулируются следующим образом:

H0: Преобладание типичного направления сдвига является случайным.

H1: Преобладание типичного направления сдвига не является случайным.

Условия применения критерия знаков G

1) Измерение может быть проведено в шкале порядка, интервалов и отношений.

2) Выборка должна быть однородной и связной.

3) Число элементов в сравниваемых выборках должно быть равным.

4) G критерий знаков может применяться при величине типичного сдвига от 5 до 300.

5) При равенстве типичных и нетипичных сдвигов критерий знаков неприменим, следует использовать другие критерии.

 

Алгоритм подсчёта критерия знаков G

1) Подсчитать количество нулевых сдвигов и исключить их из рассмотрения. (В результате n уменьшится на количество нулевых сдвигов).

2) Определить преобладающее направление сдвигов. Считать сдвиги в преобладающем направлении «типичными».

3) Определить количество «нетипичных» сдвигов. Считать это число эмпирическим значением Gэмп.

4) По Таблице 1 определить критические значения G для данного n.

5) Построив ось значимости, определить зону попадания Gэмп.

6) Сделать выводы о достоверности сдвига в типичную сторону. (Подтвердить какую-либо из статистических гипотез).

 

Пример 5. 1. Психолог проводит групповой тренинг. Его задача – выяснить, будет ли эффективен данный конкретный вариант тренинга для снижения уровня тревожности участников?

Решение: Для решения этой задачи психолог с помощью теста Тейлора дважды выявляет уровень тревожности у 14 участников до и после проведения тренинга. Результаты измерения приведены в таблице. На основании результатов подсчитывается критерий знаков G.

 

№ испытуемых п/п Уровень тревожности «до» тренинга Уровень тревожности «после» тренинга Сдвиг
+
-
-
-
+
+
+
+
+
-
-
+
+

 

Формулировка гипотез:

H0: Сдвиг в сторону увеличения тревожности после тренинга является случайным.

H1: Сдвиг в сторону увеличения тревожности после тренинга является не случайным.

Подсчёт критерия знаков G:

1)  Общее число (сумма) нулевых сдвигов = 1.

2)  Общее число (сумма) положительных сдвигов = 8 (типичные сдвиги). n =8

3)  Общее число (сумма) отрицательных сдвигов = 5 (нетипичные сдвиги). Gэмп = 5.

4) Нужный участок Таблицы 1:

 

n

Р

0, 05 0, 01

 

5) Ось значимости:

 

0, 05              0, 01
                5                        1                  0                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      
Зона незначимости

6) Gэмп = 5 попало в зону незначимости. Это означает, что полученный в эксперименте общий положительный сдвиг в сторону увеличения уровня тревожности испытуемых после проведения тренинга статистически недостоверен. Иначе говоря, данный способ воздействия не привёл к существенным изменениям в уровне тревожности испытуемых.

Полученный результат может быть переформулирован также в терминах нулевой и альтернативной гипотез: поскольку преобладание типичного положительного направления сдвига в данном эксперименте является случайным, то должна быть принята гипотеза Н0 об отсутствии различий, или о наличии сходства.

Т. о. согласно критерию знаков, применённый психологом способ тренинга неудовлетворителен, поскольку не даёт статистически достоверных изменений в состоянии участников тренинга.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...