Глава 2. Система работы по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Глава 2. Система работы по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 2. 1. Организация, методы и результаты экспериментального исследования фонематических процессов у дошкольников с ОНР В эксперименте принимали участие 10 дошкольников с общим недоразвитием речи в возрасте 5-6 лет. В основу содержания методики эксперимента легли методические рекомендации А. М. Быховской, Н. А. Казовой [2], разработанные для исследования состояния общего и речевого развития детей 4-7 лет с ОНР (Приложение 1). Так как процессы звукового анализа и синтеза находятся в прямой зависимости от состояния звукопроизношения, фонематического восприятия и фонематических представлений, то обследование включало в себя также и эти компоненты. I. Исследование состояния звукопроизношения. 1) Выявление нарушения произношения всех групп звуков: - гласных ([а], [о], [у], [и], [э], [ы]); - глухих и звонких парных согласных ([п - б], [в - ф], [д - т], [г - к]) в твердом и мягком звучании; - свистящих, шипящих, аффрикат ([с], [с'], [з], [з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); - соноров ([р], [р'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н']). 2) Позицию нарушения звука: изолированно, в словах, в предложениях. 3) Характер нарушения звукопроизношения (замены, искажения, смешения, пропуски звуков). II. Исследование состояния фонематического восприятия Выявление наличия/отсутствия навыка дифференциации: - оппозиционных звуков; - оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении; - смешиваемых в произношении звуков. III. Исследование состояния фонематического анализа и синтеза - Выявление наличия/отсутствия способности выделять заданный звук из слова, выделять начальный ударный гласный из слова.
- Выявление наличия/отсутствия способности выделить конечный и начальный согласные в слове; определить последовательность и количество звуков в слове. Диагностика детей с ОНР не может в полной мере опираться на выявление знаний, умений, навыков. Для ребенка старшего дошкольного возраста в первую очередь важно не то, каким объемом предметных знаний определенной образовательной области он владеет, а то, каким способом эти знания были ребенком освоены. Таким образом, определенный набор знаний, которым обладает ребенок, далеко не всегда указывает на его реальные результаты. Поэтому при подборе методов и диагностического материала учитывались психологические особенностей детей и структура речевого дефекта. При определении уровня развития фонематических процессов учитывалось также состояние звукопроизношения детей. Количественные данные особенностей развития фонематических процессов у детей с ОНР представлены в таблице 1(стр. 12). Из представленной таблицы видно, что дети набрали от 0, 6 до 2, 0 баллов. Среднее значение по группе – 1, 2 балла. Были выявлены специфические ошибки: большинство детей имели нарушения произношения двух-трех групп звуков во всех позициях в спонтанной речи, допускали искажения, смешения звуков. У некоторых воспитанников присутствовали нарушения произношения всех групп звуков, включая некоторые парные согласные. Большая часть детей затруднялись при выполнении заданий на различение смешиваемых в произношении оппозиционных звуков, некоторые испытуемые не справились с заданием. Выделение заданного звука из слова, определение начального ударного гласного в слове вызвало затруднения у большинства детей по данным вводной диагностики. Трое воспитанников показали низкий уровень сформированности фонематических процессов, четверо – ниже среднего; средний уровень сформированности – у троих детей. Таким образом, по степени сформированности фонематических процессов, дошкольников можно условно разделить на три группы (рисунок 1, стр. 12).
Количественные данные развития фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи (вводная диагностика) Таблица 1
Примечание: Шкала оценки результатов исследования фонематических процессов по степени сформированности: 2, 5 - 3 балла (уровень выше среднего) 1, 9 - 2, 4 балла (средний уровень) 1, 0 - 1, 8 балла (уровень ниже среднего) 0 – 0, 9 балла (низкий уровень) Рисунок 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|