Глава 1. Теоретические аспекты формирования фонематических процессов у дошкольников
Стр 1 из 14Следующая ⇒
Содержание
1. ВВЕДЕНИЕ Развитие звукового анализа и синтеза и фонематической системы в целом — актуальная проблема в современных условиях. На важность и необходимость своевременного формирования фонематического слуха у детей с речевой патологией указывали многие отечественные исследователи (Г. А. Каше, В. А. Ковшиков, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина). В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и серьезными трудностями в усвоении школьной программы существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению и письму. На сегодняшний день очень возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, не имеющий достаточно высокого уровня развития фонематических процессов и представлений, не умеющий читать, испытывает большие трудности с первых дней школьного обучения. Не во всех школах города дети могут продолжить занятия у логопеда, да и не каждая школа (тем более гимназия) готова принять в свои стены ребенка с какими-либо недостатками речи. Строгий отбор проходят дети, поступающие в более престижные лицеи, гимназии, классы, специализирующиеся на изучении иностранных языков, математики и т. д. Для таких малышей особенно важен высокий уровень речевого развития в целом и фонематической системы в частности, ведь полноценное овладение родным, а тем более иностранным языком, невозможно при фонематическом недоразвитии. Дети, вследствие недостаточной сформированности фонематического компонента не овладевшие грамотным чтением и письмом, испытывают, как следствие, трудности в усвоении практически всего программного материала первого класса школы. Именно поэтому формирование и развитие фонематического компонента речи занимает столь важное место в системе коррекционного обучения детей с ОНР.
Цель исследования: создать эффективную систему работы по формированию фонематического компонента речи у дошкольников с речевым недоразвитием. Задачи исследования: 1. Изучение психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Выявление особенностей формирования фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработка системы коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование и развитие фонематических процессов у дошкольников с ОНР. 4. Оценка эффективности и результатов данного исследования. Методы исследования: · Организационные: сравнительный. · Эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент. · Психодиагностические: тесты, диагностические задания. · Биографические: сбор и анализ анамнестических данных, изучение документации.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования фонематических процессов у дошкольников. 1. 1. Научно-теоретические основы изучения развития фонематической системы у дошкольников Многие исследователи (Р. Е. Левина, Г. А. Никашина, Г. А. Каше и др. ) отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы) ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи. «Основным качеством человеческого слуха и является способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы – фонематический слух» (М. Е. Хватцев, 1959). Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов. Благодаря хорошо развитому фонематическому слуху усваивается не только лексическое, но и грамматическое значение слов, что способствует формированию системы родного языка. Звуковая культура речи развивается также на основе фонематического слуха. Именно фонематический слух во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение фраз, слов и звуков. Недоразвитие или нарушение фонематического слуха приводят к специфическим дефектам звукопроизношения, в дальнейшем отклонения в развитии фонематических операций могут привести к возникновению дисграфии и дислексии. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и при этом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние на освоение письма.
Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т. п. Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия, невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом. Доктор наук, профессор Левина Р. Е., стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: “При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов”. Таким узловым образованием, ключевым моментом в системе коррекции общего недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. “Формирование узловых образований, - отмечает далее Р. Е. Левина, - позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта” (т. е. коррекции речевого недоразвития). Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно определять последовательность всех звуков в слове, или составлять слова из названных ему звуков. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но не о таких ошибках – закономерных, естественных – идёт речь, когда имеют в виду патологию. Анализ специфических ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети с общим недоразвитием речи при овладении навыками звукового анализа, синтеза, формировании фонематических представлений, и показывает значение и необходимость поиска способов повышения эффективности их обучения.
Как показывают данные ряда авторов (А. Н. Корнева (1995 г. ), В. И. Гордиловой, М. З. Кудрявцевой (1995 г. ), Г. А. Глинна (1996 г. ), Т. А. Ткаченко (1999 г. )) в среднем у дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к звуковому анализу почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Общее недоразвитие речи проявляется в значительном отклонении от нормы в формировании фонематических представлений, лежащих в основе звукового анализа. Целенаправленная работа в условиях логопедической группы детского сада должна способствовать не только преодолению основных механизмов фонематического недоразвития, но и обеспечить своевременную подготовку детей к обучению грамоте и предупредить возникновение нарушений письменной речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|